5 дней
О сайте17 3 | М10-42275-6 1979, дата записи: 19.11.1970 и 21.12.1959 |
1 сторона Я Вас любил (А.Алябьев – А.Пушкин) Я помню взгляд (А.Гурилев – Л.Тимофеева) Я помню вальса звук прелестный (старинный русский романс) Я встретил Вас (старинный русский романс) То не ветер ветку клонит (рус. нар. песня) Песня любви (А.Ойт – Ю.Саар) На русском языке Гос. акад. русский нар. орк. им. Н.Осипова. Дир. В.Дубровский 2 сторона. Эстонские народные песни (обр. Г.Подэльского) В лугах на рассвете Колыбельная Эх, была бы моя воля Где дом сироты? Прялка отдыха не знает В родном селе Свадебная На эстонском (1, 2, 4, 7) и русском (3, 5, 6) языках. Г.Подэльский - фортепиано Запись из конц. зала им. П.И.Чайковского 19.11.1970 (1 ст.) и 21.12.1959 (2 ст.) |
В одном из интервью народному артисту СССР Георгу Карловичу Отсу задали вопрос: «Что доставляло вам больше всего счастья в жизни и работе?» «Величайшее счастье,— ответил он,— хорошие спутники и единомышленники, с которыми у тебя общие взгляды, общие цели». Замечательному артисту дано было испытать это счастье, потому что он имел множество друзей в самых разных уголках нашей страны, за рубежом. «У Георга Отса неповторимо красивый голос, удивительно теплый и душевный, такой голос может принадлежать только очень хорошему человеку...» «Голос Отса ассоциируется со всем прекрасным. С созидательным трудом. С дружбой. С миром. С детьми. С любовью. С жизнью, с животворным солнцем...» Подобные письма, высказывания людей разных возрастов и профессий полны любви и уважения к Георгу Отсу — человеку, художнику, гражданину. Слава, признание рано пришли к нему. Но не по прихоти судьбы, как это иногда случается, а как награда за большой талант и неустанный, самоотверженный творческий труд. Требовательности к себе он учился еще в детстве у отца — --известного эстонского певца Карла Хансовича Отса, учился в годы трудной военной юности, учился у товарищей, у старших друзей, учился у жизни. Он был необычайно одарен не только как певец, артист, но прежде всего как человек высокой души. Его творчество столь же прекрасно, полно добра, любви к людям, как и вся его жизнь. ...На одной из уютных площадей Таллина, по соседству с бурлящим центром столицы Советской Эстонии и совсем рядом с тихими живописными улочками старого города, стоит величественное нарядное здание — Государственный академический театр оперы и балета «Эстония». С его коллективом вся артистическая жизнь Отса, с первых до последних дней. 7 ноября 1944 года, в день открытия нового здания театра, он впервые вышел на оперную сцену, исполнив партию Зарецкого в опере Чайковского «Евгений Онегин». С тех пор артист уже не расставался с этим произведением великого русского композитора. В 1949 году Отс, тогда еще студент Таллинской консерватории выступил в партии Онегина и вскоре наряду с другими ведущими эстонскими певцами, был удостоен за этот спектакль Государственной премии Евгений Онегин» неизменно украшал его репертуар не только на сцене театра «Эстония», но и в других театрах страны, где он гастролировал с огромным успе-хом. В 1964 году он первым из эстонских певцов вышел на сцену Большого театра СССР именно в партии Онегина. И публика, слышавшая, знавшая в этой роли многих выда-ющихся артистов, отдала ему свою горячую признатель- ность. Голос Отса был словно создан для того, чтобы выражать нежную лиричность, мужественный драматизм, романти-ческую пылкость. Изящный, искрометный юмор, блестящая буффонада тоже казались природной стихией артиста Онегин и Демон, Риголетто и Яго, Дон Жуан и Папагено, Кола Брюньон и доктор Малатеста... Какие характеры, судьбы, страсти, какой диапазон стилей и средств вокально-сценической выразительности! А сколько А сколько обаяния и благородства было в Георге Отсе — герое любимейших публикой оперетт. Граф Данило в «Веселой вдове» и Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи», Андрей Балашов в «Беспокойном счастье» и Янко в «Воль-ном ветре», Мистер Икс в «Принцессе цирка» и Джим Кеньон в «Роз Мари» — всех их он делал необыкновенно красивыми, потому что выражал красивые и высокие чувства, понятные всем. «Певец может быть на сцене мужественным или нежным, суровым или лиричным, только на одно он не имеет права: быть фальшивым,— говорил артист.— Моя заповедь: всегда оставаться самим собой. Меняется время, меняются люди, но неизменно ценными являются для человека такие качества, как искренность, задушевность, благородство, душевная глубина». Он любил и уважал свою публику и находил ее не только в театре, но и в концертном зале, выступая по радио, постоянно гастролируя по стране и за рубежом. Сколько людей узнали и полюбили Георга Отса именно благодаря его концертным выступлениям! Для него в искусстве не было ничего второстепенного. На эстраде он пел все — народные песни и оперные арии, романсы и музыку из оперетт, песни советских композиторов и популярные мелодии из кинофильмов.,. И в любом репертуаре это был Артист, несущий людям красоту высокого нравственного идеала. У каждого народа есть свои верные сыновья. Те, в ком соединились и приумножились лучшие национальные качества. Таким был Георг Отс. Он любил горячие сердца и честные рабочие руки, любил свою семью, синее небо, солнце и резкие прибрежные ветры. Любил все то, что делает жизнь бесценной и прекрасной. «Если человек, глядя на красоту, воспринимает ее, он впитывает красоту в себя, и поэтому красота остается, когда все остальное исчезает»,— писал народный писатель Эстонии А. Таммсааре. Искусство Георга Отса осталось людям. Эта программа содержит избранные номера из концертных выступлений Георга Отса 1959 и 1970 годов. Примечательно обращение артиста к творчеству А. Алябьева и А. Гурилева, русских композиторов первой половины XIX века. «Для произведений зачинателей русского романса,— писал московский музыкальный критик П. Маркович,— артист избрал ту своеобразную интимную манеру «вокального музицирования», которая, как нам представляется, более всего отвечает лирическому содержанию и изящному стилю этих произведений, не допуская, однако, в интерпретации ни элементов слащавой сентиментальности, ни чувствительного надрыва». Задумчиво, словно вспоминая о прекрасном мгновении жизни, пел Г. Отс старинные русские романсы «Я помню вальса звук прелестный» и «Я встретил вас». Русскую народную песню «То не ветер ветку клонит» артист трактовал как сердечную исповедь, проникнутую чувством глубокой скорби. Аккомпанемент Государственного академического русского народного оркестра имени Н, Осипова придает исполнению своеобразный колорит, который даже эстрадной «Песне любви» А. Ойта добавляет интересные нюансы звучания. Одно из достижений Г. Отса — самобытная и выразительная интерпретация народных, песен (эстонских, русских, украинских, финских, шведских, немецких, польских, венгерских и других), которые в его исполнении запоминались своей лирической неповторимостью или красочностью бытовых зарисовок, подчас шутливых, полных мягкого юмора. Конечно, ближе всего и дороже были артисту эстонские народныe песни. Звучавшие на концертах Георга Отса в братских республиках и за рубежом, они всегда находили благодарных слушателей. Хельга Тынсон |