58 сек.
О сайте16 4 | 33СМ 02333-34 1970 |
Симфония № 36 «Линцская» до мажор, К. 425 Adagio. Allegro spiritoso Poco adagio Menuetto Presto Симфония № 18 фа мажор, К. 130 Allegro Andantino grazioso Menuetto Molto allegro Московский камерный оркестр, дирижер Рудольф Баршай (на более поздних переизданиях нет фамилии дирижера по причине его эмиграции из СССР) Моно-вариант Д—025821-2 Летом 1783 года Моцарт ездил со своей молодой женой Констанцией к отцу в Зальцбург. Поездка была неудачной во всех отношениях — отец был недоволен браком сына, Констанция болела. В удрученном состоянии отправилась молодая чета обратно в Вену. По дороге они остановились в Линце у друга композитора графа Туне (Thun). Теплый прием и радушие хозяина вернули Моцарту его обычную жизнерадостность, и он в порыве вдохновения быстро сочинил симфонию, получившую название «Линцской». В этом светлом произведении слышатся отзвуки симфоний великого предшественника Моцарта — Иосифа Гайдна, но, наряду с этим, особый тонкий лиризм, особенная ласковая нежность симфонии говорят о неповторимой индивидуальности ее гениального автора. Первая часть (Adagio. Allegro spirifoso) начинается медленным вступлением. После решительных фанфар всего оркестра (tutti) начинает звучать задушевная музыка, полная, однако, скрытой энергии, прорывающейся отдельными взрывами форте. Вступление невелико, его внутреннее напряжение быстро находит выход «во вне» — в основном разделе первой части (allegro). Все темы экспозиции близки друг другу по общему жизнерадостному тонусу, сочетающему в себе лирическую теплоту с энергией и устремленностью. При единстве настроения экспозиция отличается многотемностью, мелодическим богатством. Короткая разработка не вносит существенного контраста в музыку allegro и приводит к обычной в сонатной форме репризе (повторению тем экспозиции). Вторая часть (Росо adagio) написана в духе старинного танца — сицилианы, ритмом которой пронизаны обе ее темы. Их светлой пасторальности противостоит легкий оттенок драматизма в разработке, оттеняющий основное радостное и безмятежное настроение adagio. Третья часть — менуэт. Его музыка не выходит за пределы основного тонуса симфонии: простота, ясность мелодического рисунка, ритмическая упругость подчеркивают ощущение душевной бодрости, господствующее в симфонии. Финал (Presto) — наиболее значительная и богатая тематическими контрастами часть симфонии. В нем с наибольшей убедительностью проявилась глубокая связь музыкального языка симфоний Моцарта с его операми. Это заключительное presto звучит как последняя финальная сцена комической оперы, в которой перед зрителем проходят все основные действующие лица, — каждое отмечено своим музыкальным характером, и все вместе они объединены общностью сюжета и его счастливой развязкой. Иными словами, темы presto могут быть уподоблены персонажам оперы, переживающим общую радость и ликование. Удивительно музыкальное единство симфонии — между темами всех ее четырех частей много общего, а финал как будто вбирает в себя весь мелодизм предыдущих частей и подводит общий итог. В. Бобровский Симфония фа мажор (К. 130) сочинена в мае 1772 года во время короткого пребывания Моцарта на родине, в Зальцбурге, между вторым и третьим путешествием в Италию, где в Милане с выдающимся успехом были поставлены первые оперы seria Моцарта «Митридат, царь Понта» (26 декабря 1770 года) и театральная серенада «Асканио в Альбе» (17 октября 1771 года). Опыт, почерпнутый в работе над крупными оперными произведениями, и их успех вдохновляли Моцарта на поиски новых для него путей и симфонической музыке. В своих первых «итальянских симфониях» (так называл их сам композитор) Моцарт послушно следует за образцами своих старших итальянских коллег, чьи сочинения отличались шумным блеском, обилием тематического материала при некоторой калейдоскопичности и рыхлости формы, однообразии оркестрового колорита и сравнительно поверхностном содержании. В симфониях же, созданных летом 1772 года — до мажорной (К. 128), соль мажорной (К. 129) и фа мажорной (К. 130) — отчетливо проявляется стремление композитора к углублению содержания и большей масштабности произведений при одновременном укреплении единства симфонического цикла. Симфония фа мажор (К. 130) как раз особенно показательна в этом отношении, занимая исключительное положение не только среди произведений того времени, но и возникших в последующие годы. Прежде всего изменилось содержание симфонии. Музыка приобрела строгость, стала энергичной; глубже, драматичнее стали контрасты, составляющие основу развития музыкальной ткани; в симфонии часто проявляется героическая патетика, особенно яркая в финале. Общий характер музыки повлек за собой увеличение состава оркестра; обычно партитура ранних симфоний Моцарта кроме струнного квинтета предусматривают две валторны и два гобоя или флейты; в симфонии фа мажор Моцарт кроме струнных и флейт ввел в оркестр четыре валторны. Медленные части симфоний у него часто пополнялись одними только струнными, здесь Andantino grazioso исполняется полным составом оркестра. Значительность содержания симфонии повлекла за собой увеличение масштабности сочинения: не только I часть, но и финал написаны в сонатной форме, причем в этих сонатных allegri широкое развитие получают такие разделы, как побочная партия и разработка; в финале Моцарт дает даже две побочных партии. Более широкое развитие получает и вторая, медленная часть, в которой признаки сонатной формы сочетаются с элементами рондо. Большую ценность симфонии придает единство фактуры, в частности использование в I, III частях и в финале свободной и строгой имитационной полифонии (бесконечный канон в заключительной партии I части, канон в менуэте, каноническая секвенция в разработке финала). Забота о единстве цикла проявляется также в ритмический аналогиях между первой и последней частями симфонии и, наконец, в тематических связях как внутри частей, так и между частями сочинения. Так, заключительная партия I части основана на материале главной партии. Тот же тематический материал находит свое отражение и в первой побочной партии финала. Интонация нисходящей кварты является исходной и в главной партии I части, и в главной партии финала; ее мы услышим и в конце заключительной партии I части. Второй раздел трио тематически перекликается с начальными тактами менуэта. Моцарт избегает обычного в его ранних симфониях введения в разработке нового материала и строит ее на материале, уже знакомом слушателю, по-новому, более драматично излагая его: в I части — на материале главной партии, в финале — на материале побочных партий. Это также способствует достижению большего единства музыки симфонии. К. Саква «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для интерпретации артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. Первые выступления Московского камерного оркестра состоялись в 1956 году. Инициатором и вдохновителем коллектива явился нынешний его руководитель, дирижер Рудольф Баршай, тонкий музыкант и отличный альтист, имеющий богатый опыт сольной и квартетной деятельности. В состав Московского камерного оркестра входят смычковый квинтет, фортепиано, гобои и валторны. Достоинство ансамбля—поразительное единство тембра струнных и духовых инструментов, динамическая выровненность звучания, его теплота и выразительность. Искусство коллектива сказывается в способности к художественному перевоплощению, к тонкому ощущению стиля каждой эпохи. В репертуаре ансамбля — классические произведения Баха, Генделя, Перселла, Корелли, Вивальди, Боккерини, Гайдна, Моцарта, Шуберта, а наряду с ними произведения выдающихся композиторов нашего столетия—Бартока, Мартину, Респиги, Пуленка, Бриттена и ряда советских композиторов, многие из которых специально посвятил сочинения Московскому камерному оркестру. |
Ленинградский завод, ГОСТ 1968, конверт |
Ленинградский завод, ГОСТ 1968, конверт, оборот |