5 дней
О сайте6 1 | С60-16193-6 (2 пластинки) 1981 |
Либретто К. Хафнера и Р. Жене по водевилю А. Мельяка и Л. Галеви «Бал в сочельник» Редакция диалогов Г. Шунк На немецком языке Сторона 1 Увертюра — 8.06 ДЕЙСТВИЕ I — 21.48 № 1. Интродукция (Альфред, Адель) № 1а. Интродукция (Адель, Розалинда) № 2. Терцет (Айзенштайн, Розалинда, Блинд) № 3. Дуэт (Фальке, Айзенштайн) № 4. Терцет (Розалинда, Айзенштайн, Адель) Сторона 2 № 5. Финал (Альфред, Розалинда, Франк) — 12.08 ДЕЙСТВИЕ II — 11.05 № 6. Антракт и хор № 7. Куплеты Орловского № 8. Ансамбль и куплеты Орловского (Орловский, Фальке, Айзенштайн, Адель, хор) Сторона 3 — 28.24 № 9. Дуэт (Айзенштайн, Розалинда) № 10. Чардаш Розалинды № 10а. Вставная ария (Фальке) (И. Штраус. Текст Г. Дейвиса) № 11. Финал (Орловский, Айзенштайн, Адель, Розалинда, Франк, Фальке, хор) Сторона 4 — 28.10 ДЕЙСТВИЕ III № 12. Антракт № 13. Мелодрама № 14. Куплеты Адели № 15. Терцет (Розалинда, Альфред, Айзенштайн) № 16. Финал (Розалинда, Адель, Ида, Орловский, Айзенштайн, франк, Фальке, Альфред, хор) ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ Айзенштайн, венский рантье — Николай Гедда, тенор Розалинда, его жена — Аннелизе Ротенбергер, сопрано Доктор Фальке, его друг — Дитрих Фишер-Дискау, баритон Доктор Блинд, адвокат — Юрген Фёрстер, тенор Адель, горничная Розалинды — Ренате Хольм, сопрано Орловский, молодой русский князь — Бригитте Фассбендер, меццо-сопрано Альфред, певец — Адольф Даллапоцца, тенор Франк, начальник тюрьмы — Вальтер Берри, баритон Разговорные роли: Ида, танцовщица, сестра Адели — Сента Венграф Иван, камердинер Орловского — Герд Диберитц Фрош, тюремщик — Отто Шенк Режиссер диалогов Отто Шенк ХОР ВЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОПЕРЫ Хормейстер ФРАНЦ ГЕРШТАКЕР ВЕНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Дирижер ВИЛЛИ БОСКОВСКИ Изготовлено по лицензии фирмы EMI Electrola GmbH, Кёльн. Запись 1971 года «Примадонной шарма» называет музыкальная пресса , Аннелизе Ротенбергер (сопрано). Выдающаяся певица родила а Мангейме, окончила Мангеймскую Высшую музыкальную школу. В девятнадцать лет Ротенбергер дебютировала в городском театре Кобленца, где в течение трех лет выступала как певица и как драматическая актриса. В 1946—1956 годах была соли кой Гамбургской государственной оперы, а в 1953 году выступ; на фестивале в Эдинбурге. В 1956—1958 годах Ротенбергер работала в «Немецкой опере на Рейне» в Дюссельдорфе, зал была приглашена в Венскую государственную оперу. Здесь певицей были созданы образы в ряде опер, снискавшие успех у публики многих стран мира: Софи в «Кавалере роз» Р. Штрауса (в этой партии Ротенбергер выступала и в Нью-Йоркской «Метрополитен опера» в 1960 году), Памина в «Волшебной флейте» В. Л. Моцарта и ряд других. С 1954 года Ротенбергер — участница Зальцбургских фестивалей, гастролировала она и на сцене «Ла Скала». Ротенбергер — одна любимейших певиц в Австрии и ФРГ. Изящная манера пения виртуозная техника, большой актерский талант в сочетании личным обаянием принесли ей заслуженную известность только как оперной певице. Ротенбергер неоднократно снималась в музыкальных фильмах, участвовала в телепостановках. Исполнение ею партий в классических опереттах (во многих в ансамбле с Николаем Геддой) считается классическим образом венского стиля. В 1970 году Ротенбергер гастролировала в СССР с программой камерной музыки, великолепным исполнением которой она раскрыла еще одну сторону свое щедрого дарования. Австрийская певица, сопрано Ренате Хольм родилась в Вене. Ее педагог — знаменитая колоратурная певица Mapия Ифогюн. Хольм начала свою певческую карьеру с исполнения популярных песен и съемок в музыкальных фильмах. С 1957 года она выступает в оперетте, а в 1958 году дебютировала Венской народной опере, с 1961 года она поет также и «главной» сцене Вены — в государственной опере. Хольм участвовала в фестивалях в Зальцбурге, неоднократно гастролировала за пределами Австрии. В 1971 году певица исполни партию Сюзанны («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта) в спектакле Венской государственной оперы во время гастролей Москве. К числу лучших партий в репертуаре Хольм относят Мюзетта в «Богеме» Дж. Пуччини, Папагена в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта, ее любимейшая роль — Адель в «Летучей мыши» П. Штрауса, многие партии в классических опереттах. Меццо-сопрано Бригитте Фассбендер — дочь знаменито баритона Вилли Домграф-Фассбендера и актрисы Сабины Петерс - родилась в Берлине. Вокальную в сценическую по готовку получила у своего отца в Нюрнбергской Высшей музыкальной школе. В 1961 году молодая певица была приглашена директором Мюнхенской государственной оперы Рудолфом Хартманом для участия в конкурсе. Блестяще выдержав испытание перед жюри, которое возглавлял известный дирижер, музыкальный руководитель Мюнхенской оперы Йозе Кайльберт, певица дебютировала в партия Никлауса («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха) и получила постоянный ангажемент в этом театре, одном из лучших в Европе. С 1965 года Фассбендер поет также в «Немецкой опере на Рейне», она гастролировала во многих концертных залах Европы и Америки, в 1970-х годах становится постоянной участницей Зальцбургских фестивалей. Голос певицы легко справляется с трудностями росинниевских партий, она успешно выступает в операх Моцарта, ей доступна сфера монументальных творений Баха и Мендельсона. В грамзаписи, в концертах и в опере Фассбендер сотрудничает с лучшими певцами современности, с такими прославленными дирижерами, как Ойген Йохум, Карл Бём, Вилли Босковски, Карл Рихтер, Рафаэль Кубелик, Вольфганг Заваллиш. Николай Гедда — один из лучших певцов послевоенного времени. Сын русского хормейстера Михаила Устинова (Гедда — фамилия его матери, шведки), будущий знаменитый артист родился в Стокгольме в 1925 году. Юноша получил великолепную вокальную и артистическую школу в классе известного певца и педагога К. М. Омана в Стокгольмской королевской консерватории. Еще до окончания курса Гедда с феноменальным успехом дебютировал на сцене Стокгольмской королевской оперы в труднейшей партии Шапелу («Почтальон из Лонжюмо» Н. Адана) в 1952 году. Сразу же молодой певец получил приглашение от известного продюсера фирмы «Columbia» Уолтера Легга на запись партии Самозванца в «Борисе Годунове» при участии Бориса Христова. В 1953 году Гедда уже поет в «Ла Скала» в спектакле «Дон Жуан» В. А. Моцарта при участии Элизабет Шварцкопф под управлением Герберта фон Караяна. В последующие годы певец выступал на лучших мировых сценах и фестивалях: в Вене и Лондоне, в Зальцбурге и Нью-Йорке, в Экс-ан-Провансе и Париже, в рекордно короткие сроки освоил поистине гигантский репертуар, включавший труднейшие оперные партии, соло в ораториях, камерную музыку, классическую оперетту, популярные русские, итальянские, скандинавские песни. Гедда с равным успехом исполняет музыку всех эпох и стилей — от итальянского барокко и Баха до Шостаковича и Барбера, от Моцарта и Глюка до Пуччини и Рихарда Штрауса, классических оперетт. Технические певческие возможности артиста поистине безграничны: он поет такие сложнейшие партии, как Артур в «Пуританах» В. Беллини и Арнольд в «Вильгельме Телле» Дж. Россини; его интерпретациям свойственны тонкое ощущение стиля и характера музыки, простота и естественность, искренность переживания и глубокое проникновение в содержание самых сложных произведений. Гедда — один из самых «записывающихся» артистов современности. Многие оперные и ораториальные партии, ряд камерных сочинений им были записаны неоднократно. Трудно выделить что-либо из многочисленных достижений артиста, зафиксированных в грамзаписи, но все же партия Хозе (она дважды перенесена певцом на пластинки) заметно выделяется как среди записей певца, так и среди трактовок другими знаменитыми тенорами. В 1980 году выдающийся артист дважды побывал на гастролях в СССР. Его выступления в концертах и на оперной сцене, записи на пластинки фирмы «Мелодия» сделали имя певца еще более популярными в нашей стране. Одни из крупнейших современных исполнителей баритон Дитрих Фишер-Дискау родился в 1925 году в Берлине. Он ученик известного педагога, профессора Гюнтера Вайсенборна, воспитавшего ряд замечательных певцов. Дебют Фишера-Дискау состоялся в 1948 году на сцене Берлинской городской оперы в партии Родриго ди Поза («Дон Карлос» Дж. Верди). Певец быстро завоевал признание как оперный и камерный исполнитель высочайшего класса. Он выступает в крупнейших театрах и концертных залах мира, участвует в фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Эдинбурге, сотрудничает с такими корифеями дирижерского искусства, как В. Фуртвенглер, О. Клемперер, К- Бём, Л. Бернстайн, Г. фон Караян, О. Йохум, Й. Кайльберт, К. Рихтер, с замечательными мастерами камерного ансамбля, пианистами К. Энгелем, И. Демусом, Э. Верба, Дж. Муром, К. Эшенбахом, Д. Баренбоймом. Плодотворной была и совместная работа Фишера-Дискау с одним из величайших пианистов современности Святославом Рихтером. Голос певца, лирический баритон, гибкий и полетный, удивляет богатством тембровых красок. Он может звучать и пленительно и задушевно, и строго и значительно в полном соответствии с исполняемой музыкой и текстом, воссоздавая целую галерею образов. Трудно переоценить заслуги Фишера-Дискау в грамзаписи. Им записано поистине бесчисленное количество камерных произведений (в том числе полное собрание песен Шуберта), множество партий в операх и ораториях: от Г. Шютца и Г. Ф. Генделя до К. Орфа и А. Берга, ряд партий в классических опереттах. Продолжатель замечательных традиций Венской государственной оперы Вальтер Берри (баритон) — один из тех певцов, которыми по праву гордится Вена. Берри родился в Вене в 1929 году в музыкальной семье, уже с пяти лет учился игре на фортепиано, а юношей сразу же после мутации голоса стал исполнять басовые партии в церковном хоре. Тем не менее к профессиональному занятию музыкой он пришел не сразу, сначала получил техническое образование и лишь затем окончил Венскую музыкальную академию по классу Германа Галлоса. В 1950 году Берри поступил в труппу Венской государственной оперы, где проявил свой талант в разнообразных партиях: от опер Моцарта до «Жанны д'Арк» А. Онеггера. В 1953 году Берри, прекрасно выступивший в партии Маэетто («Дон Жуан» В. А. Моцарта под управлением Г. фон Караяна), был приглашен в Зальцбург, где исполнил ту же партию под управлением Вильгельма Фуртвенглера (этот исторический спектакль был снят на кинопленку и демонстрировался во многих странах). Следующим этапом в становлении певца стало исполнение заглавной партии в «Воццеке» А. Берга под управлением Карла Бёма в 1955 году. С тех пор в течение уже более четверти века Берри — один из ведущих солистов Венской оперы, блестящий исполнитель разнообразнейших партий баритонового и басового репертуара: от Фигаро в опере Моцарта до Барака в «Женщине без тени» Р. Штрауса, от Скарпиа в «Тоске» Дж. Пуччини и Эскамильо в «Кармен» Ж- Бизе до Пизарро в «Фиделио» Л. Ван Бетховена. С I960 года Берри регулярно поет также на сцепах Мюнхена и Западного Берлина, с 1966 года — в «Метрополитен опера». Вальтер Берри — великолепный исполнитель ораториальных партий, особенно в пассионах П. С. Баха, многие выдающиеся дирижеры приглашали певца для записи в «Страстях по Матвею» и «Страстях по Иоанну» (О. Клемперер, О. Похум, Г. фон Караян). В 1971 году Берри участвовал в гастролях коллектива Венской государственной оперы в Москве, исполнив сольные партии в Девятой симфонии Бетховена под управлением Карла Бёма и в Реквиеме Моцарта с Йозефом Крнпсом и выступив с сольной камерной программой. Австрийский тенор Адольф Даллапоцца -родился в Боцене в 1940 году. Музыкальное образование получил в Венской консерватории, где его педагогом по вокалу была Ф. Вайсгербер. Вначале был хористом в Венской народной опере, а в 1962 году дебютировал в партии Эрнесто в «Дон Паскуале» Г Доницетти. Затем получил известность как прекрасный исполнитель партий в операх композиторов-белькантистов (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти) и Моцарта, большой успех сопутствовал певцу в операх «Царь и плотник» А. Лортцинга (партия маркиза Шатонеф) и «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана (партия Шапелу). Даллапоцца регулярно выступает в театрах Вены, Гамбурга, Мюнхена, гастролирует в США. Он также один из лучших исполнителей венской классической оперетты. Даллапоцца неоднократно записывался на грампластинки с крупнейшими мастерами оперного искусства. С именем Вилли Босковски неразрывно связано представление о блеске и изяществе венского вальса, оперетты. Видный скрипач и дирижер, Босковски родился в 1909 году, окончил Венскую музыкальную академию. В 1935 году он стал доцентом, позднее профессором своей alma mater. В 1939 году молодой скрипач становится концертмейстером Венского филармонического оркестра, с этим оркестром он неоднократно выступал как солист (в частности в Бранденбургскнх концертах И. С. Баха и Двойном концерте П. Брамса под управлением В. Фуртвенглера). В 1948 году Босковски возглавил созданные им «Венский квартет» и «Венский октет», в их состав вошли лучшие музыканты оркестра. 1 января 1954 года со скрипкой в руках (по старой венской традиции) Босковски встал за пульт Венского филармонического оркестра и блестяще провел новогодний концерт из произведений Иоганна Штрауса. С этого времени музыкант дал множество концертов, сделал ряд блестящих записей, в основном музыки «короля вальсов», но несмотря на это Босковски по-прежнему считает скрипку своей основной профессией, а дирижирование расценивает как своеобразное хобби. Тем не менее именно как дирижер Босковски приобрел широчайшую известность во всем мире, и не только как исполнитель Иоганна Штрауса. Его записи и исполнения серенад и дивертисментов В. А. Моцарта, некоторых произведений Ф. Шуберта и других венских композиторов высоко оцениваются как профессионалами, так и любителями музыки. И в области оперетты Босковски не ограничивает себя только И. Штраусом, им записаны также оперетты Ф. Легара и других мастеров этого жанра, «Две вещи на земле очень трудны, — во первых, добиться славы, во-вторых, ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от вена до Штрауса — каждому по-своему». Эти слова принадлежат Шуману. Он был не единственным из великих музыкантов, кто восхищался талантом Иоганна Штрауса. О ном восторженно отзывались Берлиоз, Лист, Вагнер. Брамс на протяжении многих лет был другом. Действительно, слава «короля вальса» была легендарна. Она сопутствовала ему всю жизнь и не померкла после его смерти. Иоганн Штраус едва ли не единственный композитор, который, сочиняя в жанре танцевально-бытовой музыки, вознес этот жанр к высотам непреходящих художественных ценностей. Штраусом написано около 500 произведений. Львиную долю этого обширного списка составляют сочинения концертно-бытового характера — вальсы, польки, кадрили, галопы, марши и т. П. Теснейшая связь с австрийской народной музыкой, с музыкальными традициями Вены придает им неповторимый национальный отпечаток. Современники Иоганна Штрауса называли его вальсы «патриотическими песнями без слов». Искусство Иоганна Штрауса выросло и расцвело на богатейшей венского музыкального быта. Издавна в венских предместьях пользовались популярностью небольшие оркестрики, так называемые «капеллы». Они играли в трактирах незамысловатые крестьянские танцы. Здесь же рождались новые танцевальные произведения, написанные в народном духе, здесь выкристаллизовывался новый танцевальный жанр — вальс, — которому вскоре суждено было покорить весь Вальсовые ритмы уже присутствуют в великих творениях Гайдна, Моцарта, Бетховена — гениальных основоположников венской классической школы. Исключительным обаянием и высокой поэзией проникнуты многочисленные вальсы Шуберта. Наконец, новый жанр становится достоянием широкой публики. В истории музыки официальное рождение вальса связывают с именами двух композиторов-венцев — Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-старшего. Иоганн Штраус-младший родился в Вене 25 октября 1825 года. Музыкальная одаренность проявилась у будущего композитора рано — уже в шесть лет он сочинил свой первый вальс. Отец был категорически против музыкальной карьеры сына, он собирался дать коммерческое образование. Однако никакие запреты не смогли отвадить юного Иоганна от занятий музыкой. А в восемнадцать лет, когда отец покинул семью, и Иоганну, как старшему из сыновей, пришлось думать о содержании матери и братьев, судьба его решилась окончательно — он становится профессиональным музыкантом, Как скрипач, дирижер и композитор Иоганн Штраус заявил о себе в 1844 году, когда ему исполнилось только девятнадцать лет. Можно по достоинству оценить смелость подобного шага, если вспомнить. Что в это время не только в Вене, но по всей Европе гремело имя его отца — Иоганна Штрауса-старшего, признанного родоначальника «венского вальса». Но как ни была велика слава отца, она не смогла затмить еще только пробивавшийся, но удивительно самобытный и яркий талант сына. С первого выступления молодой Штраус приковал к себе внимание как профессиональных музыкантов, так и широкой публики. Уже на следующий день, после того, как он во главе организованной им небольшой оркестровой капеллы (всего лишь из пятнадцати музыкантов) выступил в хорошо известном венском казино Доммейера, вся Вена заговорила о «двух Штраусах». Одна из статей о дебюте Штрауса-младшего была озаглавлена так: «Добрей ночи Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын!» Творческое соперничество отца с сыном продолжалось вплоть до смерти Штрауса-отца. К чести Штрауса-младшего следует сказать, что, несмотря на противоречивые отношения с отцом, он навсегда сохранил уважение к нему и гордился его талантом. В предисловии к многотомному изданию сочинений Штрауса-старшего он писал: «Хотя мне, как сыну, не подобает рекламировать отца, но я должен сказать, что именно благодаря ему венская танцевальная музыка распространилась по всему миру». Биография Иоганна Штрауса — необычайно яркий пример полнокровной творческой жизни. Его триумфы в родной Вене скоро получают широкий резонанс в Европе. К началу 50-х годов имя Штрауса-младшего приобретает популярность на всем европейском континенте. Будучи наделен незаурядными организаторскими способностями, он привлекает к концертной и творческой деятельности младших в — Йозефа и Эдуарда. Так рождается «династия Штраусов». Творческая жить Иоганна Штрауса течет необычайно бурно — ин выступает одновременно как блестящий исполнитель-скрипач, дирижер, которого Ганс фон Бюлов называет «гением дирижерского искусства». С огромным успехом проходят гастроли Иоганна Штрауса одам европейских стран. Заметным событием в творческой биографии Штрауса стали летние гастрольные сезоны в Павловске под Петербургом. С 1855 по 1865 годы, а позднее в 1869 и 1872 годах с мая о сентябрь Штраус давал концерты в павловском музыкальном вокзале в то время называли пригородные места для отдыха и увеселений). Эти концерты посетили многие тысячи слушателей, каждый з оказывая великому маэстро восторженный прием. В свои программы Штраус часто включал лучшие произведения русских композиторов. «Мы слышали бесподобную «Камаринскую» М. И. Глинки, — писал выдающийся русский композитор и критик А. Н. Серов. — И эта капризная фантазия в чисто русском характере исполнена была отчетливо и, разумеется, с отличным успехом». В августе 1865 года правлением Штрауса прозвучали «Характерные танцы» Чайковского - первое произведение тогда еще молодого композитора, которое было исполнено публично и таким образом открыло для широкой публики гения русской музыки. В последний раз Штраус посетил Россию в 1836 году и дал в Петербурге десять концертов. Несмотря на необычайно интенсивную концертную деятельность, Штраус много и плодотворно работал как композитор. Обладая редким трудолюбием, он сочинял постоянно и в любых условиях. «Мелодии текут из меня, как из крана», — однажды пошутил он. Случалось так. Что пришедшие в голову мелодии Штраус записывал на чем Придется, иногда даже на ресторанных салфетках. Особенно многое было сделано им в жанре вальса, который занял около трети всех его концертно-бытовых сочинений. Он разработал форму этого танца, превратив его в своеобразную инструментальную поэму, насытил интонационным развитием, придал более протяженное мелодическое дыхание. До сегодняшнего дня непревзойденными шедеврами остаются такие его сочинения, как «Голубой Дунай», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» и многие другие. К искусству музыкального театра Штраус обратился в зрелый период творчества. Еще в 60-е годы во время пребывания в Париже он восхищался блестящими, ослепительно яркими опереттами Оффенбаха. Bскоре произведения французского мастера музыкальной комедии стали ставиться в Вене и пользовались большим успехом у публики. Появились и первые австрийские авторы оперетт i них оказались будущие классики этого жанра — Франц Зуппе и Карл Миллёкер. Однако ранние произведения этих композиторов носили подражательный характер, в них явно чувствовалось влияние Оффенбаха. Только с появлением первых удачных оперетт Штрауса австрийская разновидность этого жанра обрела самобытность и национальное своеобразие, стала той самой опереттой, которая вошла в историю музыки как «венская оперетта». В отличие от музыкальных комедий Оффенбаха. С их острым сатирическим элементом, злободневностью и обличающим социальные язвы подтекстом, оперетты Штрауса носят прежде всего лирический характер. Буффонада, пародия, открытая политическая направленность им чужды. Они легки, изящны, пронизаны весельем и жизнерадостностью. Герои, независимо от того, положительны они или отрицательны, выписаны автором с добродушием и юмором. Но что, пожалуй, принципиально нового внес Штраус в развитие этою легкого жанра, так это танцевальность как основу музыкальной драматургии, значительное повышение роли музыки в спектакле. По словам И. Кальмана. Оперетта благодаря Штраусу стала «легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией». Дух танца, его стремительная и подвижная стихия пронизывают театральные партитуры Штрауса. Вальсы, польки, галопы, чардаши, сменяя друг друга, уносят слушателя в радостную романтически приподнятую, праздничную атмосферу театрального действия. Есть у штраусовских произведений для музыкального театра и существенный недостаток — слабая сценарная драматургия. Ему упорно не везло с либреттистами. Из пятнадцати написанных Им оперетт две трети откровенно беспомощны с точки зрения литературной основы. «За великолепное либретто я был бы в состоянии принести величайшие жертвы», — говорил Штраус «Летучая мышь» — одно из лучших творений композитора п жанре оперетты. Она написана на основе пьесы «Ревельон» («Бал в сочельник. Или Часы с боем»), принадлежащей известным французским драматургам Мель яку и Галеви, писавшим либретто для оперетт Оффенбаха. Кстати, перу этих либреттистов принадлежал и сценарий гениальной оперы Ж. Визе «Кармен». Французский оригинал отличался сочным сатирическим колоритом, поэтому директор венского театра «Ан дер Вин» Штайнер, боясь, что пьеса Мельяка и Галеви окажется не по вкусу австрийской публике, отдал ее переделать местным либреттистам Карлу Хафнеру и Рихарду Жене. Последний был известным мастером, отлично знавшим музыкальный театр. Именно Жене принадлежало либретто лучшей оперетты Миллёкера «Нищий студент». Ему удалось внести в «Летучую мышь» венский колорит, насытить ее чисто венским весельем. Штраус был в восторге от либретто. Он писал оперетту с таким страстным увлечением, что закончил ее в рекордный срок — за 43 ночи (М. Премьера «Летучей мыши» состоялась 5 апреля 1874 года. Как это не однажды случалось в истории музыкального театра, первое представление шедевра не вызвало восторженного приема у публики. После семнадцати представлений спектакль перестал идти. Однако вскоре оперетта Штрауса завоевала популярность не только на родине автора, но и за ее пределами. До сегодняшних дней «Летучая мышь» остается любимейшим произведением в репертуаре театров музыкальной комедии, она пленяет своим праздничным настроением, беззаботностью, юмором, тонкой иронией, восхищает мастерски выписанными вокальными ансамблями, мелодической щедростью, богатством оркестровых красок и, конечно же, всепокоряющей стихией танца. Великолепна увертюра к спектаклю. Каждый ее эпизод — яркий танцевальный , образ. Захватывает бурным движением знаменитый соль-мажорный вальс — своеобразный символ этого произведения; покоряет пленительная тема гобоя, чуть подернутая дымкой грусти; игриво и пикантно звучит мотив будущего терцета из первого действия. Кстати, этот терцет едва ли не лучший вокальный ансамбль в первом акте по остроумию и мастерству воплощения психологической ситуации. С какой иронией в духе жестокого, чувствительного романса написана партия Розалинды. Опечаленной предстоящей разлукой с любимым супругом, и как неожиданно это минорное настроение сменяется веселой, несколько даже буффонной, хлесткой мелодией припева — «О, боже мой». Танцевальная стихия полностью подчиняет себе все во втором действии. Здесь звучат и полька, и чардаш, и испанский, шотландский и русский танцы, образуя единый полноводный поток стремительного движения. Но первое и самое значительное место здесь отдано вальсу. Это — его апофеоз. Финал второго действия — подлинная кульминация спектакля. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Первое действие. Роскошный загородный дом Габриеля фон Айзенштайна. Летний вечер, и окна комнаты распахнуты настежь. Издалека слышна любовная серенада, которую поет певец Альфред, страстный поклонник Розалинды, жены Айзенштайна, В комнате никого, кроме горничной Адели, занятой чтением письма: сестра Адели балерина Ида, сообщает, что сегодня вечером приглашена на бал к очаровательному русскому князю Орловскому, и предлагает поехать вместе. Предложение заманчиво, нужно только тайно заполучить один из шикарных туалетов хозяйки. Приходит Розалинда, Адель с притворно жалобной миной упрашивает свою хозяйку отпустим, ее к больной тетушке. Розалинда категорически против — ее супруг должен сегодня отправиться в тюрьму, где проведет пять дней в заключении за оскорбление судебного исполнителя, и Розалинда не может оставаться в доме совсем одна, Адель должна побыть с ней. Огорченная девушка уходит, и тут же в окне появляется исполненная обожания физиономия Альфреда. Страх и возмущение охватывает Розалинду: в любую минуту может появиться муж, и тогда скандал неизбежен. Что ж, Альфред готов покорно уйти, по только заручившись обещанием Розалинды сегодня же вечером увидеться вновь. Тревоги Розалинды были не напрасны — стоило исчезнуть настойчивому поклоннику, как тут же появился Айзенштайн. Вместе с ним адвокат Блинд. Раздражению Айзенштайна нет предела: из-за бездарности Блинда он вынужден будет сесть в тюрьму. Вконец испорченное настроение Айзенштайна несколько меняется К лучшему, как только появляется его старый приятель, доктор Фальке. А когда последний, воспользовавшись уходом Розалинды, предлагает будущему узнику вместо тюрьмы отправиться на бал к князю Орловскому, Айзенштайн и вовсе забывает о предстоящем заключении. Велико же изумление вернувшейся Розалинды, которая видит, что супруг ее отправляется «в тюрьму»… во фраке. Сменив гнев на милость, хозяйка дома отпускает и Адель к «больной тетушке». Едва муж и горничная покинули Розалинду, как в окне вновь появляется Альфред. Этот молодой человек не слишком церемонен: он ловко влезает в окно, надевает домашний халат хозяина и, удобно устроившись в кресле, налипает себе вина, приглашая Розалинду присоединиться к застолью. Однако блаженство Альфреда недолго Его нарушает неожиданное вторжение в дом директора тюрьмы Франка, явившегося с тем, чтобы собственноручно привести в исполнение приговор суда. Увидев одетого по-домашнему мужчину, да еще с бокалом вина. Франк принимает Альфреда за хозяина дома. Смущенная Розалинда, боясь оказаться скомпрометированной, умоляет Альфреда выдать себя за Айзенштайна. Исполненный рыцарского великодушия Альфред в сопровождении Франка отправляется в тюрьму. Второе действие. Веселье на балу у князя Орловского в самом разгаре. Приветствуя своих гостей, хозяин бала поет куплеты во славу радостей жизни. На балу присутствуют все герои веселой комедии. Здесь со своей сестрой Идой веселится преобразившаяся Адель; здесь выдающий себя за маркиза Айзенштайн, который по платью узнает горничную своей жены. Горничная и хозяин заключают тайный договор не выдавать друг друга. На бал явился и директор тюрьмы Франк. Он быстро находит общий язык с мнимым «маркизом», между ними завязываются приятельские отношения, тем более что ни тот, ни другой не знают, с кем, собственно, имеют дело. Наконец появляется и Розалинда, привезенная на бал вероломным другом Айзенштайна Фальке, который мстит приятелю за недавний розыгрыш во время веселого кутежа. Розалинда в маскарадном костюме «летучей мыши» выдает себя за венгерскую графиню Айзенштайн восхищен новоявленной «графиней» и начинает за ней ухаживать. Сгорая от любви, пылкий «маркиз» дарит лукавой «графине» в знак будущих встреч свои часы. Фальке со стороны наблюдает, потирая руки, как бурно развивается роман между мужем и женой. Между тем веселье продолжается, рекой течет шампанское, пары кружатся в танце… Третье действие. Утомленный, под винными парами возвращается к себе на службу директор тюрьмы Франк. Дежурный тюремщик сообщает своему начальнику, что арестованный накануне самим директором Айзенштайн потребовал адвоката, за которым уже послали. В это время появляется подлинный Айзенштайн, готовый занять место в тюремной камере. Все в полном недоумении. Когда же Айзенштайну становятся известны подробности событий, происшедших о его доме после того, как он якобы отправился «в тюрьму», гнев ревнивого супруга неописуем. А вот и сама Розалинда, однако она нисколько не смущена. На обвинения оскорбленного мужа Розалинда отвечает встречным обвинением — показывает ему часы, подаренные им «летучей мыши». Все кончается примирением и всеобщим весельем. |