3 дня
О сайте8 | С10 13901-2 1980 |
I сторона Бразильская бахиана № 2 1. Прелюдия. Песня крестьянина 9.43 2. Ария. Песнь о нашей земле 7.07 3. Танец. Воспоминание о пустыне 5.20 II сторона 4. Токката. Маленький поезд бразильского крестьянина 4.55 Бразильская бахиана № 4 1. Прелюдия 4.52 2. Хорал (Песнь о пустыне) 5.33 3. Ария 4.51 4. Танец 4.39 Московский государственный симфонический оркестр. Дирижер ВЕРОНИКА ДУДАРОВА Звукорежиссер П. Кондрашин. Редактор И. Слепнев Цифровое издание MEL CO 1553 |
Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) — выдающийся представитель латиноамериканской музыкальной школы, основоположник современной бразильской музыки. Он прожил большую и интересную жизнь. Творческий путь Вила-Лобоса охватывает шестьдесят лет — первые робкие опыты композитора относятся к концу XIX века. За это время Вила-Лобос создал огромное количество произведений, общее число которых превышает тысячу. Среди них оперы, балеты, симфонические сочинения, концерты, камерно-инструментальные пьесы, романсы, песни, хоры. Значительную часть наследия Вила-Лобоса составляют народные бразильские песни и танцы, собранные и обработанные композитором. Деятельность Вила-Лобоса необычайно разнообразна: он был не только композитором, но и дирижером, хормейстером, педагогом, музыкальным ученым и критиком; на протяжении многих лет вел интенсивную музыкально-общественную работу — возглавлял крупнейшие музыкальные учреждения своей страны, состоял почетным членом многих академий и институтов Европы и Америки, был делегатом национального комитета ЮНЕСКО. В своем искусстве Вила-Лобос прочно опирался на бразильский национальный фольклор, к которому приобщился с самого раннего детства, позднее собирал и скрупулезно изучал. Музыка индейских племен, ритмоинтонационное богатство негритянских народных песен и танцев — все это получило широкое претворение в произведениях композитора. Огромное творческое наследие Вила-Лобоса трудно охарактеризовать в русле какого-либо одного стилистического направления. Сохраняя неизменно творческую индивидуальность и оставаясь глубоко национальным художником, он заимствовал многое из опыта европейской музыкальной традиции. На раннем этапе творчества в его сочинениях ощутимы черты эстетики итальянского оперного веризма, позднее — вагнеровского оркестрового стиля. Весьма серьезное влияние на его композиторский почерк оказала музыка французских импрессионистов, ее гармонические, фактурные, оркестровые приемы. В зрелый период, в 30-е – 40-е годы, в произведениях Вила-Лобоса отчетливо просматриваются неоклассические тенденции. Именно к этому времени относятся широко популярные ныне «Бразильские бахианы» — цикл из девяти сюит, написанных для различных оркестровых составов. Уже само название цикла говорит о влиянии творчества Иоганна Себастьяна Баха. Однако преломление искусства великого немецкого мастера здесь весьма своеобразно. Вила-Лобос не копирует Баха ни с точки зрения мелодического языка, ни с точки зрения каких-либо конкретных композиционных приемов. Влияние Баха сказывается в самых общих принципах музыкального мышления Вила-Лобоса — в манере развертывания полифонической ткани, основанной на мелодиях большого дыхания, на «прорастании» гибких, пластически выразительных кантилен из исходного интонационного ядра; в развитой контрапунктической технике, уравновешивающей самостоятельность горизонтального развития голосов, с ее ясно ощутимой вертикальной организацией; наконец в смелом использовании форм вокальной и инструментальной музыки, современной Баху, таких, как прелюдия, фуга, хорал, токката, ария и т. д. При этом в творчестве Вила-Лобоса нет стилизаторства, а тем более «реставрации» старинных форм музицирования. Он во всем и всегда остается и современным, и национальным композитором. Особенно ярко заявляет о себе национальная приверженность бразильского музыканта. Так, например, Прелюдию из Первой бахианы он пишет в духе народной лирической песни «модинья» («modinha»). Название другого фольклорного жанра, «эмболада» («embolada» — шуточная песня-скороговорка), становится подзаголовком к Интродукции в той же Первой бахиане. В Седьмой бахиане к названию части Жига также дается подзаголовок — «Сельская кадриль». «Неоклассицизм Вила-Лобоса, — пишет П. Пичугин, — не есть уход от современности к прошлому, что столь характерно для многих представителей этого направления. Напротив, именно национальное служит в данном случае тем мостком, который сближает прошлое с настоящим. Все это делает «Бразильские бахианы» произведением в равной степени и национальным, и интернациональным, и не случайно именно они остаются самым популярным сочинением Вила-Лобоса как в Бразилии, так и за ее пределами». Бахиана № 2 была написана в 1930 году. Ее первое исполнение состоялось восемь лет спустя в Венеции. Томно-задумчивая музыка начала первой части («Прелюдии»), по мнению исследователя творчества Вила-Лобоса Васко Мариза, рисует «весьма удачный портрет capadocio (жителя простонародных кварталов Рио в конце прошлого века), он как бы движется, слегка покачиваясь в извилистых линиях Adagio». Подзаголовок второй части («Ария») переводится как «Песнь о нашей земле». Здесь типичное непрерывное развертывание мелодии, свойственное инструментальным и вокальным ариям Баха. Мелос отличается неприхотливой простотой, «общительностью». Исследователи отмечают связь этой музыки с ритуальными негритянскими сценами — кандомблэ и магумбами. «Танец» («Воспоминание о пустыне») выдержан в жанре скерцо, где организующим началом служит «моторная» ритмическая пульсация, на фоне которой звучит речитативная тема солирующего тромбона. О финальной «Токкате» Васко Мариз пишет, что она более известна под названием «Prenqiuio Caipira» («Глубинная кукушка» — так назывались поезда узкоколейки). Это «очаровательная пьеса, описывающая впечатления путешественника в глубинных районах Бразилии. Вила-Лобос в этой музыкальной жемчужине не ограничился изображением движущегося паровоза, но сумел создать чисто бразильское произведение с нежной мелодией. За пределами Бразилии эта пьеса, пожалуй, наиболее часто исполняемое оркестровое произведение композитора». Бахиана № 4 была создана в период с 1930 по 1936 годы. Она существует в двух вариантах: для фортепиано соло и для большого оркестра. Здесь мы видим то же использование старинных музыкальных форм, в рамках которых композитор активно разрабатывает бразильский национальный мелос. В первой части, названой как и в предыдущей бахиане «Прелюдией», присутствует открытая эмоциональность выражения, родственная в чем-то ритмоинтонациям эстрадного музицирования. Несколько чувствительный характер этой части сменяет строгий, спокойный и сосредоточенный «Хорал», за которым следует «Ария», пленяющая выразительностью своей кантилены. Наиболее любопытна последняя часть — «Танец». Подзаголовок «Миудиньо» («Miudinho») означает по-португальски — мелочь, миниатюра, безделушка. Мелодический рисунок причудливо выписан и заострен асимметричной ритмикой. Приподнятого, пожалуй, даже аффектированного характера мелодия, порученная тромбону, звучит ярко, красочно, празднично, с той открытой эмоциональностью, которой пронизаны песни и танцы латиноамериканских народных карнавалов. Произведения Эйтора Вила-Лобоса исполняет Московский государственный симфонический оркестр под управлением народной артистки СССР Вероники Дударовой. Этот коллектив был создан в 1943 году. Им руководили известные советские дирижеры Лев Штейнберг, Николай Аносов, Лео Гинзбург. С 1960 года оркестр возглавляет Вероника Дударова — музыкант, обладающий яркой творческой индивидуальностью, мастерством, организаторской волей. С Московским государственным симфоническим оркестром знакомы любители музыки во многих городах нашей страны. Оркестр неоднократно демонстрировал высокий класс исполнительского мастерства за рубежом: в Польше, Болгарии, Турции. В репертуаре оркестра произведения Бетховена и Шостаковича, Моцарта и Прокофьева, Вагнера и Малера, Чайковского, Рахманинова, Равеля. |