3 дня
О сайте3 1 | С10-17003-4 1982, дата записи: 1981 |
Сторона 1 АНОНИМ (XVI в.) Семь танцев —8.07 (Расшифровки С. Шилинскаса) Danse I, Alia, Danse II, Chorea, Danse III, Galliard, Saltarella И. С. БАХ (1685—1750) Прелюдия и фуга до минор, BWV 546 —13.25 ВИРГИНИЯ СУРВИЛАЙТЕ Сторона 2 О. МАХА (р. 1922) Траурная токката — 8.56 Г. ФОРЕ (1845—1924) Пробуждение, соч. 7 № 1 —3.20 (Транскрипция Л. Дигриса) О. МЕССИАН (р. 1908) Пьеса «Apparition de I'Eglise eternellen —10.12 ЛЕОПОЛЬДАС ДИГРИС Редактор Р. Яутакас Звукорежиссер В. Бичюнас Художник Э. Ложите Фото Д. Швядаса Запись 1981 г. Пластинка из серии «Органы Литвы». История органа в Вильнюсской картинной галерее тесно связана с историей самого здания — бывшего кафедрального собора, шедевра архитектуры. С 1383 года до нас дошли упоминания о музыкальной жизни Вильнюса. Собор не раз горел, не раз подвергался ограблениям и разрушениям, но каждый раз отстраивался, улучшался, расширялся. И каждый раз там устанавливали новый орган. Замечательный орган был создан в 1595 году мастером И. Коппельманом, резчиком Б. Хольцем и художником К. Бжеским. К сожалению, это произведение высокого мастерства погибло во время пожара в 1610 году. В последний раз собор был перестроен в классическом стиле прославленным литовским архитектором Л. Стуокой-Гуцявичюсом. Приблизительно в течение пятидесяти лет после этого там стоял небольшой орган на двенадцать голосов. В 1859 году в кафедральный собор был доставлен орган из собора, принадлежавшего ордену августннцея. В 1885—1889 годах органный мастер И. Радавичюс переделал этот инструмент, придав ему черты стиля романтизма. Однако и в этом виде орган простоял недолго. Он был переделан В. Бернацким, который встроил в него интересный механизм для пневматического управления. В 1956 году в здании кафедрального собора была открыта Картинная галерея. С 1963 года там устраиваются концерты. Сначала пользовались пятиголосным позитивом, а в 1969 году потсдамская фирма «Александр Шуке» взялась за существенную перестройку органа. Был реставрирован проспект в стиле барокко с использованием нескольких рядов труб, оставшихся еще от работы И. Радавичюса. Это повлияло на диспозицию и мензуры. Новый орган, выдержанный в целом в классических традициях, обладает вместе с тем некоторыми чертами стиля романтизма. Сейчас это основной концертный орган в Вильнюсе. Играют на нем не только советские музыканты, но и органисты из многих стран мира. Все они сходятся в высокой оценке качеств этого инструмента. Приведем некоторые сведения о выдающихся современных литовских органистах. Заслуженный артист Литовской ССР Леопольдас Дигрис учился в Московской консерватории по классу фортепиано у профессора Г. Гинзбурга и по классу органа у профессора А. Гедике и профессора Л. Ройзмана. С 1960 года он ведет в Государственной консерватории Литовской ССР класс органа и класс фортепиано. Является лауреатом Республиканской премии. Много гастролирует в СССР и за рубежом: в Польше, Чехословакии, Венгрии, ГДР, ФРГ, Швейцарии, Италии, Финляндии, Швеции, Дании и других странах. Виргиния Сурвилайте училась в Государственной консерватории Литовской ССР по классу фортепиано и органа у доцента Л. Дигриса. Затем стажировалась в Веймаре у профессора И. Кёллера и в Праге у профессора М. Шлехты. Работает сейчас в Государственной филармонии Литовской ССР, ведет факультативный курс органа в Вильнюсской консерватории. Выступала с гастролями во многих городах СССР, в ГДР, Чехословакии. РИМАНТАС ГУЧАС |