6 дней
О сайте8 | М50-43567-70 (2 пластинки) 1981 |
спектакль Центрального детского театра, режиссер-постановщик Г. Печников, музыкальное оформление В. Мишкина Оброшенов - Г. Печников, Анна Павловна - Е. Пресникова, Верочка - Л. Гребенщикова, Улита Прохоровна - А. Соболева, Гольцов - А. Бордуков, Хрюков - В. Калмыков, Молодец от Хрюкова - Р. Костомаров, Недоростков - П. Подъяпольский, Недоносков - Н. Каширин, Шилохвостов - Ю. Лученко, Важная особа - Н. Власов. Пояснительный текст читает Г. Печников Цифровое издание MEL CO 1249 |
По уровню художественного дарования и мастерства, по идейно-эстетической прогрессивности и масштабности всей литературной деятельности А. Н. Островский — драматург мирового значения. Именно поэтому В. И. Ленин, имея в виду издание сочинений классиков, в 1918 году сказал: «Не забудьте Островского». 12 апреля 1973 года советский народ праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя. Его чествовали как создателя национально-самобытной драматургии. С большим волнение писатели и артисты говорили о влиянии А. Н. Островского на развитие отечественного театра, на формирование драматического и сценического искусства братских народов СССР. Откликаясь на знаменательный юбилей драматурга, московский Центральный детский театр поставил пьесу «Шутники». Островский написал и опубликовал ее в 1864 году. Тогда же она была поставлена и шла с блистательным в Московском Малом театре и в Александринском в Петербурге. Драматург не погрешил против истины, назвав эту комедию в ряду своих произведений, которые «должны быть непременно в репертуаре всякого русского театра, если он хочет быть русским. Прогрессивная литературная общественность, читатели, зрители, критики, писатели полностью приняли эту высокую оценку. Комедия «Шутники» имеет подзаголовок «Картины московской жизни». Тем самым автор подчеркивает свое стремление к максимально точному изображению характеров и обстоятельств современной ему действительности. Правдивость содержания, глубина отражения человеческих чувств в комедии восхитили Льва Николаевича Толстого. Величайший писатель мира смотрел пьесу 24 ноября 1864 года в Малом театре, и в тот же день сделана запись в дневнике: «Трогательно, даже слишком». Спектакль так понравился Толстому, что 3 декабря он снова посетил театр. Комедия «Шутники» не случайно избрана для постановки в московском Центральном детском театре. Своим идейно-нравственным пафосом она близка раздумьям современной молодежи о человеческом достоинстве, о совести и чести, о долге, о взаимоотношениях родителей и детей. Премьера состоялась 17 марта 1973 г. Зрители горячо одобрили постановку. Всероссийское театральное общество и Министерство культуры РСФСР на Всероссийском фестивале театров, посвященном 150-летию со дня рождения А. Н. Островского, наградили спектакль почетным дипломом первой степени. Спектакль вызывает неослабевающий интерес юного зрителя и сегодня. И в этом большая заслуга актеров театра во главе с режиссером-постановщиком, народным артистом РСФСР Геннадием Михайловичем Печниковым. Пьеса «Шутники», будучи подлинно народным произведением, отличается глубиной разработки характеров и широтой обобщений. Каждый персонаж комедии — ярко выраженная индивидуальность. При этом автор, как и в других своих пьесах, начиная с «Бедной невесты2, делит героев на положительных и отрицательных. Сатирически обличаемые лица в комедии представлены прежде всего купцом Филимоном Протасьичем Хрюковым, «недорослями» Недоросковым и Недоносковым, лавочником Шилохвостовым. Всех их объединяет безудержный эгоизм, самодурство, склонность к мошенничеству. В русском театре исполнение роли Хрюкова имеет давнюю традицию, воспринятую советскими актерами. В спектакле Московского Малого театра 1864 года роль Хрюкова с неповторимым совершенством играл Пров Садовский, оттеняя в своем герое беспощадный цинизм и бесцеремонную наглость. В Александринском театре роль Хрюкова превосходно исполнял Ф. А. Бурдин, отбросив обычно свойственную ему аффектацию. В дальнейшем выдающимся исполнителем этой роли стал К. А. Варламов. В спектакле московского Центрального детского театра роль грубого невежественного купца-самодура играет заслуженный артист РСФСР Калмыков. Актер искусно пользуется и словом, и жестом, и голосом, и даже походкой. Уже при первом появлении Хрюкова тяжелая, грузная поступь Филимона Протасьича производит впечатление давящей, гнетущей силы. Отрицательным героям в пьесе противопоставлены добрые, сердечные и бескорыстные. В центре внимания автора — семья бедного мелкого отставного чиновника Оброшенова. Члены этой на редкость дружной семьи: отец — Павел Прохорович и его дочери — Верочка 17-ти лет и Анна Павловна 25-ти лет. Все они искренне, сердечно привязаны друг к другу. По словам известного критика прошлого века Н. Ф. Бунакова, характер Оброшенова — «одно из лучших, наиболее оконченных, истинно драматических и в то же время чисто народных созданий Островского». В самых первых постановках «Шутников» роль Оброшенова исполняли выдающиеся артисты: С. В. Шумский — в Москве, В. В. Самойлов — в Петербурге. В ряду других исполнителей особенно отличались П. М. Свободин, В. Н. Давыдов и с. Л. Кузнецов. В Центральном детском театре роль Оброшенова играет народны артист РСФСР Г. Печников. Актер стремится передать всю гамму душевных состояний своего героя — любящего отца, человека, который по необходимости должен быть шутом. Ведущая интонация в игре Печникова — глубокий драматизм, за которым чувство оскорбленного достоинства, отчаяние и надежды на лучшее. Особенно остро его униженная гордость заявляет о себе в тот момент, когда он выступает в защиту совей старшей дочери, оскорбленной циничным предложением Хрюкова. С неожиданной для себя яростью Оброшенов угрожает обидчику: «Молчи, задушу! Молчи!.. За дочерей вского убью!» Он поистине страшен в своем справедливом гневе. За ироническим названием пьесы «Шутники» кроется большая человеческая драма. Невежды Хрюковы и Шилохвостовы оскорбительно и зло глумятся над бедностью, беззащитностью и простодушием, пользуясь безнаказанностью и вседозволенностью. Их поступки порой чреваты драматическими и даже трагическими последствиями для тех, над кем они так зло шутят. Но это не останавливает их. По-своему вынуждены «шутит» и «пасынки» судьбы, выполняя прихоти своих «благодетелей» и скрывая за маской паяца истинные свои чувства и боль унижения. Тяжелые обстоятельства жизни выработали у Оброшенова подобострастно-шутовскую манеру поведения, он с горечью признается: «Бедность нас изуродовала. Я изломался, исковеркался, исказил себя всего…» Однако при всем нагнетании печальных и драматических обстоятельств в «Шутниках» автор оставляет зрителю надежду на лучшие перспективы, на счастье семьи Оброшеновых. При этом развитие основного конфликта пьесы убеждает, что бедные люди в условиях власти денег, как правило, лишены подлинного счастья. Их благополучие возможно лишь в виде редкого исключения, каким является счастье Верочки, а с нею и Гольцова, ее жениха. Оно окуплено унижением отца и самопожертвованием сестры. Так Островский на примере судьбы одной семьи показал несправедливость всего социального строя, основанного на власти денег, на страданиях и беззащитности бедных, на подавлении истинных человеческих чувств. Александр Ревякин, доктор филологических наук |