5 дней
О сайте12 | М00 44797 006 1982 |
Составитель И. В. Гребенников. Консультант А. И. Сухомлинская На пластинке звучат фономатериалы из личного архива А. И. Сухомлинской Реставрация Н. Андреевой. Редактор Л. Гаврикова Реставрация 1982 г. Имя выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918 — 1970) хорошо известно в нашей стране и за ее пределами. Родился В. А. Сухомлинский в селе Васильевка на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 году окончил семилетку. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. С 1935 года начинается долгий и славный педагогический путь В. А. Сухомлинского. В 1938 году он закончил Полтавский педагогический институт. С 1948 года и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы. Биография его типична для тысяч молодых учителей 30-х годов. Своеобразие и значение таланта В. А. Сухомлинского состоит в том, что он, опираясь на достижения советской педагогики и культуры в целом, внес значительный вклад в разработку проблем коммунистического воспитания, исходя при этом прежде всего из опыта творческого коллектива педагогов и учащихся возглавляемой им Павлышской средней школы. В. А. Сухомлинский был человеком целеустремленным. Всю свою жизнь без остатка он отдал делу коммунистического воспитания детей. Девиз его жизни выражен в названии одной из последних книг: «Сердце отдаю детям». На первое место в системе работы школы В. А. Сухомлинский ставил воспитание у учащихся коммунистической идейности, научного мировоззрения, классового подхода к событиям и явлениям общественной жизни. Он считал, что идейные, нравственные убеждения и чувства формируются прежде всего в труде, в борьбе, в деятельности на благо общества. Проблема превращения знаний в убеждения — одна из самых сложных в процессе формирования мировоззрения. Коммунистические убеждения не передаются механически вместе со знаниями. Они вырабатываются на основе идейно богатой и деятельной жизни коллектива и личности. Особенно необходимо, считал Сухомлинский, чтобы семья и школа открывали перед детьми все источники, которые питают могучее чувство любви к Родине — от любви к матери, отцу, к родному дому до восхищения величием Советской страны, могуществом преобразующего действительность социалистического труда, готовности к самопожертвованию во имя Отчизны. В конечном счете нормы коммунистической морали должны превратиться в привычки — только при этом условии они становятся подлинным приобретением личности. Отсюда и задача школы — обогащение своих воспитанников опытом борьбы за нравственные идеалы, создание такой обстановки, которая всемерно способствовала бы развитию гражданской, интеллектуальной, творческой активности учащихся. Всю систему педагогических требований и рекомендаций В. А. Сухомлинский объединял вокруг вопросов воспитания коммунистической гражданственности, которая включает в себя глубокую идейную убежденность, коммунистическую мораль, социальную активность, советский патриотизм и пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, непримиримость к буржуазной идеологии. Коммунистическая гражданственность органически слита также с гуманизмом в классовом, пролетарском его понимании. Социалистический гуманизм по своей природе имеет коллективистский характер. Поэтому действительно гуманистическое воспитание возможно только в коллективе и через коллектив. Только в соединении учебного процесса с общественно полезным трудом по-настоящему формируется коммунистическая гражданственность. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. В своей книге «Сердце отдаю детям» он писал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю любовь к детям». Гуманистические убеждения В. А. Сухомлинского неотделимы от его убежденности в могущественной силе воспитания. Он считал, что нет ребенка, который не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым. Вера в ребенка, говорил он, — это фундамент педагогического оптимизма. В. А. Сухомлинский считал необходимой такую систему воспитания в коллективе, которая дает возможность каждому ребенку развить свои способности и вместе с тем сохранить индивидуальность. В. А. Сухомлинский, как и А. С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания, В своей книге «Рождение гражданина» он писал: «Ответственность человека за человека для жизни коллектива это все равно, что цементный раствор для строительства здания из кирпича: нет раствора — не построишь здание, нет ответственности человека за человека — нет и коллектива». Сухомлинский считал, что воспитательная сила коллектива, как и роль учителя-воспитателя, в современной школе не только не снижается, но, наоборот, возрастает. Механизмы и коллективного и индивидуального воздействия на воспитанников должны стать тоньше, сложнее, гармоничнее. Сухомлинский придавал первостепенное значение развитию у школьников сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребности. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах. Процесс обучения должен доставлять детям настоящую радость, укреплять духовно и физически детей. Трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязаны. Учение в жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание. С первых дней в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду, в частности к труду физическому, должен выполнять посильные поручения, которые со временем становятся сложнее и ответственнее. Очень важно, чтобы общественно полезный труд приносил ребенку радость. Если ребенок вложил определенные усилия для других людей и пережил в связи с этим личную радость, то он, считает Сухомлинский, не может стать недобрым человеком. Очень важна как составная часть трудового воспитания совместная работа детей и взрослых на производстве при надлежащей организации дела. Трудовое воспитание в коллективе и через коллектив при возможно более полном учете интересов и склонности учащихся, осуществлявшееся в Павлышской школе руководством ее директора, также выдающееся достижение педагогики. В. А. Сухомлинский считал, что педагогика не только наука, но и искусство, т.е. высокое мастерство основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности. В. А. Сухомлинский много сделал для повышения педагогической культуры учителя. В огромном наследии В. А. Сухомлинского не все равноценно. Со временем что-то утратит свое значение, но основное из созданного прочно вошло в сокровищницу советской педагогики, будет долго служить в благородном деле воспитания всесторонне развитой коммунистической личности советского человека. |