5 дней
О сайте5 3 | С10 19405 005 1983 |
Сторона 1 Сергей Прокофьев (1891—1953) Ала и Лоллий, Скифская сюита, соч. 20 - 20.50 1. Поклонение Велесу и Але 2. Чужбог и пляска нечисти 3. Ночь 4. Поход Лоллия и шествие Солнца Сторона 2 Николай Римский-Корсаков (1844—1908) Садко, Музыкальная картина, соч. 5 - 10.40 Полет шмеля (Сказка о царе Салтане, 3 действие) – 1.35 Анатолий Лядов (1855—1914) Баба-Яга, Картинка к русской народной сказке, соч. 56 - 3.00 (моно) Кикимора, народное сказание, соч. 63 - 6.10 (моно) Orchestre de la Suisse Romande (Симфонический оркестр Романской Швейцарии) Редактор П. Грюнберг Художник Б. Белов |
Имя швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме стоит несколько особняком в истории дирижерского искусства. В начале нашего столетия изменения стиля и языка музыки происходили в таком темпе, что произведения, написанные даже в конце XIX века, воспринимались как принадлежащие к давно прошедшей эпохе, как музыкальная классика. Это было время нарождения и стабилизации новых стилей. Кроме того, это было время чрезвычайно интенсивной концертной жизни: буквально десятки мировых музыкальных «звезд» одновременно выступали и гастролировали в Европе и Америке. У большинства дирижеров основу репертуара составляла музыкальная классика, их ранг и мастерство определялись, прежде всего, интерпретацией произведений великих композиторов прошлого. Ансерме же с самого начала своей карьеры выдвинулся именно как выдающийся исполнитель современной музыки и достиг в этой области столь высокого мастерства, что некоторые его интерпретации и по сей день считаются непревзойденными. Ансерме был великим мастером оркестровых звучностей. Под его управлением оркестр как бы расцветал всеми красками, каждая группа инструментов звучала исключительно ярко и насыщенно. Особенно восхищало искусство выявления необычных тембров, нетрадиционных сочетаний инструментов, столь свойственных современной музыке. Звуковой, оркестровый колорит, бывший в прошлом лишь вспомогательным средством, становился у современных композиторов зачастую «главным действующим лицом». Симптомы этой «революции» появились уже в музыке Вагнера, Малера, русских «кучкистов». Но особые требования к живописности звучания оркестра стали предъявлять авторы программной музыки и композиторы-импрессионисты. В этой области манера Ансерме оказалась как нельзя более соответствующей. К тому же, в отличие от других дирижеров, которые нередко исполняли музыку импрессионистов ритмически расплывчато, стараясь создать ощущение неустойчивости, зыбкости, Ансерме подчинял свои интерпретации строгой логике ритмов. Его оригинальный дирижерский стиль нашел впоследствии многочисленных последователей и даже в немалой степени стимулировал композиторское мышление. Эрнест Ансерме родился 11 ноября 1883 года в швейцарском городке Веве. «Моим первоначальным призванием, — вспоминал он, — была музыка, и вошел я в нее с самого детства, так как моя мать играла на фортепиано, отец пел, и к тому же я от природы был склонен к мечтательности и созерцательности, которые являются источниками музыки». Первые уроки будущий дирижер получил у своей матери. В период обучения в гимназии, а затем в кадетском корпусе он продолжал занятия музыкой у местных педагогов. Юношей играл на корнете в музыкальном обществе Веве и в оркестре кадетского корпуса, пробовал свои силы в дирижировании и композиции. Переехав в Лозанну, где сначала учился в коллеже, а затем изучал математику в университете, прошел курс гармонии в консерватории. Чтобы усовершенствоваться в математике, Ансерме отправился в Париж и поступил на математический факультет в знаменитую Сорбонну. Одновременно он слушал в консерватории курс контрапункта у Жедальжа и курс истории музыки у Бурго- Дюкудре. Вернувшись в Лозанну, четыре года (1906—1910) работал преподавателем математики в Классическом колледже, но все свободное время отдавал музыке: посещал концерты в Лозанне и в Монтрё, где курортным оркестром дирижировал его друг Франсиско де Ласерда, писал рецензии и статьи о музыке, сочинял. Осенью 1910 года Ансерме уехал в Мюнхен, а затем в Берлин. «Зима, проведенная в Германии и заполненная посещением репетиций и концертов Никиша, Мотля, Рихарда Штрауса, Мука, Онеггера и других, и по возвращении на родину — живой пример Франсиско де Ласерды подготовили меня к дирижерской деятельности, — вспоминал артист. Но в управлении оркестром я снова видел лишь деятельность, которая позволила бы мне свободно посвятить себя композиции. Только позднее я оставил эту мысль, общаясь со Стравинским и наблюдая направление, которое приобретала современная музыка». С 1911-го по 1914 год Ансерме работал дирижером курортного оркестра в Монтрё, сменив на этом посту Ласерду. С математикой было покончено навсегда. «Профессию математика, — признается музыкант, — я приобрел только потому, что в этой области видел верное средство заработать себе на жизнь, тем более что у меня, как у сына и внука школьных учительниц, в крови сидел педагогический вирус, что позднее оказалось небесполезным в управлении оркестром. И если наконец, я оставил свою первую профессию, то лишь потому, что страсть к музыке была повелительнее страсти к математике». Два события стали важнейшими вехами в творческой судьбе Эрнеста Ансерме: встреча со Стравинским и организация оркестра Романской Швейцарии. С Игорем Федоровичем Стравинским Ансерме познакомился в 1911 году, знакомство постепенно перешло в дружбу. В 1914 году композитор рекомендовал дирижера С. Дягилеву на освободившееся место музыкального руководителя и дирижера «Русского балета» в Париже. С этой группой Ансерме объехал многие страны Европы, Северной и Южной Америки и приобрел международную известность (с 1915 года он одновременно возглавлял концерты «Симфонической ассоциации Лозанны»). Вспоминая об Ансерме, Стравинский писал, что «очень ценил его высокую музыкальность, уверенность его взмаха, так же как и общую высокую культуру...» Дирижер стал постоянным исполнителем произведений Стравинского и провел несколько премьер его сочинений. Сотрудничество со Стравинским и выступления в спектаклях «Русского балета» принесли Ансерме славу и авторитет, необходимые для организации своего оркестра. Оркестр Романской Швейцарии Ансерме основал в Женеве в 1918 году и со временем воспитал из него один из лучших симфонических коллективов мира. Ансерме и его оркестр постоянно играли новые произведения современных композиторов, в отборе которых проявлялись тонкий вкус, дальновидность и глубокая культура дирижера, пропагандировали лучшие произведения музыкальной классики, уровнем исполнения и широтой деятельности привлекая внимание мировой музыкальной общественности. Именно во главе этого оркестра Ансерме одержал свои наиболее убедительные творческие победы (хотя выступал как гастролер с лучшими оркестровыми коллективами мира). Трижды Ансерме приезжал с гастролями в Советский Союз. «В его дирижировании, — писал Б. В. Асафьев, — господствует совершенно особенное — живое, одушевленное, вытекающее из моторных ощущений, и вместе с тем скульптурно-пластичное воплощение музыкального движения. Это движение становится конкретно осязаемым рельефом. Ансерме — удивительно чуткий и гибкий ритмист. Ритм для него не отвлеченный управляющий музыкой принцип, а жизненный ее тонус, не навязываемая ей извне воля, а в ней самой, в материале, в рисунке и форме произведения заключающаяся потенция роста и движения». И далее; «...Ансерме доводит оркестровое звучание до крайних степеней интенсивности, так что властно организованный, но непреоборимо стремительный в своем низвергании поток музыки временами кажется не порождением личного творчества композитора, а стихийной музыкой грозных явлений природы». А И. И. Соллертинский так писал после концертов дирижера: «Правильнее всего было бы определить Ансерме как дирижера-инженера или дирижера-кон- структора. Это менее всего значит, что Ансерме лишен эмоциональности: структурная логика и математическая точность в ускорениях и замедлениях темпов отнюдь не исключают больших патетических подъемов. Но эмоциональность никогда не затопляет общей конструктивной четкости: у Ансерме больше, чем у какого-либо другого дирижера, в каждый момент совершенно ясно, чего он собственно хочет. Отсюда — необычайная, почти оптически видимая рельефность исполняемого произведения. Элементы, которыми, прежде всего, оперирует Ансерме, — это оркестровая краска и ритм. Как колорист, Ансерме, бесспорно, один из первых дирижеров мира». Пятьдесят лет руководил Ансерме оркестром Романской Швейцарии и выступал по всему миру, внося свой неповторимый вклад в сокровищницу дирижерского искусства. Им написаны сотни статей и несколько книг о музыке. Его перу принадлежит ряд симфонических произведений, песен, обработки для оркестра произведений других композиторов (в том числе «Шести античных эпиграфов» Клода Дебюсси). Благодаря его мастерству и авторитету обрели признание сочинения многих начинающих композиторов, которым Ансерме дал путевку в жизнь. Скончался Эрнест Ансерме в Женеве 20 февраля 1969 года. Из многочисленных записей дирижера для нас особенно интересны произведения русских и советских композиторов. Русскую музыку Ансерме полюбил еще, будучи дирижером «Русского балета» и всю жизнь охотно ее исполнял. Впервые посетив Советский Союз в 1928 году, он проникся глубоким уважением к музыкальной жизни нашей страны и стал включать в свои программы произведения советских композиторов. Многие сочинения Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Лядова, Прокофьева нашли в лице Ансерме чуткого и взволнованного интерпретатора. Как писал в свое время И. Ф. Стравинский: «Достоинство исполнителя определяется одною особенностью: он видит в партитуре именно то, что на самом деле в ней заложено, и не ищет в ней того, что ему хочется видеть. В этом самое большое и ценное качество Ансерме». |