2 дня
О сайте25 5 | С60—18363-64 1982, дата записи: 1982 |
Сторона 1 ПОЭТЫ (памяти Тудора Аргези) — 4.39 ПЕСНЯ СВОБОДЫ — 4.53 ДОН АЛОНСО — 3.05 КРУЖАТСЯ ЛИСТЬЯ — 3.42 БЕЗДОМНЫЙ ДОМОВОЙ — 3.39 КОРАБЛИ (памяти Александра Грина) — 2.46 Сторона 2 ДОЛИНА — 4.57 АМЕРИКА — 5.51 ЗОЛУШКА (Ночь новогодняя) — 3.15 САД ВОЛШЕБНЫЙ — 3.35 СТАРИННЫЙ БРОДЯГА — 2.43 Музыка и стихи НОВЕЛЛЫ МАТВЕЕВОЙ Новелла Матвеева, пение, гитара Звукорежиссер Р. Рагимов. Редактор В. Рыжиков. Художник А. Григорьев Давным-давно в русской поэзии не случалось ничего подобного, как было с Новеллой Матвеевой: уже после выхода ее первого цикла стихов стало ясно, что это оригинальнейший поэт, которого ни с кем не спутаешь. Ее поэзия свободно переходит от метафорического восприятия к прямому мышлению. Новелла Матвеева сильна и в романтическом «делириуме», и в возвышенной оде, выбирая, как адреса, не сомнительные явления, а нечто земное и бессомненное, как, например, перец; и в четких философских стихах, напоминающих маленькие эссе, и в довольно ядовитых эпиграмматических посланиях, где на острие разящей шпаги наброшена изящная вуаль иронической вежливости. И еще Новелла Матвеева сильна в песнях. Может быть, сила ее песен — их беззащитность. Хрупкий, почти детский голос, не меняющийся с годами, легкая, еле улавливаемая мелодия, как бы случайное прикосновение к гитарным струнам… Но какое ощущение внутренней чистоты! Классический пример — песня «Какой большой ветер!». При помощи, казалось бы, безыскусных средств вселяющая тревогу за человечество, и все-таки надежду. Надежду, потому что пока есть такие чистые люди, как автор этой песни, человечество еще не потеряно. Надеюсь, что слушатели новой пластинки Новеллы Матвеевой будут одарены этим двуединым ощущением тревоги и надежды. А надежда становится сильней, когда внутри нее есть тревога. Евг. Евтушенко ВЕСЬ МИР — МОЙ ДОМ. Иван Киуру Идеалом, путеводной звездой для меня всегда была и осталась песня-пьеска, песня-действо. Я уже рассказывала не раз, что музыку к своим стихам сочиняю сама. Вернее — я просто пишу всю песню сразу, но чаще мелодия идет впереди слов. Мое правило — слагать песни лишь на свои слова — я нарушаю только ради стихотворений поэта Ивана Киуру, очень близкого мне по духу. Недавно, к примеру, я сочинила музыку на такие его произведения, как «Плоты», «Кони», «Песня моряка», «Мелодия для гитары», и я исполняю их в наших общих концертах. Больше того, поэтический опыт Ивана Киуру оказал определенное влияние и на мою собственную, уже совсем личную песню. Так, его «Баркаролла» (музыка на нее сочинена композитором Л. Осиповой), в припеве которой повторяется: Кто бродяжку возьмет в гондолу? Шаль накинет на голые плечи? Кто бродяжку возьмет в гондолу? Раны его залечит? — послужила мне почти прямым толчком к сочинению «Старинный бродяга». А слова Бродяги: «Дорога -дом», в свою очередь пошли от строки «Весь мир -дом!» из стихотворения Ивана Киуру «Котомка». Вот му эту пластинку, так и названную мной «Дорога -дом», я посвящаю поэту Ивану Киуру. Песню «Старинный бродяга» (она есть на пластинке) считаю одной из важнейших для меня. И не только потому, что в ней (как в названной «Баркаролле») изображен бедняк многих времен и стран — пасынок веков, так сказать. Всякое сочинение вырастает из многих, во всяком случае из нескольких впечатлений кряду. О таком «впечатлении», как сама жизнь, и говорить нечего. Но «Бродяга» мой, пойдя от «Баркароллы», пошел в чем-то и от моего взгляда на картины Питера Брейгеля Старшего. Художника, как мы знаем, тех времен, когда по свету странствовало много бездомных. Но, помню, я представляла себе не это, а почему-то… маленькую деталь из брейгелевских «Охотников на снегу»: вдали, на зеленом льду — крошечные конькобежцы. Они были отделены от всего остального, словно в морозном стекле нарочно протаяло пятно, чтобы видны были только они. Вот что мне однажды явилось среди многого другого, уже только своего. И в то же время откуда-то долетела фраза: «Вижу я ночью свет без огня…» Почему песня почти никогда не сочиняется сначала, а всегда только с какой-нибудь второй строки, с конца или с середины? И при чем тут конькобежцы? Как знать!.. Так всякая песня приходит от причин и объяснимых и необъяснимых. И, конечно, у каждой своя история. Я могла бы рассказать, что набросок песни «Долина» возник во время работы над поэмой «Рощи взгляда», и с тех пор поэма и песня для меня связаны. Могла бы вспомнить, что песня «Корабли» вначале все-таки была стихотворением, вошедшим в книгу «Река», и это было бы далеко не все о «Кораблях». Рассказать все и невозможно. Так уж лучше пусть песни сами говорят за себя, как могут. Сочинять песни я начала еще в детстве, в конце войны, то есть задолго до массового возрождения авторской, менестрельской песни, и уж точно — задолго до того, как я могла о ней что-то узнать. Тогда-то, прочитав «Давным-давно» Александра Гладкова, я подобрала к песням этой замечательной пьесы свои первые мелодии. Омузыкаливание собственного стиха еще не приходило мне на мысль, и мой способ вообще не сразу стал таким, каков он теперь Слушатели подарили меня своим любезным вниманием. И все же осмелюсь привести некоторые возражения отдельным видам слушательских толкований. Иной человек в самой негромкости вашего голоса — свойстве иногда ведь чисто физическом! — вдруг открывает неисчерпаемый источник умиляющего его душу лиризма! Для него «негромко» уже и значит «лирично», а лирично — значит сентиментально. И все это — глубокое заблуждение! Герой моих песен — романтик. И как раз того типа, которому лиричность во многих случаях противопоказана. К сожалению, я не всегда могу доказать это голосом: ведь авторское исполнение полно своих превратностей, так же, как актерское — своих. Поэтому больше всего мне приходится ценить слушателя, которому не только исполнение, но и сама песня слышна. Новелла Матвеева (Апрель, май, 1982 г.) |