5 дней
О сайте20 3 | С20—16003-4 1981, дата записи: 1 октября 1980 года |
Сторона 1 (25.47) РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Коробейники (музыка народная — Н. Некрасов) Вечерний звон (автор неизвестен — И. Козлов) Ноченька (русская народная песня) Родина (А. Самойлов — Ф. Савинов) Однозвучно гремит колокольчик (К. Сидорович — И. Макаров) Метелица (А. Варламов — А. Глебов) Вот мчится тройка почтовая (русская народная песня) Русский народный оркестр им. В. Андреева. Дирижер Владимир Попов (1, 3, 4, 7) Хор Ленинградского телевидения и радио. Дирижер Григорий Сандлер (1, 2, 5—7) Сторона 2 (25.45) Как пойду я на быструю речку (музыка и слова А. Попова) Дремлют плакучие ивы (Б. Б. — А. Тимофеев) Тишина (С. Кашеваров — Н. Хвостов) Утро туманное (B. Абаза — И. Тургенев) О, если б мог выразить в звуке (Л. Малашкин — Г. Лишин) Романс молодого цыгана (C. Рахманинов. «Алеко») Романс Надира (Ж. Бизе. «Искатели жемчуга») Русский народный оркестр им. В. Андреева. Дирижер Владимир Попов Запись с концерта в Большом зале Ленинградской государственной филармонии 1 октября 1980 г. Звукорежиссер Г. Цес. Редактор Б. Тихомиров. Художник В. Панкевич. Фото В. Барановского |
Искусство выдающегося шведского певца Николая Гедды хорошо знают и любят в нашей стране. Уже почти три десятилетия имя артиста не сходит с афиш крупнейших театров и концертных залов мира. В 1980 году Николай Гедда дважды гастролировал в Москве и Ленинграде, и его выступления были в центре внимания широкой общественности. В это же время началось сотрудничество певца с Всесоюзной фирмой «Мелодия», для которой Гедда сделал ряд записей. Исполнитель огромного репертуара, включающего множество произведений всевозможных жанров, от оперы и оратории до оперетты и популярных песен, Гедда неразрывно связям с русской музыкой. Во многом это объясняется его биографией. Николай Гедда — сын русского певца и хормейстера Михаила Устинова, с 1913 года работавшего в русском хоре в Лейпциге (Гедда — фамилия матери певца, шведки). По свидетельству самого артиста, в семье говорили и на русском и на шведском языках, а русские песни и старинные романсы были знакомы ему с детства. Мальчиком Гедда пел в хоре, руководимом его отцом, а позже он получил великолепную вокальную подготовку у выдающегося шведского тенора Карла Мартина Омана (воспитавшего и еще одного певца, которым по праву гордится Швеция, —Юсси Бьёрлинга). Знаменательно, что сразу же после блистательного дебюта в Стокгольмской королевской опере в опере А. Адана «Почтальон из Лонжюмо» первой работой Гедды в грамзаписи стала партия Самозванца в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского. II в дальнейшем певец никогда не порывал с русской музыкой. В его репертуаре партии Собинина в «Иване Сусанине» М. И. Глинки, Ленского в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, Сергея в «Катерине Измайловой» Д. Д. Шостаковича, он поет романсы Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Мусоргского, Рахманинова и Гречанинова. Особое место в творчестве Гедды заняли русские песни и романсы. Уже будучи зрелым мастером, несмотря на интенсивнейшую работу на сцене и в грамзаписи, певец счел необходимым совершенствоваться в этой области и брал уроки в США у педагога Павлы Новиковой. По собственному признанию артиста, русские песни и романсы — его любимейшая музыка, которой он отдает весь свой талант, все тепло своего сердца. Значительным событием для Гедды стали концерты в Советском Союзе осенью 1980 года, когда он исполнил и записал для грампластинки ряд песен и романсов, принадлежащих к жемчужинам этого репертуара. Все многообразие настроений, вся глубина чувства, все богатство мелодики, будь то элегическая грусть в романсах «Утро туманное» и «Дремлют плакучие ивы», лукавое молодечество и ухарство в «Коробейниках» и «Метелице», патетика в «Родине», ностальгическая печаль в «Ноченьке» переданы певцом с той задушевной простотой, естественностью и теплотой, которые присущи русской песне и романсу как никакой другой музыке. |