6 дней
О сайте3 1 | С10—12837-8 1979 |
1 сторона СОНАТА ДЛЯ ГОБОЯ И ФОРТЕПИАНО 1. Allegro animate — 4.07 2. Andantino — 4.08 3. Vivace — 2.54 Ю. Римас, гобой А. Иванаускайте, фортепиано ДОНЕЛАЙТИС, оратория для хора, симфонического оркестра, солиста и чтеца Текст Ю. Марцинкявичюса 1. Донелайтис — 6.25 2 сторона — 23.51 2. Чума. 3. Колонизация. 4. Счастливый приход. 5. Колокол и соха. 6. Часы. 7. Финал. Н. Амбраэайтите, меццо-сопрано Р. Кальвяпис, чтец Государственный хор Литовского телевидения и радио п/у Л. Абарюса Симфонический оркестр Государственной филармонии Литовской ССР. Дирижер Ю. Домаркас Записано в Картинной галерее, г. Вильнюс Звукорежиссер В. Бичюнас Редактор Р. Яутакас Художник М. Мачан Фотограф Д. Швядас Выпускник Государственной консерватории Литовской ССР по классу композиции Витаутас Юргутис привлек внимание музыкальной общественности в 1964 году, когда сначала в Литве, а затем и за ее пределами прозвучало его произведение «Письма солдата» (семь поэм для баса, фортепиано и ударных). Оно поражает суровой экспрессией глубоких раздумий о Родине, любви, смерти и бессмертии. Гуманистическая и гражданственная тематика характерна и для творчества В. Юргутиса в целом, но особенно — для преобладающих в нем вокально-инструментальных жанров (циклы «Дитя с ломтем хлеба», «Девочка в тени домов», «Мужские новеллы», «Картины», «Записи М. К. Чюрлёниса», кантаты «Слава Октябрю», «Молодость земли», оратория «Человек родился»). В этих произведениях проявились особенности музыкального языка В. Юргутиса: продуманное применение новых выразительных и композиционно-технических средств, тесная связь с элементами литовской народной музыки. Наиболее значительным вокально-инструментальным сочинением В. Юргутиса является оратория «Донелайтис» по поэме Ю. Марцинкявичюса. За эту ораторию автор в 1976 году был награжден Республиканской премией. Произведение в обобщенной монументальной форме отражает личность основоположника литовской литературы и эпоху, в которую он жил, воспевает этическое и художественное значение его творчества. Музыкальная драматургия оратории базируется на семи тематически связанных частях, в отношениях между которыми можно усмотреть принципы сонатной формы. Первая часть наиболее контрастна и развернута. Это экспозиция основных мыслей произведения. Три следующие части («Чума», «Колонизация», «Счастливый приход») — своего рода экскурсы в трагическое прошлое Литвы. Они выполняют, кроме того, функцию внутреннего эпизода в общей композиции. Пятая часть («Колокол и соха») — смысловая и тематическая реприза. Две последние части («Часы» и «Финал») — развернутая кода. Образ старинных часов с кукушкой, выразительно переданный в музыке, символизирует бег времени и вечность, в которую вступил своим творчеством Донелайтис. Значительную ценность имеют камерные инструментальные произведения В. Юргутиса (особенно это касается квинтета для ударных и сонаты для гобоя и фортепиано). Сдержанность выразительных средств, прозрачность фактуры, контрапунктическая рельефность мелодических линий придают им черты неоклассицизма. Соната для гобоя и фортепиано, написанная в 1972 году, представляет обычный цикл из трех контрастирующих между собой частей, однако каждая часть по форме решается свободно и оригинально. Открывающая и замыкающая части активны и стремительны (первая написана в модифицированной сонатной форме, третья — фугато). Они обрамляют пасторальную по характеру среднюю часть. Национальные черты сонаты подчеркнуты частым употреблением трихордовой интонации, созвучиями и ритмами, которые напоминают так называемые «сутартинес» (характерный старинный литовский фольклорный жанр). Виртуозная партия гобоя насыщена изобретательными эффектами. АЛЬГИРДАС АМБРАЗАС Тип. РЗГ «Мелодия» 1979 3268 1000 |