6 дней
О сайте4 1 | С10 20695 006 1983, дата записи: 1983 г. |
ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА меццо-сопрано ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ фортепиано Слова С. Есенина Сторона 1 — 16.23 1. Осень 2. Я покинул родимый дом… 3. Отвори мне, страж заоблачный, голубые двери дня… 4. Серебристая дорога, ты ведешь меня куда!.. 5. Отчалившая Русь 6. Симоне, Петр… Где ты! Приди… Сторона 2 — 15.20 7. Где ты, где ты, отчий дом… 8. Там, за Млечными холмами… 9. Трубит, трубит погибельный рог! 10. По-осеннему кычет сова… 11. О верю, верю, счастье есть! 12. О родина, счастливый и неисходный час) Запись с концерта в Большом зале Ленинградской филармонии 29 мая 1983 г. Звукорежиссеры: С. Шугаль, Е. Бунеева Редактор Л. Абелян Художник Б. Белов Фото В. Плотникова и С. Киврина «МЕЛОДИЯ», 1984 Всесоюзная студия грамзаписи Запись Ленинградского радио, 1983 г. Зак. 177. Тир. 15.000 Арт. 10-9. Цена 1 руб. 45 коп. Московский опытный завод «Грамзапись» см. MEL CD 10 02420 Произведения с подобным названием у Есенина нет. Композитор нашел эти слова в одной из его стихотворных строк и озаглавил так свое сочинение, вдохновленное есенинской поэзией. Почти все двенадцать стихотворений, положенные в основу поэмы и соединенные произвольно в соответствии с ее чисто музыкальным замыслом, были написаны Есениным в бурные революционные годы. В них композитора поразили масштаб и раскаленность чувств, страстность лирического высказывания, его неистовая напряженность. В этих стихах нет многого из того, что часто связывается с именем поэта, — в них нет ничего «бытового». Лирический герой свиридовской музыки — и это тоже Есенин — смотрит одновременно и в евангелическую глубину веков, и в бурное течение современной жизни, и в космический свет будущего. Русский осенний пейзаж, сквозь который просвечивает образ страдания («Осень»); «серебристые дороги» родины, юноша, уходящий из родного дома в жизнь, картины разорения, вызванного социальными потрясениями эпохи («Где ты, где ты, отчий дом...»); образы добра и вероломства («Симоне, Петр... Где ты?»); вихри космического огня, в котором как бы продолжается вечная, неистребимая народная жизнь («Там, за Млечными холмами...»); пророчество о «железном госте», столь удивительно звучащее в наше «нейтронное» время («Трубит, трубит погибельный рог!») и, наконец, сама «Отчалившая Русь» в облике летящей лебеди, устремившейся в неизведанные дали, — все эти и другие поэтические образы составили как бы некую большую фреску, которой композитор дал изумительное звуковое воплощение, усилив поэтическую образность образностью музыкальной, и прежде всего мелодической, ибо Есенин всегда — песня, понимаемая не как жанр или форма, а как изначальный творческий импульс, как созревшее желание излить свою душу в напеве... Две последние части поэмы («О верю, верю, счастье есть!» и «О родина, счастливый и неисходный час!») как бы драматургически обособляются автором, и после предшествующей им десятой «главы» («По-осеннему кычет сова...») — своеобразного психологического автопортрета — они взмывают к мощному обобщению, увлекая за собой все «главы» поэмы, излучая ослепительный свет надежды и веры в человека и человеческое. Широкий мелодический разлив финала сопровождается ритмичными аккордами рояля, создающими образ могучего колокольного звона. Елена Образцова и Георгий Свиридов вдохновенно, с блеском и трагическим пафосом исполняют «Отчалившую Русь». Голос Образцовой звучит в ансамбле со Свиридовым не просто во всю свою мощь, но во весь размах человеческой натуры, а этот размах и вправду велик у певицы... Андрей Золотов (газета «Правда», 6 мая 1983 года) |