6 дней
О сайте8 1 | С10-09501-2 1977 |
А. Рубинштейн - Соната для скрипки и ф-но соль мажор, соч. 13 № 1. Г. Фейгин, В. Полторацкий |
Григорий Фейгин родился в 1937 году в Харькове. Первыми его учителями стали родители — известные в Харькове музыканты и педагоги. Впоследствии скрипач прошел замечательную школу у А. Лещинского, в прошлом одного из лучших воспитанников Карла Флеша, а затем в Московской консерватории и аспирантуре у Д. Ойстраха и Д. Цыганова. Сольная деятельность Фейгина началась еще в студенческие годы. В 1964 году он завоевал первую премию на Международном конкурсе «Пражская весна» и с тех пор систематически концертирует в городах Советского Союза и за рубежом. Скрипач известен и как участник трио, в составе которого также пианист Игорь Жуков и виолончелист Валентин Фейгин. Творческие интересы Фейгина чрезвычайно широки. В его репертуаре — сочинения самых разных эпох, стилей и национальных школ. Особенно привлекает скрипача русская музыка, которую он активно пропагандирует, стремясь сделать достоянием концертной практики как можно большее число произведений. Фейгину принадлежит заслуга возрождения на эстраде многих забытых или давно не исполнявшихся сочинений русских композиторов. Эта программа записана музыкантом в содружестве с пианистом и композитором, воспитанником Московской консерватории Виктором Полторацким, который часто выступает в сонатных программах с Григорием и Валентином Фейгиными и зарекомендовал себя как талантливый ансамблист. *** Соната для скрипки и фортепиано (соль мажор, соч. 13 № 1) Антона Григорьевича Рубинштейна относится к числу ранних сочинений композитора. Пылкие романтические эмоции, абсолютное владение беспредельными возможностями инструментальной техники, которые создали Рубинштейну славу титана пианистического искусства и придавали феерический блеск его сочинениям, — все это в Сонате порой берет верх над композиционной логикой. Однако достаточно было исполнителям несколько драматизировать моторную по характеру связующую партию и слегка изменить настроение побочной, как получилась «ладно скроенная» по форме, лирико-драматическая по содержанию первая часть (Moderato con moto). Тематизм обрел выпуклость, внутреннююдейственность за счет ярких кульминаций и разноплановой «подачи» материала, а технически насыщенная фактура превратилась в одно из средств музыкального развития. Вторая часть (Moderato) представляет собой две вариации на спокойно-рустную, народную по характеру тему. Возможно, именно пространность темы навела композитора на мысль разработать ее в двух больших, но зато инструментально резко противопоставленных вариациях. Первая из них — фортепианная, концертно-виртуозная. Скрипка лишь напоминает о себе скромными пиццикато и короткими, однотактными фрагментами из темы. Во второй вариации тема ‹обволакивается» сложнейшими скрипичными фиоритурами, которые требуют от исполнителя виртуозной пластичности, чтобы сохранить лирическую окраску мелодии и логично подойти к большой драматической коде. Именно после такого завершения второй части третья — Скерцо (Prestissimo) — приобретает особо мажорное звучание. Финал (Adagio non troppo. Moderato con moto) открывается романтическим вступлением в духе бетховенских раздумий. Сама тема получает в трактовке исполнителей стремительно-бурное развитие, усиленное неожиданной в таком контексте реминисценцией вступительного эпизода и тем более яркой и взволнованной кодой. К. Иванов |