2 дня
О сайте5 5 | М10—42857-8 1980, дата записи: 1905—1914 |
I сторона Г. ДОНИЦЕТТИ (1797—1848) АРИЯ ДЖЕНАРО («Лукреция Борджа») 2.25 А. ПОНКЬЕЛЛИ (1834—1886) АРИЯ ЭНЦО («Джоконда», 2 д.) 2.32 Ж. БИЗЕ (1838—1875) АРИЯ ХОЗЕ («Кармен», 2 д.) 3.06 ДЖ. МЕЙЕРБЕР (1791—1864) АРИЯ ВАСКО ДА ГАМА («Африканка», 4 д.) 3.32 ДЖ. ВЕРДИ (1813—1901) АРИЯ РИЧАРДА («Бал-маскарад», 3 д.) 2.47 РОМАНС РАДАМЕСА («Аида», 1 д.) 3.34 II сторона Р. ВАГНЕР (1813—1883) МОЛИТВА РИЕНЦИ («Риенци», 5 д.) 5.47 ГИМН ТАНГЕЙЗЕРА («Тангейзер», 1 д.) 1.40 ПРОЩАНИЕ ЛОЭНГРИНА («Лоэнгрин», 3 д.) 5.53 ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЬ ЗИГМУНДА («Валькирия», 1 д.) 2.43 На итальянском языке Фортепиано (1, 3—6). Оркестр (2, 7—10) Архивные записи 1905—1914 годов Реставратор Н. Терпугова. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Белов Серия «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Вокалисты» Зак. 989—О—25000 |
Выдающийся испанский тенор Франсиско Виньяс родился 27 марта 1863 года в столице Каталонии Барселоне. Его вокальными педагогами были Тинторен и Гоула. Певец дебютировал в родном городе в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в сезоне 1888 года. Виньяс быстро приобретает поклонников и признание. В следующем же году его приглашают в ведущий оперный театр Италии — миланский «Ла Скала». Как и в Барселоне, он впервые выступает в «Лоэнгрине», Выступления в других театрах Апеннинского полуострова выдвигают двадцатишестилетнего певца в ряд первых теноров эпохи, эпохи великих мастеров бельканто. В 1891 году Виньяс впервые появился на Британских островах. Он участник первой в Великобритании постановки «Сельской чести» Масканьи на сцене Стратфордской оперы, где, как вспоминает в своей книге «Моя музыкальная жизнь» сэр Генри Вуд, «произвел фурор». О его первом выступлении 17 мая «Музыкальная эпоха» писала: «Он выглядел как молодой солдат и играл с непринужденностью и отсутствием нажима». В 1893 году Виньяс дебютировал в лондонском «Ковент-Гарден». Первое впечатление о нем в этом ведущем мировом оперном центре, известном своими давними исполнительскими традициями и строгим отношением к певцам итальянской школы, было менее благосклонным. Та же «Музыкальная эпоха» писала, что в большом зале его голос «производит меньший эффект» (о Лоэнгрине) и что сценическое поведение певца в новом окружении менее свободно. Однако следующие приезды певца в прославленный театр получили уже значительно более лестное освещение в печати. Например, «Тайме» называет его «выдающимся Лоэнгрином, играющим с подобающим достоинством и поющим с артистической интеллигентностью» (рецензия на спектакль 23 июля 1895 г.). В «Ковент-Гарден» Виньяс пел в операх «Тангейзер» Вагнера, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аида» и «Бал-маскарад» Верди, «Джоконда» Понкьелли, «Тоска» Пуччини, «Сельская честь» и «Друг Фриц» Масканьи с таким же успехом, как в «Лоэнгрине». Однако, несмотря на теплый прием, Англия не была центром его карьеры. Виньяс стал любимцем театра «Сан-Карло» в Неаполе, публика которого традиционно считается одной из самых строгих ценительниц искусства бельканто, города, который подарил миру Фернандо де Лючиа и Энрико Карузо... С триумфом выступал Виньяс и на других итальянских сценах, в Испании, Португалии. В. один год с лондонским дебютом (1893) испанский тенор впервые выступил в Нью-Йорке, в «Метрополитен опера». В первом своем спектакле — «Лючии ди Ламмермур» он был отодвинут на второй план выдающейся австралийской певицей, сопрано Нелли Мельба и, как пишет историк театра Колодин, «оказался в примечаниях спектакля». Затем к Виньясу пришло признание и на американском континенте. Он участник первого исполнения в Нью-Йорке «Сельской чести» вместе с выдающейся французской певицей Эммой Кальве. В Новом Свете Виньяс пел также в Чикаго и в 1910 году в театре «Колон» в Буэнос-Айресе. Содружество же певца с «Метрополитен опера» продолжалось до 1897 года, причем здесь Виньяс часто выступал в операх Вагнера. Редко кто из романских теноров столь много и успешно обращался к музыке великого немецкого мастера. С другой стороны, не часто выступали в итальянской опере тенора, специализирующиеся на музыке Вагнера (во всяком случае на интернациональных сценах). Виньяс же блестяще пел и Верди, и Доницетти, и Мейербера, и в веристских операх, и в музыкальных драмах Вагнера. При исполнении вагнеровской музыки Виньяс сохранял, по словам критика Р. Г. Харста, «чисто итальянский голос и метод», другими словами, не заменял пение декламацией или выкриками. Безупречное владение дыханием, тончайшее дозирование динамических оттенков выгодно отличало испанских теноров эпохи Виньяса. Что касается исполнения Виньясом итальянских и испанских песен, то для них певец находит в своей богатой голосовой палитре более лирические, интимные краски. Более четверти века радовал любителей оперы своим искусством Франсиско Виньяс (певец оставил сцену в 1917 году, посвятив себя преподаванию пения в Барселоне). За долгие годы сценической карьеры его партнерами были большинство лучших вокалистов того времени. В частности, он пел Лоэнгрина в том самом спектакле в Римской опере, в котором дебютировал двадцатилетний Титта Руффо. Виньяс, исполнивший эту партию совершенно восхитительно, был «героем этого вечера» (по воспоминаниям Титта Руффо, в его книге «Парабола моей жизни». Виньяс сумел услышать в юноше будущего «короля баритонов»). Имя Виньяса вошло в анналы вокального искусства. Его грамзаписи радуют любителей оперы уже не один десяток лет. Певец умер 13 июля 1933 года в местечке Мойя близ Барселоны. Проводящийся в Барселоне конкурс оперных певцов носит его имя. Л. Рыжов |