4 дня
О сайте8 2 | С50—15891-2 1981, дата записи: 1980 |
"Земля", вокальный цикл (сл. А. Шульгиной) - (17:46): 1. Вступление 2. Память 3. Окоп 4. Хлеб 5. Ветерок 6. Колыбельная 7. Земля 8. Мама 9. Финал Юра Лебедев (1, 4), Коля Виноградов (4, 8), К. Изотова (5, 6), Хор мальчиков хорового училища им. М. И. Глинки, худ. рук. и дирижер Ф. Козлов, Инстр. ансамбль Ленинградского телевидения и радио. Театральный дивертисмент: 1. Увертюра 2. Шуточный марш 3. Вальс 4. Галоп 5. Интермеццо 6. Дождь Эстрадно-симф. оркестр Ленинградского телевидения и радио, дир. С. Горковенко. 01.11.85 З. 154-о-500 |
Примечания: 1. Увертюра не входит в "Театральный дивертисмент" 2. Оригинальные названия номеров "Театрального дивертисмента": * Марш * Вальс * Галоп * Интермеццо * Скерцо |
Незадолго до смерти Василий Шукшин замышлял сделать театральную инсценировку своего исторического романа о Степане Разине. Он хотел, чтобы музыку к спектаклю писал композитор Валерий Гаврилин. Выбор писателя был не случайным. Между этими самобытными русскими художниками есть какая-то неуловимая связь, дузовное родство. Сближает их и схожесть биографии, и идейное соратничество в борьбе за правду, за чистоту искусства, бизки и темы их творчества. Этих художеников отличает неподдельная, органичная народность. непосредственно проявляющаяся в их языке, в выборе своих героев. Герои гаврилинских песен по своему социальному происхождению, по своему душевному складу — те же, что и в шукшинских рассказах. В музыке они живут полнокровной жизнью, страдают, радуются, любят, умирают, размышляют, порой мучительно, о том, как жить. Смеются, пряча иногда за улыбкой грустные мысли. Один из секретов их достоверности заключается в том, что они говорят своим естественным музыкальным языком, прежде всего языком песни. «Песня обнимает всё: все чувства и ощущения жизни»,— писал когда-то Н. В. Гоголь. И до сих пор она остаётся «центром сердечной жизни» народа. Гаврилин — один из самых вдохновенных современных творцов песни. Она — средоточие, центр его музыки. Композитором написано много самых разнообразных песен, бытовых и высоких, шутливых и трагических. Из песен обычно складываются его большие произведения — симфонические поэмы, вокальные циклы. К ним относится и записанный на этой пластинке вокальный цикл «Земля» на слова А. Шульгиной. …В своё время газета «Комсомольская правда» опубликовала очерк Константина Симонова о рязанском юноше Анатолии Мерзлове, который погиб в борьбе с огнём, угрожавшем пшеничному полю. Его памяти и посвящён цикл «Земля». Замысел этого цикла прост и поэтичен. Кратко его можно охарактеризовать строкой из стихотворения В. Хлебникова: «Когда умирают люди — поют песни». Цикл представляет собой последовательность своеобразных лирических гимнов, воспевающих самое дорогое, сокровенное для героя: мать, землю, на которой он вырос, злеб, вскормивший его,— всё то, ради чего он отдал жизнь. В середине цикла звучит: «Колыбельная», воспринимающаяся одновременно и как воспоминание матери и как символ вечного покоя. Символична и песня «Окоп», возникшая из слов, сказанных Анатолием Мерзловым перед смертью,— его подвиг как бы сравнивается с героизмом тех, кто отдал жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны. Обрамляет цикл песня «Память» — музыкальная эпитафия погибшему юноше, достойному светлой памяти. Песни цикла отличаются сочетанием проникновенной задушевности и внутренней героической патетики, скрытой в интонации напева ряда песен, как, например, в начальной фразе «Памяти». Интересно также сочетание мелодий в духе старого «слободского» романса («Ветерок») с языком современной «молодёжной» музыки, её ритмами, инструментарием. Сочинение с любовью и большим вкусом исполняется хором мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки, певицей Кирой Изотовой и инструментальным ансамблем Ленинградского телевидения и радио. На другой стороне пластинки в мастерском исполнении эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского телевидения и радио под управлением заслуженного артиста РСФСР С. Горковенко звучит Театральный дивертисмент — маленькая оркестровая сюита, собрание ярких разнообразных, характеристических пьес, то искренне весёлых или печальных, то сатирически гротесковых, то наполненных грустной иронией. Дивертисмент открывается маленькой симфонической увертюрой. Дивертисмент — вторая крупная работа оркестра над музыкой В. Гаврилина, свидетельствующая о значительно возросшей исполнительской культуре коллектива. |