2 дня
О сайте4 1 | С10 16529 009 1981, дата записи: 5, 6 мая 1981 г. |
Сторона 1 Ф. МАННИНО (р. 1924).Торжество любви. Кантата на слова советских поэтесс для солистов, хора и оркестра (25.40) Сторона 2 Торжество любви (окончание) (6.42) На английском языке ТАТЬЯНА ВИНОГРАДОВА, сопрано СЕРГЕЙ ЯКОВЕНКО, баритон Государственная республиканская хоровая капелла имени А. А. Юрлова Художественный руководитель С. ГУСЕВ Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер ФРАНКО МАННИНО А. ЖОЛИВЕ (1905—1974). Концерт для фортепиано с оркестром (20.44) 1. Allegro deciso 2. Andante con moto 3. Allegro frenetico ВАЛЕРИЙ КАСТЕЛЬСКИЙ Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР. Дирижер ВАСИЛИЙ СИНАЙСКИЙ Звукорежиссеры: Л. Доронина (1), В. Концов (2). Редактор Н. Захарьев. Художник Б. Дударев Записи из Большого зала Московской консерватории, 5 и 6 мая 1981 г. |
Москва давно уже стала одним из ведущих центров мировой музыкальной культуры. Конкурс имени П. И. Чайковского, Международный конкурс артистов балета завоевали славу высокоавторитетных международных форумов, раскрывших много новых талантливых исполнителей. Международный музыкальный фестиваль в СССР стал новым этапом в развитии как советской, так и зарубежной музыки. Впервые в мире Союз композиторов СССР собрал в Москве композиторов со всех континентов под девизом: «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами». Чтобы полнее понять смысл и цель фестиваля, уместно привести слова первого секретаря Правления Союза композиторов СССР Т. Н. Хренникова: «Как известно, повсюду в мире проводится огромное количество всевозможных музыкальных праздников самого различного масштаба и содержания. Однако дело в том, что крупнейшие и наиболее авторитетные зарубежные фестивали являются в первую очередь фестивалями исполнительскими. Основную массу звучащих здесь произведений составляют признанные шедевры классики прошлых веков. Музыка же современная, музыка XX века, занимает в их репертуаре сравнительно скромное место и, как правило, растворяется в общем потоке исполняемых сочинений. Есть, правда, и такие фестивали, которые целиком посвящены современной музыке. Но обычно их программы составляются из произведений экспериментальных, зачастую спорных, а то и откровенно рассчитанных не на художественный эффект, а на то, чтобы поразить аудиторию неожиданными звукосочетаниями и приемами композиторской техники, весьма далекими от настоящего искусства. Московский фестиваль в корне отличается от них содержанием своих программ и принципами их составления. Он призван продемонстрировать подлинные, а не мнимые ценности и возможности музыки XX века — и ее классику, и ее плодотворные искания, сочинения, создаваемые в наши дни и обращенные к современникам, к слушателям, несущие им высокие духовные и эстетические идеалы». Франко Маннино (р. 1924)—итальянский композитор, дирижер и пианист. Он не принадлежит к числу композиторов-новаторов XX века, но его своеобразный талант проявился прежде всего в искренности чувств, эстетической красоте, передаваемых его музыкой. Маннино работает в разных жанрах. Его перу принадлежат оперы, симфонии, большое количество оркестровых сочинений, камерная музыка, хоровые сочинения, музыка к фильмам. Маннино не раз был гостем Советского Союза, где выступал в качестве дирижера и пианиста. Многое в творчестве композитора связано с тематикой советского искусства. В частности его Четвертая симфония посвящена Ленинграду и его симфоническому оркестру. О кантате «Торжество любви», написанной на стихи советских поэтесс, композитор говорит следующее: «Русскую поэзию люблю давно и преданно. Даже не зная языка, ощущаешь музыку стиха, очарование ритмов. Разумеется, мне знакомы многие стихи и в переводах на итальянский. Однажды, во время очередной поездки в Москву, мне подарили вышедший в СССР на английском языке сборник стихов советских поэтесс. Стихи поразили меня своим созвучием тому самому романтическому стилю, который в поэзии для меня связан с именем Д'Аннунцио, в музыке — с творчеством Малера и который мне очень близок. Романтизм этот не архаичный, не допотопный, он — сегодняшний. Он выражает душу современного человека. Так и возникла эта кантата; в нее вошли стихи мастеров прошлого и настоящего, таких, как Анна Ахматова, Саломея Нерис, Маргарита Алигер, Нигяр Рафибейли и другие». Кантата поражает масштабностью, симфоничностью. Крупными мазками мастер создает своего рода фреску, которая как бы озарена солнечными лучами, исполнена искренней теплоты, добра. Здесь практически нет ярких контрастов. Все подчинено непрерывному току лирического чувства, достигающего то романтического восторга, то сосредоточенного лирического созерцания красоты мира. Мягкие пастельные краски переливающихся гармоний тонко передают тепло поэтического текста. Андрэ Жоливе (1905—1974) принадлежит к виднейшим современным французским композиторам. Практически нет музыкального жанра, в котором бы он не работал: оперы, балеты, кантаты, оркестровые сочинения, концерты, сочинения для электромузыкальных инструментов, музыка для театра, кино — это далеко не полный перечень того, что создано Жоливе. Композитор выступал за решительное обновление музыкального языка, исполнительских приемов. В своем творчестве Жоливе широко использует различные ладовые системы, включая лады и ритмы стран Азии и Африки. Для него характерно использование атональности и политональности, методов сонористики. В своих исканиях Жоливе был близок к другому известному французскому композитору О. Мессиану. Их творческая дружба привела к созданию совместно с Д. Лесюром в 1935 году общества камерной музыки «Спираль», а в 1936 году они же в содружестве с И. Бодрие основали широкоизвестную группу «Молодая Франция». Фортепианный концерт А. Жоливе написал в 1950 году. В этом сочинении сконцентрированы основные черты стиля композитора, принципы и результаты его поисков. Три части концерта образуют стройную композицию. Крайние части насыщены экспрессивной динамикой. Напор гротесковых ритмов, изломанных мелодических линий придает музыке оттенок фантастичности. Этот эффект усиливается оркестровой фактурой, изобилующей причудливыми тембрами, красочными интонациями. Вторая часть отличается классически строгой трехчастной формой. Вступление, кода и средний эпизод контрастируют с крайними разделами — своеобразным «уголком тишины и покоя». Таинственный экзотический пейзаж воссоздан слабо мерцающими попевками, импрессионистическими «мазками», ритмами ударных инструментов. |