1 день
О сайте19 3 | С10-15681-2 1981, дата записи: 1980 |
Сторона 1 И. С. БАХ (1685—1750) Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, BWV 1041 1. Allegro (4.08) 2. Andante (7.20) 3. Allegro assai (3.50) Сторона 2 А. ШНИТКЕ (p. 1934) Концерт № 3 для скрипки с оркестром Часть 1 (10.17) Часть 2 Часть 3 (17 41) Олег Каган Ансамбль солистов Дирижер ЮРИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ Звукорежиссеры: Э. Шахназарян (1), И. Вепрннцев (2) Редактор Н. Захарьев На лицевой стороне конверта: К. Петров-Водкин. Натюрморт со скрипкой. Оформление художника С. Нелюбина |
Сторона 1 И. С. БАХ (1685—1750) Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, BWV 1041 1. Allegro (4.08). 2. Andante (7.20). 3. Allegro assai (3.50) Сторона 2 А. ШНИТКЕ (р. 1934) Концерт № 3 для скрипки с оркестром I часть (10.17). II часть. III часть (17.41) Олег Каган. Ансамбль солистов. Дирижер Юрий Николаевский Звукорежиссеры: Э. Шахназарян (1), И. Вепринцев (2). Редактор Н. Захарьев Скрипичные произведения Иоганна Себастьяна Баха принадлежат к сокровищам мирового музыкального искусства. Его концерты, сонаты и партиты для скрипки относятся к лучшим образцам скрипичной музыки первой половины XVIII столетия, являясь и поныне украшением репертуара крупнейших исполнителей. Скрипичные концерты Баха, как и большинство оркестровых и камерно-инструментальных сочинений, были написаны во время службы композитора при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского. Их создание приблизительно датируется 1720 годом. Перед обращением к жанру концерта Бах тщательно изучил концерты своих современников, прежде всего Антонио Вивальди, чьи произведения он высоко ценил и неоднократно перекладывал для клавира и органа. От Вивальди Бах воспринял трехчастное строение цикла (быстрые крайние части обрамляют медленную среднюю), рондообразную структуру частей, где основная тема (ритурнель), излагаемая оркестровым tutti, проходит в различных тональностях, чередуясь с развивающими эпизодами, порученными солистам, наконец, сам принцип активного «концертирования» — состязания солистов и струнного оркестра, И в то же время могучая творческая индивидуальность композитора ощутима здесь в каждой ноте. В отличие от романтического импровизационного характера концертов Вивальди, сочинениям Баха присущи спокойная строгая величавость, классическая уравновешенность при Поразительном богатстве образов, глубина и мощь интеллекта, свойственная всему творчеству великого композитора. Бах привносит в жанр концерта полифонизацию музыкальной ткани, интенсивное мотивное развитие. Сквозь типичную рондообразную структуру нередко просвечивают тональные, а иногда и тематические соотношения, характерные для сонатной формы. Эти черты отличают и Концерт для скрипки с оркестром № 1 ля минор, BWV 1041, который Альберт Швейцер называл «величавым в своей суровой красоте». Сохранилась авторская пере-работка этого Концерта для клавесина с оркестром в тональности соль минор, BWV 1058. * * * Третий концерт для скрипки с оркестром (1978) был написан Альфредом Шнитке по просьбе Олега Кагана и ему же посвящен. К струнным инструментам, особенно к скрипке, Шнитке явно склонен в своем творчестве: среди его скрипичных опусов — три концерта, две сонаты, несколько ансамблей (квартет, фортепиан-ный квинтет, канон памяти И. Ф. Стравинского, Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича). Интонационная гибкость инструмента, широта и многообразие его выразительных возможностей, очевидно, в высокой степени отвечают импровизационной непосредственности самовыражения, мелодическому богатству — лучшим свойствам Mузыки Шнитке. В масштабных драматически-ко-фликтных концепциях композитора голос солирующей скрипки ассоциируется с обликом «героя» произведения, воплощая богатство внутреннего мира человека. Третий концерт для скрипки с оркестром при-надлежит к типу масштабных концертов-симфоний, широко распространенному в современной музыке. Виртуозно-игровой элемент, столь развитый, например, в Concerto grosso, написанном Шнитке годом ранее, вытесняется напряженным симфоническим развертыванием. Традиционное для жанра концерта противопоставление партий солиста и оркестра здесь превращается в конфликт, резко подчеркнутый тембровой «расстановкой сил»: солирующей скрипке противостоит ансамбль духовых (только в третьей части к нему присоединяются четыре струнных инструмента). Линию развития Третьего концерта можно уподобить пути героя, претерпевающего жестокие испытания, вплоть до катастрофы, в крайней точке которой наступает перелом к умиротворению и скорбному просветлению. С. Савенко Олег Каган — один из талантливых представителей советских скрипачей. Музыкальное образование получил сначала в специальной музыкальной школе-десятилетке имени Э. Дарзиня при Латвийской консерватории, затем в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории, где занимался у профессоров Б. Кузнецова и Д. Ойстраха. Артист является лауреатом четырех международных конкурсов: III конкурса скрипачей имени Дж. Энеску, имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, имени И. С. Баха в Лейпциге, III Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Игра скрипача отличается тонкостью, лиризмом, но она может быть и волевой, активной, и драматичной, патетической. Д. Ойстрах писал о своем ученике: «Его творчеству свойственны искренность и тонкое проникновение в авторский замысел». Репертуар артиста включает произведения всех эпох, от Баха до Шёнберга; особенно ему близки произведения Паганини, Сибелиуса, Прокофьева. О. Каган гастролировал в Финляндии, США и других странах. © «Мелодия», 1980 Всесоюзная; студия грамзаписи. Записи 1980 г. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Типография АЗГ |