2 дня
О сайте13 1 | М40—42049-52 (2 пластинки) 1979 |
БРАНИСЛАВ НУШИЧ АВТОБИОГРАФИЯ Литературная композиция С. Балашова Читает СЕРГЕЙ БАЛАШОВ Звукорежиссер Л. ДОЛЖНИКОВ. Редактор Е. ЛОЗИНСКАЯ |
Большой плодотворный творческий путь прошел народный артист РСФСР Сергей Балашов. Художник яркий, глубокий, он создал свое направление, оригинальную школу мастерства, расширил границы и возможности искусства звучащего слова. Придя в 1931 году из драматического театра на эстраду, Балашов сразу привлек к себе внимание смелостью и новизной своих литературных композиций и неповторимой манерой исполнения, создал свой, публицистический театр — «Театр одного актера», в репертуаре которого одно из главных мест занимала поэзия Маяковского. Сергей Балашов принес на эстраду пафос великих социальных преобразований, созидательного труда, гигантских строек первых пятилеток. Не только стихи и прозу, но лаконичный язык листовок-«молний», броский лозунг, бичующую сатиру, вдохновенный призыв сделал артист достоянием слушателей. Уже в первое десятилетие в работах Балашова раскрылось умение чтеца страстно, искренне, непринужденно говорить с аудиторией с позиции художника-гражданина, заинтересованного во всем ныне происходящем. По-новому раскрылось и возмужало искусство замечательного мастера в годы Великой Отечественной войны. Свыше тысячи концертов дал Балашов бойцам и командирам Советской Армии. В окопах, в тесных землянках, на аэродромах, на крейсерах и миноносцах Северного флота, на подводных лодках уверенно и призывно звучал голос артиста-патриота, читавшего Пушкина, Горького, Шолохова. После войны в творчестве С. Балашова прочно утвердилась тема борьбы за мир, тема, которой как художник-патриот он остается верен все эти годы. Программы Балашова обогатились также произведениями русской и зарубежной классики: впервые на концертной эстраде нашей страны прозвучали в его исполнении шекспировский «Гамлет» и «Слово о полку Игореве», поистине эпический размах получила поэзия Маяковского. Он представил на суд слушателей гоголевскую «Шинель» и программу, составленную из стихов Сергея Есенина. Имя Балашова стало известно в самых отдаленных уголках нашей страны — от Тихого океана до Балтики, от Каспия до Белого моря. Его «самый маленький в мире театр», как писали в Болгарии, стал известен во многих социалистических странах: в Польше, ГДР, Румынии, Чехословакии. В 1977 году артист подготовил новую программу, познакомив слушателей с композицией по произведениям классика югославской литературы, Бронислава Нушича (1864—1938). Советские читатели и зрители хорошо знают это имя. Такие пьесы Б. Нушича, как «Госпожа министерша», «Доктор философии», «Обыкновенный человек» и другие, неоднократно ставились на сцене советских театров. Однако проза замечательного сатирика у нас на концертной эстраде не звучала. На основе комедийной автобиографии Нушича, его записок, рассказов, стихов, фельетонов Балашов создал увлекательную и стройную литературную композицию. Прослушав ее, вы поймете, почему вскоре после смерти писателя в оккупированном немцами Белграде его произведения были категорически запрещены и почему с таким огромным успехом шли его пьесы, в коллективах, игравших для партизанских частей, для бойцов сопротивления. В исполнении Балашова великолепная сатира Нушича зазвучала с особой силой. На сей раз артист отказался от обычно присущей ему театрализации: от музыки, света, реквизита, от всех вспомогательных изобразительных средств. На эстраде главенствует только слово. ...На эстраду выходит высокий, статный человек в черном бархатном сюртуке старинного покроя, открывает книгу и начинает читать. Затем, отложив книгу в сторону, обращается непосредственно к слушателям, и перед нами открывается мир мыслей, чувств, страстей и стремлений замечательного югославского писателя, та социальная среда, в которой он жил, мечтал и творил... Нушич начинал свой путь в 80-х годах XIX века, он входил в литературу в то время, когда в Сербии были популярны творения Гоголя, Тургенева и Чернышевского. «Под благотворным влиянием Гоголя, — вспоминал он впоследствии, — написаны всё мои комедии 80-х годов». Более того, Нушич находил сходство быта и нравов сербской действительности конца века с русским провинциальным бытом и Гоголя считал чуть ли не своим соотечественником. Композиция Балашова построена на ярком контрастном материале: он вплетает в текст монологи-памфлеты и диалоги, здесь же звучит и знаменитое стихотворение Нушича «Два раба», за которое автор в свое время был приговорен к тюремному заключению, воссоздает сочные колоритные характеры. Перед нами раскрывается не только жизнь самого Нушича, но и типичная судьба талантливого человека, наблюдательного и мыслящего, в мрачную пору сербской действительности конца прошлого века. В исполнении Балашова изящно, темпераментно «сыгранные» сцены чередуются с публицистическими обобщениями, с мыслями о вреде науки схоластической, религии лицемерной и лживой, о любви... История влюбленности и женитьбы героя также предстает в свете мещанского, пошлого, будничного существования. И все же Нушич любил людей. Он смеялся над их слабостями и недостатками, желая помочь им обрести силу и мужество. Он метко, беспощадно бичевал то, что достойно обличения и осуждения во имя разума и справедливости, во имя жизни свободной, благородной, радостной. Он учил идти по жизни с улыбкой. И эту любовь Нушича к людям, веру в нравственное начало человека, в его счастье великолепно передает в своей композиции Сергей Балашов. А. Дубинская |