3 дня
О сайте29 4 | С60—11325-6 1978 |
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА. Литературно-музыкальная композиция. Автор и исполнитель Алексей Покровский. Ансамбль русских нар. инстр. п/у А. Цадиковского Песни и стихи: Сторона 1 С чего начинается Родина (В. Баснер — М. Матусовский); Откуда начинается Россия (В. Боков); Россия (М. Светлов); Дан приказ: ему — на запад (Дм. и Дан. Покрас — М. Исаковский); Нас водила молодость (Э. Багрицкий); Там вдали, за рекой (песня гражданской войны, сл. Н. Кооля); Первая песня, Мы много раз подсчитывали раны (А. Прокофьев); Спят курганы темные (Н. Богословский—Б. Ласкин); Я сегодня облюбую (В. Боков); Катюша (М. Блантер — М. Исаковский); Так вот она, милая сердцу Отчизна (В. Боков); Далеко-далеко (Г. Носов — А. Чуркин); Сияние небес твоих огромно (А. Прокофьев); Ухожу. Вернусь ли я — не знаю (Г. Суворов); Песня о Москве (И. Дунаевский — М. Лисянский и С. Агранян); Сторона 2 На безымянной высоте (В. Баснер — М. Матусовский); Мир наступит, землю согревая (М. Светлов); Бери шинель, пошли домой (В. Левашов — Б. Окуджава); Памятник (Б. Слуцкий); Алеша (Э. Колмановский — К. Ваншенкин): Победитель (М. Дудин); Летят перелетные птицы (М. Блантер — М. Исаковский); В летний полдень (А. Сурков); За того парня (М. Фрадкин — Р. Рождественский); Ничего нам, Родина, не надо (А. Прокофьев); С чего начинается Родина (В. Баснер — М. Матусовский) Ансамбль русских народных инструментов п/у А. Цадиковского Редактор С. Шилов Звукорежиссер П. Кондрашин Художник А. Григорьев. Фото А. Виханского Художественный редактор Е. Семенов |
В нашем искусстве есть старая добрая традиция — драматический актер с гитарой на эстрадных подмостках. Тут такая череда славных имен! Однако стоит произнести: «На эстраде актер МХАТа»,— и слова эти обретают особый, дополнительный и совершенно определенный смысл. Высокая культура, тщательно отобранный репертуар, стойкость перед соблазнами сиюминутной моды. А главное — высота позиции актера, когда даже лирическое, камерное произведение поднимается до общественного звучания, не теряя при этом ни грана своей индивидуально-неповторимой значимости. Сказанное в полной мере относится к Алексею Покровскому, заслуженному артисту РСФСР, воспитаннику мхатовской школы, четверть века выступающему на сцене прославленного театра... Когда он впервые вышел на эстраду с чтением стихов Алексея Кольцова и Ивана Сурикова и исполнением песен на стихи этих поэтов, стало ясно, как это важно и нужно. Это было как бы возвращением слушателям тех ценностей, того первозданного, что заложено в основе лучших произведений. Немного найдется сегодня актеров, относящихся с такой любовью к русскому слову, к народным его истокам. Покровского влечет сам стиль русской речи, ее мелодический строй, который чувствует он и передает превосходно. Находит ли его искусство отклик в сердцах тех. ради кого артист выходит на эстраду, его зрителей и слушателей? Вот строки из их писем: «Мы по вашим пластинкам учим детей русскому языку...». «Спасибо за наше русское слово, за Ваши неповторимые род-интонапии, которые Вы как бы вновь открываете нам». «Я выросла в Москве, а корни мои на Ря-занщине. Очень тоскую по родным звукам... В Вас моя Pvcb. мое восприятие русской речи...» Алексей Покровский — автор и исполнитель вокально-чтепких композиций, жанра на нашей эстраде очень редкого. Петь и читать стихи он любил с детства. Это перешло к нему как бы по наследству: отец и мать, медики по профессии, были большими поклонниками русской народной песни, старинного романса, пели сами. С годами эта любовь не только не растворилась у Покпонекого в сыгранных в театре ролях, как это часто бывает, а стала основой, способом самовыражения, но уже на эстраде. В театре же обретено важнейшее — владение словом. Надо ли говорить, что актеру с такой любовью, вкусом и чутьем к слову, да еще влюбленному в поэзию. сам хапантер дарования диктовал выход. Словом, то-"чтение Алексея Покровского на эстраде не случайно. Это не просто желание спеть ту или иную лестно, прочесть то или иное стихотворение (что делает артист крайне редко), а потребность, как мы уже топырили, наиболее полного самовыражения. За десять лет Покровским создано пятнадцать литературно-музыкальных программ по произведениям Путпкиия. Лермонтова, Кольцова и Сурикова, Некрасова. Толстого. Есенина, а также на стихи советских поэтов (это по-мимо исполнений русских' народных песен и старинных романсов). В основе композиций, кажущихся простыми, лежит принцип, требующий серьезного знания творчества поэта. Артист стремится к тому, чтобы поэт прелотпл перед слушателями во всем неповторимом своеобразии своего художественного облика. Поэзия, особенно для таких чутких к слову людей,. как Покровский. — музыка: каждый поэт — это своя музыка, особое звучание стиха. Когда Покровский только начинал еще работать ряд пушкинским циклом, он. тщательно отобрав романсы того времени, попытался соелинить их со стихами поэта в единой композиции. Синтеза не получилось. романсы были сами по себе, стихи сами по себе! Лаже такой превосходный романс, как «Наглядитесь», выглядел здесь инородным, не входил в то «пушкинское», что исчерпывающе определить словами чрезвычайно трудно. Слишком велик и самобытен поэт слишком, если можно так выразиться, высока его духовность. А вот народные песни прекрасно зазвучали рядом со стихами Пушкина. И теперь, когда мы слышим в пушкинском пикле рядом со стихами поэта народные песни «Лучинушка», «Ничто в полюшке не колышется», нам такое соединение кажется органичным, естественным само собою разумеющимся. И очень простым. Как часто кажется простым хорошо сделанное. Но чтобы подобное произошло, артист должен был пройти долгий путь освоения творчества поэта, его духовного мира Потому и работает Покровский над некоторыми программами по шесть-семь лет. Он как бы проживает с поэтом эти долгие годы, стараясь проникнуться его мироощущением. А затем ищет способа передать прочувствованное, понятое нам, слушателям. И вот здесь-то на помощь приходит музыка и песня. Покровский как-то рассказал: «Часто стихи Есенина читают минорно, а мне кажется, что такая тональность выражает далеко не полно то. что в них заложено. Помните у него: «Отговорила роща золотая!» На мой взгляд, здесь не безоговорочная тоска, грусть. Есть еще очень значительное чувство, близкое пушкинскому. Это долго не получалось у меня. Помог Чайковский. Музыка помогла более глубокому и яркому восприятию». По сказанному артистом можно понять, как серьезен его подход к поэзии, как пытливо он старается пробиться к изначальным чувствам и мыслям, владевшим поэтом. И на этом пути его не смущает привычное, даже ставшее каноническим, исполнение многих известных произведений. Кто-то сказал, что в каждой хорошей книге, сколько ее ни читай, псегда найдется непрочитанная страница. Думается, что это во многом зависит и от питателя. Алексей Покровский именно такой читатель. Для него поэзия, русские народные песни и старинные романсы всегда неубывающий свежий источник. глубину которого измерить невозможно... Оттого-то хорошо знакомьте произведения в его исполнении звучат по-новому. Многие из них публика принимает .с благодарностью, с иными соглашается не сразу. Но актер и зовет, если не к спору, то к размышле нию. Он предлагает свое понимание вещи, зовет слушателя вместе с ним заново пережить произведение. Хотелось бы привести пример, но начнем с вопроса: «Слышали вы «Цыганскую венгерку» Аполлона Григорьева?» Многие, даже очень многие, ответят, по-видимому, «нет». А между тем знают ее, бесспорно, все, время от времени напевая ее бездумно-горестную мелодию «Иве гитары за стеной»... Алексей Покровский заново перечитал поэму Аполлона Григорьева, нашел в ней то. мимо чего проводили все исполнители, и создал на ее основе но-т-линно Драматическое произведение. Точно так же в исполнении Покровского не забубенноетью. не разгулом, а простором, вольностью веет от цыганской песни «Все забуду, все покину...» Можно было бы и на примерах другие романсов повязать, как много нового вносит в традиционное исполнение артист. К слову сказать, здесь у него яя-менятельные учителя и помощники в прямом смысле слона. Многие забытые романсы напели Покровскому такие кописЬеи советской спеньт и знатоки романса, как Р. Симонов. В. Топорков. М. Яншин. А. Кторов. Думается, что и в формировании его вкуса они сыграли значительную роль. Отсюда, вероятно, и свежесть, незапетость его репертуара. В самом деле; ч-я-сто ли мы слышим в концертах такие народные песни н романсы, как упомянутые уже «.Лучинушкя». «Ничто н полюшке не колышется», как «Государь ты мой, Сидор Карпович!», булаховское «Не хочу». «На речке, на Фонтанке». «Ванька-ключник»? Но не только классика и народное искусство вызывают у Алексея Покровского творческий интерес. Он создал на радио и телевидении несколько программ на стихи и песни советских поэтов и композиторов времен гражданской и Отечественной войн — «Шел солдат», «Нам дороги эти позабыть нельзя». «По оолдат-оглндт дологам». Особый успех выпал на долю лителя. гурно-музыкальной композиции «С чего начинается Родина?». В своих письмах слушатели и зрители благодарят артиста, вспоминают боевые эпизоды, говорят. что он заставил их вновь пережить те суповые и прекрасные годы, помог с высокой позиции тех героических лет многое осознать в сегодняшней жизни. И еще в этих письмах многократно высказаны пожелания, чтобы композиция «С чего начинается Родина» была записана на пластинку. Пластинка, которую вы держите в руках.— ответ на эти пожелания. «Мне хотелось в этой работе.—. говорит артист.— как бы пройти в стихах и песнях весь тот ратный и трудовой путь, который прошли пяти стряня. наш народ с времен гражданской войны и до дней нынешних». Алексей Покровский выходит на эстраду для того, .чтобы рассказать о главном, сокровенном, о том. «то волнует сегодня многих, если не сказать всех. Поэтому, чтобы ни исполнял артист, классику или современных советских авторов, во всем в неоястоп-жимой связи времен и культуры мощно звучит тема Родины, России. Анатолий Гуровиц |
Редактор С.Шилов Звукорежиссёр П.Кондрашин Художник А.Гусаров Фото Н.Перельмана |