2 дня
О сайте13 2 | С10-15677-8 1981, дата записи: 1980 |
Сторона 1 ИСТОРИЯ СОЛДАТА Сюита, соч. 1918 г. (27.36) Часть I Марш солдата Первая сцена (Песенка на берегу ручья) Вторая сцена (Пастораль) Часть II Первая сцена (Королевский марш) Вторая сцена (Маленький концерт) Третья сцена (Три танца: танго, вальс, рэгтайм) Четвертая сцена (Пляска черта) Седьмая сцена (Большой хорал) Восьмая сцена (Триумфальный марш черта) Сторона 2 СЕПТЕТ, соч. 1953 г. 1. — (2.39) 2. Пассакалия (4.45) 3. Жига (4.13) ПРИБАУТКИ, соч. 1914 г. 1. Корнило (0.58) 2. Наташка (0.19) 3. Полковник (0.43) 4. Старец и заяц (2.33) РЭГТАЙМ, соч. 1918 г. (4.32) ГАЛИНА КАЛИНИНА, сопрано (3) АНСАМБЛЬ СОЛИСТОВ БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР ДИРИЖЕР Александр ЛАЗАРЕВ Звукорежиссер И. Вепринцев. Редактор Н. Захарьев. Художник Б. Белов Запись 1980 г. Цифровое издание MEL CO 1078 |
Из представленных на пластинке произведений «Прибаутки», «История солдата» и «Рэгтайм» относятся к одному хронологическому периоду в творчестве И. Стравинского, к периоду, который принято называть «швейцарским». Уже маститый художник, автор с мировой известностью, за плечами которого триумфальные премьеры «Жар-Птицы» и «Петрушки», слава «Весны священной», взорвавшей традиционные представления в музыкальном искусстве, Стравинский с началом Первой мировой войны волей обстоятельств оказывается в нейтральной Швейцарии, где ему суждено пробыть в течение шести лет. «Прибаутки» написаны сразу по приезде в Швейцарию, непосредственно перед началом войны. История создания этого миниатюрного цикла шуточных песен для голоса и инструментального ансамбля тесно связана с замыслом «Свадебки», который возник у композитора еще в 1912 году. Задумав написать хоровое сочинение на сюжет русского свадебного обряда, Стравинский решил положить в его основу подлинный народный текст. Поиски последнего привели его к антологиям русской народной поэзии А. Афанасьева и П. Киреевского. Это богатейшее собрание фольклора дало жизнь целому соцветию сочинений Стравинского. Кроме «Прибауток» и «Свадебки» на народные тексты написаны «Кошачьи колыбельные», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», детские песенки «Тилимбом», «Гуси-лебеди», «Медведь» и другие. Русские народные сказки из собрания А. Афанасьева претворены и в «Истории солдата». Жанровая природа русских прибауток, в том виде как они складывались в народном бытовании, предусматривает непременный элемент игры, в которой не последнее место занимает своеобразное обыгрывание фонетических особенностей стиха. «В стихах этих, — вспоминал Стравинский позднее в своей «Хронике», — меня прельщала не столько занимательность сюжетов, полнокровных, нередко даже грубоватых, или эпитеты и метафоры, всегда восхитительно неожиданные, сколько сочетание слов и слогов, то есть чисто звуковая сторона, которая производит на наше чувственное восприятие впечатление, близкое к музыкальному». В цикле «Прибаутки» четыре песенки — «Корнило», «Наташка», «Полковник», «Старец и заяц». Инструментальный ансамбль включает восемь инструментов: флейту, гобой (английский рожок), кларнет, фагот, скрипку, альт, виолончель, контрабас. В вокальной партии композитор воссоздает жанровые черты народного исполнения. Пьесы построены на речитации, доведенной до степени скандирования в духе народной скороговорки. Присущее Стравинскому остроумие достойно представлено в «Прибаутках» как в умении двумя-тремя штрихами передать характер или ситуацию, преломив их при этом сквозь призму комического, так и в находчивости тембровой звукописи. С каким тонким юмором переданы, например, пьяная бесшабашность Корнилы, имитация бульканья вина в наигрышах кларнета или охотничья хвастливость Полковника и подражание охотничьим сигналам в партиях кларнета и фагота. Особенную близость к народно-жанровым истокам обнаруживает последняя песня — «Старец и заяц». Во всем цикле царит игровое начало, стихия шутки и забавы. О создании «Истории солдата» («Сказка о беглом солдате и черте», читаемая, играемая и танцуемая, в двух частях) Стравинский подробно рассказывает в своих воспоминаниях: «Замысел “Истории солдата” возник у меня весной 1917 года, но в то время я не мог развить его, поскольку был занят “Свадебкой” и работой над симфонической поэмой из “Соловья”. Однако мысль о драматическом спектакле для передвижного театра возникла у меня со времени начала войны. Сочинение, которое представлялось мне, должно было быть достаточно малым по составу исполнителей, чтобы сделать возможным поездки по деревням Швейцарии, достаточно простым и легко воспринимаемым по сюжету. Я обнаружил такой сюжет в одной из сказок Афанасьева о солдате и черте... Потом я нашел другие эпизоды из истории о солдате и черте и принялся связывать их воедино. Однако Афанасьев — Стравинский дали лишь остов пьесы, либретто же в окончательной редакции принадлежит моему другу и сотруднику Ш. Ф. Рамюзу... ...Стесненность в средствах при первоначальной постановке “Истории” оставляла в моем распоряжении лишь горсточку инструментов, но это не ограничивало меня, поскольку мои музыкальные идеи тогда уже были направлены в сторону стиля инструментальных соло. На выбор инструментов повлияло одно очень важное событие в моей жизни того времени — открытие американского джаза... Ансамбль инструментов в “Истории солдата” походит на джазовый ансамбль тем, что каждая группа инструментов — струнных, деревянных, медных, ударных — представлена как дискантовыми, так и басовыми разновидностями. Сами инструменты те же, что в джазе, за исключением фагота, замещающего у меня саксофон... Партию ударных также следует рассматривать как проявление моего увлечения джазом». В сентябре 1918 года в Лозанне состоялась премьера «Истории солдата». Постановка представляла собой следующее: на небольшой сцене одновременно находились исполнители, чтец-комментатор (на подставке с одной стороны сцены) и инструментальный ансамбль (также на подставке с другой стороны). Особенность представления заключалась в том, что персонажи участвовали в действии, разыгрывая пантомиму и исполняя танцы, чтец же, обращаясь к зрителям, пояснял происходящее и одновременно произносил реплики каждого из героев. Содержание пьесы сводилось к следующему. Возвращаясь на побывку в родное село, солдат останавливается отдохнуть на берегу реки, вынимает скрипку и начинает играть. Здесь он впервые встречается с чертом, который предлагает ему обменять скрипку на волшебную книгу, где он найдет ответы на все вопросы жизни. Вернувшись в родное село, солдат узнает, что он всеми забыт, невеста его вышла замуж. Обратясь к книге, он получает совет стать купцом, но деньги не приносят ему счастья. Порвав книгу, солдат пускается в странствия. Узнав о болезни принцессы, солдат является во дворец, где вновь встречается с чертом. Тому, кто излечит принцессу, обещаны ее рука и трон. Солдат спаивает черта, выигрывает у него свою скрипку и, играя на ней, исцеляет принцессу, женится и получает в придачу царство. Обманутый черт проклинает солдата, грозя ему неминуемой карой, если он нарушит запрет и перейдет границы королевства. Собираясь повидать свою старую мать, солдат нарушает запрет, погибает и попадает в ад. Иронизирующая концовка в форме нравоучения венчает спектакль. Музыкальные номера, написанные Стравинским, сопровождают действие, образуя сюиты. Каждый из них связан с определенной сюжетной ситуацией. Так, «Марш солдата» — своего рода интродукция; «Песенка на берегу ручья» с русским по характеру скрипичным наигрышем — как бы музыкальный портрет героя; «Королевский марш» — встреча с чертом в королевском дворце; «Маленький концерт» и последующие три танца («Танго, вальс, рэгтайм») — встреча героя с принцессой; «Пляска черта» — спор солдата и черта, по условиям которого последний должен танцевать до полного изнеможения; хорал — олицетворение свадьбы солдата и принцессы; «Триумфальный марш черта» — его победа над солдатом. Рэгтайм для одиннадцати инструментов написан следом за «Историей солдата» и, разумеется, не без влияния того же увлечения джазом. Об этом говорит и Стравинский в своих воспоминаниях. В связи с этим интересно его высказывание по поводу отношения к собственным джазовым композициям, в частности к ранним рэгтаймам. «Рэгтайм из “Истории солдата”, — писал он много лет спустя в «Диалогах», — это своего рода концертный портрет или фотоснимок жанра в том же смысле, в каком вальсы Шопена являются не танцевальными вальсами, а их портретами. Боюсь, что снимок выцвел, а американцам он, должно быть, всегда казался чем-то совершенно незнакомым. Если мои последующие попытки портретирования джаза были более удачными, то потому, что в них я постиг идею импровизации; к 1919 году я уже слышал живой джаз и открыл, что джазовое исполнение интереснее джазовых сочинений...» По свидетельству композитора, «Рэгтайм» был закончен «в то утро, когда был заключен мир». Близился конец «швейцарского заточения» Стравинского... Септет для кларнета, валторны, фагота, фортепиано, скрипки, альта и виолончели разделяют с произведениями «швейцарского» периода тридцать с лишним лет — огромное время, за которое творческая и жизненная судьба великого композитора претерпела множество превращений. Дата сочинения июль 1952 — февраль 1953 годов. Написан Септет в Америке, в Голливуде, где Стравинский обосновался с начала 40-х годов, окончательно перебравшись в США. Септет явился началом нового, на этот раз завершающего этапа биографии великого мастера. Никогда не останавливающийся на достигнутом, находясь в постоянных поисках еще неизведанного, Стравинский к началу 50-х годов под влиянием творчества композиторов нововенской школы обращается к додекафонной технике письма, сохраняя, однако, при этом и здесь неповторимость собственной индивидуальности. Септет состоит из трех частей, первую из которых композитор назвал поначалу Сонатным аллегро, но потом снял это название. Вторая часть — Пассакалия, третья — Жига. Произведение было написано по заказу Дамбартонской библиотеки и ей же посвящено. Септет впервые прозвучал в январе 1954 года под управлением автора. * * * Александр Лазарев родился в Москве, окончил музыкальную школу, затем музыкальное училище имени Октябрьской революции, после чего был призван в армию. Там он впервые взял в руки дирижерскую палочку — когда заболел руководитель ансамбля. Окончив службу, Лазарев поступил на дирижерский факультет Ленинградской консерватории, а через год перевелся в Московскую консерваторию, где занимался под руководством профессора Лео Гинзбурга. В 1971 году Александр Лазарев принял участие в III Всесоюзном конкурсе дирижеров, став его победителем. На конкурсе студенческих симфонических оркестров в Западном Берлине оркестр Московской консерватории под управлением Лазарева завоевал первое место. Сразу после государственных экзаменов в консерватории Лазарев получил приглашение в Большой театр. Он продолжает интенсивно выступать и как симфонический дирижер. В его репертуаре многие произведения русской и зарубежной классики, симфонии Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Эшпая. |