2 дня
О сайте4 1 | С90-15233-4 1981, дата записи: 1972 |
Сторона 1 1. Р. Роджерс. Голубая комната — 2.17 2. Дж. Керн. Прекрасный романс — 3.22 3. Я. Гаде. Ревность — 3.04 4. С. Граппелли. Билли — 2.01 5. Дж. Гершвин. Любовь навсегда — 3.57 6. С. Граппелли. Аврора — 2.35 7. Дж. Керн. Поднимись — 2.15 8. К. Портер. Ночь и день — 4.07 Сторона 2 9. Дж. Мак-Хью. Я не могу в это поверить — 3.02 10. Дж. Стрейчи. Эти глупые вещи — 4.23 11. С. Граппелли. Эррол — 3.19 12. Дж. Гершвин. О, будьте добры! — 3.38 13. С. Граппелли. Джермин-стрит — 4.05 14. И. Берлин. Щекой к щеке — 3.46 15. Р. Роджерс. Женщина-бродяга — 4.26 А. Клэр, фортепиано К. Болдок и Л. Баш, контрабасы К. Кэрэн и Т. Кромби, ударные Изготовлено по заказу Московской секции филофонистов ВОФ Реставратор О. Гурова. Редактор П. Грюнберг. Художник А. Григорьев Совместная запись на пластинку двух всемирно известных, прославленных скрипачей — явление достаточно редкое и в классической музыке. Совместная же запись крупнейших музыкантов-виртуозов, принадлежащих к различным скрипичным школам — классической и джазовой, — событие поистине уникальное. (Необходимо заметить, что они не просто играют скрипичные транскрипции популярных эстрадных произведений 30-х годов, но и импровизируют на темы этих произведений, причем импровизируют блестяще!). Оставим для критики вопрос о том, достойно ли классическому скрипачу играть джазовую музыку. Напомним только, что скрипка — инструмент народного происхождения и, как известно, долгое время служила для увеселения простого народа на ярмарках, площадях, на гуляньях, в кабачках и трактирах. Понадобилось немало времени, чтобы скрипка заняла одно из самых достойных мест на концертной эстраде. Но это произошло только в жанре серьезной, классической музыки. В легкой музыке скрипка долгое время так и оставалась атрибутом танцевального оркестра или цыганского ансамбля. Не стала скрипка доминирующим инструментом и в джазе. Мягкость и «деликатность» звучания скрипки не позволяли ей конкурировать с духовыми музыкальными инструментами (саксофоном, тромбоном, трубой). Только «электрификация» скрипки, начатая негритянским музыкантом С. Смитом и завершенная французом Ж.-Л. Понти, радикально изменила ее положение, однако при этом нельзя забывать о том, что электроскрипка имеет так же мало общего с классической скрипкой, как, например, клавишный синтезатор с обычным акустическим пианино. Немаловажен и тот факт, что практически ни один из джазовых инструментов не имеет столь четко выраженной европейской исполнительской традиции, как классическая скрипка. Поэтому неудивительно, что среди немногочисленных известных джазовых скрипачей «доэлектрифицированной эры» большинство — европейцы или музыканты американского континента, длительное время жившие в Европе и имеющие высшее музыкальное образование (С. Граппелли во Франции, Э. Саус и Дж. Венути в США: Г. Олива в Аргентине). Ведущее место в этой плеяде, несомненно, занимает С. Граппелли, типичный представитель французской скрипичной школы. Элегантность, грациозность, пластика штрихов, хрупкая, изящная виртуозность — эти качества характерны для национальной французской скрипичной традиции, восходящей к Ж.-Б. Люлли и Ж.-М. Леклеру и унаследованной С. Граппелли. Граппелли впитал в себя и основные элементы негритянской джазовой музыки (фразировку, игру со свингом, умение импровизировать на заданной гармонической основе). Синтезируя эти элементы со стилевыми особенностями национальной скрипичной школы, Граппелли как бы сплавляет их, достигая исключительной монолитности стиля. В этом и сказывается неповторимость его индивидуальности. Граппелли обладает исключительно красочным серебристым звуком. Он любит элегантные, уравновешенные и мелодичные фразы, столь ярко окрашенные свингом; его импровизация «сконструирована» характерной логикой музыкального мышления человека, который четко знает, куда он стремится. В этом плане идеальным партнером Граппелли оказался И. Менухин, великолепно владеющий искусством импровизации. Замечательная густая кантилена Менухина своим насыщенным, плотным звуком, бархатистым тембром прекрасно сочетается с серебристым звуком Граппелли, и для искушенного слушателя не представляет большой сложности различить этих скрипачей. Для лучшей ориентации приведем в качестве примера пьесу Р. Роджерса «Голубая комната». Первые 4 такта интродукции играет Менухин, затем 16 первых тактов коруса (импровизированной фразы, основанной на гармонии темы) играет Граппелли и по 8 тактов поочередно Менухин и Граппелли, завершающий корус. После повторения интродукции Граппелли импровизирует 16 тактов, Менухин и Граппелли — по 8 тактов, затем следуют исполняемые дуэтом вариации, и заканчивается пьеса основной темой, также сыгранной дуэтом. Для слушателей, которые не имели ранее возможности познакомиться с игрой Менухина или Граппелли, можно порекомендовать прослушать следующие пьесы из настоящего альбома: «Аврору» и «Джермин-стрит», в которых солирует только И. Менухин, а также «Билли» и «Эррол», в которых соло на скрипке исполняет Граппелли в сопровождении ритм-группы. Игра скрипичного дуэта двух выдающихся исполнителей исключительно слаженна и отличается большой задушевностью. Они создали ансамбль изысканного вкуса, редкой музыкальной интеллигентности, и, что самое главное, ансамбль столь органичный, что отдать предпочтение тому или другому музыканту невозможно. Почему же Менухин и Граппелли обратились для записи к популярным мелодиям 30-х годов, к так называемым «стандартам»? И. Менухин говорит: «Я бы назвал эту запись беседой. Музыка, которую мы играем, может многим не показаться серьезной. Но разве так необходимо при встрече двух друзей все время говорить только о серьезных вещах?» Представленные в альбоме мелодии из популярных мюзиклов 30-х годов стали классикой легкой музыки и не раз служили материалом для импровизаций многим первоклассным джазовым инструменталистам и вокалистам (Б. Уэбстер, М. Дэвис, Э. Фитцджеральд). Легкомысленно-виртуозные миниатюры Менухина и Граппелли на темы этих популярных мелодий стали шедеврами изящества и элегантности и получили признание как у любителей классической, так и джазовой музыки. Четыре из пятнадцати представленных в альбоме композиций сочинены непосредственно Граппелли и характеризуют его как композитора широкого диапазона, не чуждого импрессионистских влияний Дебюсси («Аврора», «Джермин-стрит»). В этих пьесах партию фортепиано исполняет автор. В других пьесах игру скрипачей сопровождает ансамбль в составе: А. Клэр (фортепиано), Л. Баш и К. Болдок (контрабасы), К. Кэрэн и Т. Кромби (ударные). С. Граппелли (р. 1908, Париж) начал свою концертную деятельность в джаз-оркестре Грегора, а затем выступал с оркестрами Комбеля, Экиана и других. В 1934 году вместе с цыганским гитаристом Джанго Рейнхардтом основал знаменитый Квинтет Французского Хот-Клуба — первый значительный европейский джазовый ансамбль. Этот ансамбль состоял только из струнных инструментов (скрипка, солирующая гитара, контрабас, две аккомпанирующие гитары). После окончания второй мировой войны выступает с ведущими французскими и американскими джазовыми музыкантами, такими, как Ж.-Л. Понти, С. Смит, Г. Бёртон и другими. И. Менухин (р. 1916, Нью-Йорк) — ученик Л. Персингера, А. Буша и Дж. Энеску. Впервые выступил в «Карнеги-Холл» в возрасте одиннадцати лет. В пятнадцать лет получил первую премию на конкурсе Парижской консерватории. Гастролировал во многих странах (в СССР в 1945, 1952 и 1971 годах). Круг увлечений И. Менухина чрезвычайно широк: он дирижирует; изучает восточную философию и музыку (делает записи вместе с выдающимся индийским исполнителем на ситаре Р. Шанкаром); устраивает ежегодные музыкальные фестивали в Англии и Швейцарии; используя опыт воспитания музыкально одаренных детей в СССР, участвует в создании спецшкол для талантливых молодых музыкантов в США. С. Е. Ленский Зак. 334—В—8000— |