2 дня
О сайте8 1 | С10 29771 000 1990, дата записи: 1989 |
Сторона 1 1. Великая ектения — 6.00 2. Благослови, душе моя. Господа — 2.14 3. Слава... Единородный — 3.30 4. Приидите, поклонимся— 1.31 5. «Господи, спаси благочестивый» и «Святый Боже» — 3.20 6. «Слава Тебе, Господи» .и сугубая ектения — 5.41 Сторона 2 7. Херувимская песнь — 5.28 8. Символ веры 15 25 9. Милость мира 10. Тебе поем 11. Достойно есть 12. Отче наш — 3.47 13. Хвалите Господа с небес — 2.36 Возглашения: Ктитор Спасо-Преображенского собора протоиерей отец Борис (Глебов) Протодьякон Спасо-Преображенского собора отец Алексей (Подобаев) Ленинградский камерный хор Дирижер Николай Корнев Звукорежиссер Ф. Гурджи. Редактор К. Иванова Художник А. Кабанов. Фото В. Барановского компакт-диск SUCD 11 00318 |
Божественная Литургия есть, в некотором смысле, вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Н. В. Гоголь 17 июня 1988 года в Ленинградской государственной академической капелле имени М. И. Глинки состоялась необычная премьера. Ленинградский камерный хор под управлением Николая Корнева исполнил Литургию Святого Иоанна Златоуста, принадлежащую перу Константина Николаевича Шведова и впервые прозвучавшую 75 лет тому назад. Событие примечательное тем, что концерт этот не только завершал один из торжественных вечеров в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси и являл собой результат очень редкого и несомненного совпадения интересов государства и церкви, но также познакомил современных слушателей с незаслуженно вычеркнутым из культурного обращения оригинальным сочинением забытого русского композитора. Впоследствии Литургия Шведова в исполнении Камерного хора звучала под сводами соборов: Смольного — в Ленинграде; Успенского — в Новгороде; Преображенского — Валаамского монастыря (это исполнение состоялось в день 100-летия со дня освящения собора). Во время последнего гастрольного турне хора Литургия звучала в городах Западной Европы. Предлагаемая почитателям русской духовной культуры грамзапись дает возможность не только насладиться красотой и совершенством музыкальной композиции, но и впервые вне храма проследить нить литургического повествования. Возглашения совершают священники Спасо-Преображенского собора Ленинграда — протоиерей Борис Глебов и протодьякон Алексей Подобаев. Как известно, чин Литургии — это центр, средоточие всей службы. Она одновременно исток и собор; в ней собирается и из нее вытекает основная идея христианской веры. В Литургии, называемой также Евхаристией (благодарение), раскрывается тема высокого этического значения: тема спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти Жертвы, принесенной Иисусом Христом на Кресте, ставшим после гибели Христа символом ума, сердца и воли человека. В основе богословского содержания Литургии сосредоточен мощный гуманистический идеал, воплощенный в Таинстве любви к человеку. Полтора столетия тому назад Н. В. Гоголь отмечал величие нравственного влияния Литургии, которая: «„.нечувствительно строит и создает человека. Всех равно уча, равно действуя на все звания, на все сословия, всем говорит одно одним и тем же Языком: всех научает любви, которая есть связь всего общества, сокровенная пружина всего, стройно движущего жизнь всеобщую». Письменное изложение Литургии относится к IV веку и принадлежит святителю Василию Великому. В том же столетии другой более сокращенный чин ввел в употребление святитель Иоанн Златоуст. На всем протяжении 1000-летней истории отечественной хоровой культуры нет, пожалуй, ни одного крупного композитора, так или иначе не соприкоснувшегося с музыкальным воплощением чина. И каждый из них, сохраняя форму, отшлифованную веками, и воплощая тему высокого этического значения, находил свою индивидуальную трактовку. Таким образом, Литургия, как грандиозный собор, создаваемый в течение веков русскими мастерами, не потеряла множественности художественных решений своего особого облика. Устоявшуюся традицию русского монодического пения продолжили Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский, А. Л. Ведель, А. С. Дегтярев. А в начале XX века композиторы Московской школы, группировавшиеся вокруг выдающегося дирижера, композитора, палеографа С. В. Смоленского, в числе которых были С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, В. С. Калиниников, А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков, К. Н. Шведов и другие, обращались к чину Литургии не только и не столько для нужд храма, а в основном для развертывания и решения философской идеи. К. Н. Шведов создал свое произведение накануне первой мировой войны в 1913 году, в эпоху расцвета русской церковной музыки. Достаточно сказать, что непосредственными предшественниками Шведова были Чайковский и Рахманинов, создавшие свои Литургии соответственно в 1878 и 1911 годах. А вслед за Литургией Шведова были написаны Всенощное бдение Рахманинова (1915 г.) и «Братское поминовение» Кастальского (1917 г.). И таким образом сочинение Шведова логически включается в общий художественный процесс начала XX века. Имя Шведова до недавнего времени было неизвестно не только любителям музыки, но и большинству профессиональных музыкантов. Уроженец Москвы он, волей судьбы, скончался вдали от Родины, в США куда приехал в 1925 году. Его творческое наследие велико: более шестидесяти опусов. Среди них четыре оперы-миниатюры по рассказам А. П. Чехова, поэма для голоса и оркестра «Мцыри», музыка к комедии «Принцесса Турандот» и пьесе «Наталка-Полтавка», духовные сочинения (среди них две Литургии), поэма для баса и фортепиано «Двенадцать», романсы на стихи Пушкина, Бальмонта, Мережковского, Бунина. К. Н. Шведов, как и двое его братьев, ставших впоследствии профессиональными музыкантами, получил образование в Синодальном училище и Московской консерватории, которую окончил по классу Танеева в 1909 году с серебряной медалью. Духовный облик Шведовых сформировался в кружке С. Т. Коненкова. Незадолго до своего тридцатилетия Шведов был приглашен в Московскую консерваторию в качестве профессора по классам теории музыки. Одновременно композитор много работал над собственными сочинениями. Среди них «Литургия», получившая чрезвычайно одобрительный отзыв ведущего музыкального критика России Н. Д. Кашкина. В своем письме к Ф. И. Шаляпину от 9 декабря 1915 года он пишет: «...Константин Николаевич Шведов вышел из синодальных певчих и с юных лет обратил на себя внимание талантливостью композиции церковной музыки. Его «Литургия», например, по моему мнению, лучше всего, что в этом роде написано, не исключая сочинений Чайковского и Рахманинова». Вскоре после революции Шведов становится дирижером и хормейстером Музыкальной студии Московского художественного театра, где тесно сотрудничает с В.И. Немировичем-Данченко. В это время он сосредоточенно работает над переложениями русских народных песен для мужского квартета, существовавшего при студии. Опыт и знание особенностей русского народного мелоса позволили ему впоследствии, в США заняться аранжировкой и составлением репертуара для известного Хора донских казаков под управлением Смирнова. Жизнь Шведова резко изменилась в 1925 году, когда музыкальная студия отправилась на гастроли в Европу и Америку. Выехавший вместе с ней композитор принял решение не возвращаться на Родину. Побудительными оказались мотивы личного свойства. Творческая жизнь Шведова в Америке была интенсивной и яркой. К 1936 году относится знакомство его с С.В. Рахманиновым в связи с замыслом русской колонии в Нью-Йорке отметить столетие со дня смерти А.С. Пушкина. Помимо Шведова в Пушкинский комитет вошли известные дирижеры и пианист, двоюродный брат С. В. Рахманинова, А. И. Зилоти, балетмейстер М. М. Фокин, скульптор С. Т. Коненков, авиаконструктор И. И. Сикорский. Инициативой комитета было обращение к С. В. Рахманинову с просьбой о постановке его ранней оперы «Алеко». Знакомство Шведова с Рахманиновым, их творческое общение повлекло за собой и более тесные связи. В конце 30-х годов великий композитор приглашает Шведова в качестве учителя по теории музыки и сольфеджио для своей любимой внучки Софии Волконской. Несмотря на жизнь вдали от Родины, творческая ипостась К. Н, Шведова ярка и многогранна. Архив композитора, согласно его последней воле, передан наследникам, в Москву. Спустя более трех десятилетий со дня смерти на Родину возвращается имя человека, оставившего заметный след в мировом музыкальном искусстве первой половины XX века. Литургия Шведова соответствует схеме чинопоследования Литургии Иоанна Златоуста и по традиции содержит 13 номеров. Как известно, Литургия состоит из трех разделов: проскомидия (приготовление) — №1—2; литургия оглашенных, т. е. людей, готовящихся к Таинству Крещения или кающихся, отлученных от Причащения, — № 3—6; литургия верных — №7—13. В архитектонике Литургии Шведова прослеживается тенденция к сквозному развитию. Вместе с тем в музыке Шведова также ощутим древний интонационный прообраз — знаменный распев. Но не только сфера церковной музыки воплощена в Литургии. Мы слышим народную песню, оперные монологи, романсы — все многообразие интонационного фонда, окружающего композитора; современного ему сложного и противоречивого «музыкального мира» в России начала XX века. Это — рельеф стиля. Его фон — общеевропейские интонации, сложившиеся к XIX веку. Соединение на первый взгляд несоединимых истоков — не разборчивость художника, а особый тип музыкального мышления, ориентированный на «соборную» традицию, свойственную русской церковной культуре. Предлагаемое вниманию слушателей произведение исполняет Ленинградский камерный хор под управлением Николая Корнева. Хор основан в 1977 .ходу. Несмотря на то, что в репертуаре коллектива около 200 концертных программ из музыки от эпохи Возрождения до современных советских и западноевропейских авторов, а гастрольные маршруты хора соединили между собой не только города России, но и страны Восточной и Западной Европы; несмотря на то, что это один из наиболее активно концертирующих коллективов, Литургия Шведова — первая сольная пластинка Камерного хора. Коллектив — лауреат крупных международных конкурсов и фестивалей, а дирижерское искусство Н. Корнева также отмечено специальной премией на международном конкурсе имени Белы Бартока. Творческое кредо Корнева можно сформировать, вспомнив слова Мусоргского: «Прошлое в настоящем». Именно поэтому дирижер так настойчиво возобновляет несправедливо забытые жемчужины отечественной хоровой классики, возвращая современным слушателям музыку, наполненную высоким этосом, питающуюся соками великой христианской традиции русского средневековья. Таким образом в репертуаре хора за последние два года прочно закрепились произведения Березовского и Бортнянского, Веделя и Дегтярева, Львова и Турчанинова. Дирижер мыслит коллектив как ансамбль солистов, добиваясь от каждого из них максимальной отдачи. С этим связаны и находки в области хоровой «оркестральности» (сопоставление различных тембров — чистого и смешанного; акустические эффекты, достигаемые с помощью особой расстановки певцов и т. д.). Коллектив еще очень молод и находится в стадии стремительного роста. Обладая мощным творческим потенциалом, хор сможет, надеемся, осуществить великую задачу реставрации, воскрешения подлинной традиции русского духовного пения, представленной творениями малоизвестных или незаслуженно забытых русских композиторов. |