2 дня
О сайте2 1 | С10—09263-4 1977 |
Серенада № 1 ре мажор, соч. 11. Симф. орк. ЦТ и ВР/Н. Ярви Цифровое издание MEL CO 1083 В конце 50-х годов XIX века Иоганнес Брамс, работая педагогом по фортепиано и руководя хором в Детмольде, уделяет много времени изучению произведений Гайдна и Моцарта, в том числе их многочисленных серенад и дивертисментов. Впечатления от этой чудесной музыки отразились в созданных в то время двух серенадах для оркестра, воскрешающих традиции многочастной «развлекательной» сюиты, широко бытовавшей во второй половине XVIII века. Над Серенадой № 1 ре мажор Брамс начал работать в 1857 году, первоначально предназначая ее для нонета (струнные, флейта, два кларнета, валторна и фагот). 28 марта 1859 года Серенада была исполнена в таком виде в Гамбурге. Однако еще в декабре 1858 года композитор по совету Клары Шуман и Йозефа Иоахима переработал сочинение для оркестра (струнные, парный состав деревянных духовых, четыре валторны, две трубы и литавры). В оркестровой редакции Серенада впервые прозвучала 3 марта 1860 года в Ганновере под управлением Иоахима. Первое издание Серенады было осуществлено лейпцигским издательством Брейткопфа и Гертеля сначала как соч. 18, впоследствии Брамс изменил номер опуса на 11. Музыка шестичастной Серенады, нарядная и праздничная, полная прекрасных мелодий, ярких образных контрастов, во многом близка большим многочастным сюитам Моцарта, например, «Хаффнер-серенаде», KV 250. В то же время здесь ощутимо влияние и позднего гайдновского симфонизма, и юношеской энергии молодого Бетховена, и опоэтизированных бытовых жанров Шуберта. Тем не менее это уже типично брамсовское произведение, образным строем предвещающее Вторую симфонию. В этом первом оркестровом сочинении композитора поражает удивительный блеск инструментовки, обилие свежих колористических эффектов в сочетаниях и чередованиях отдельных инструментов и групп, в использованиях выразительных соло. Задорная народно-песенная главная тема первой части, Allegro molto, возникает на фоне характерного «волыночного баса» — выдержанной квинты, напоминая финал последней, 104-й симфонии Гайдна. Ее запевает валторна, подхватывают кларнет, гобой, скрипки, и вскоре мелодия звучит в блестящем наряде tutti. Песенные черты свойственны и побочной теме, но здесь они приобретают лирическую окраску. Интенсивное мотивное развитие, гибкие смены ритмического рисунка присущи по-симфонически протяженной разработке. Ярко романтический оттенок отличает коду с ее красочным применением тремоло и пиццикато струнных. Главная тема «рассыпается» на отдельные мотивы, словно постепенно исчезающие вдали. Резкий контраст вносит вторая часть — Scherzo. Allegro non troppo ре минор. В крайних его разделах господствуют сумрачный, затаенно тревожный характер, подчеркнутый остро-звучащими хроматическими интонациями и предвещающий вторую часть Второго фортепианного концерта. Дважды появляющаяся экспрессивная вторая тема вносит черты сонатной структуры. В си-бемоль мажорном трио — Росо piu moto — колорит светлеет, взволнованная синкопированная мелодия развита широко и свободно, ярко оттеняя сдержанный драматизм обрамляющих построений. Третья часть — Adagio non troppo си-бемоль мажор в сонатной форме — лирический центр композиции. Следующие друг за другом мелодии едины по настроению. Главная тема, с ее пластичными баюкающими интонациями, напевная мелодия связующего раздела, вводящаяся солирующей валторной побочная тема полны возвышенной созерцательности. Только имитационно-полифоническая заключительная партия и разработка вносят оттенок скрытого напряжения, быстро растворяющийся в безбрежном спокойствии музыки. Три остальные части Серенады уводят в чисто жанровую сферу. Четвертая часть, Менуэт соль мажор, написанный с подлинно моцартовским изяществом и филигранностью, основан на традиционном сопоставлении обрамляющих разделов и трио (обозначенных здесь по старинной традиции Menuetto I и Menuetto II). Ласковым, грациозным крайним частям, порученным ансамблю деревянных духовых с сопровождением пиццикато виолончелей, противопоставлено соль минорное трио с его элегической «романсовой» мелодией, звучащее у струнных, поддержанных кларнетами. Музыка заключительных тактов трио появляется в коде в мажорной окраске, придавая структуре особую стройность. Пятая часть — Scherzo. Allegro ре мажор. В отличие от ярко романтического характера первого скерцо здесь четко ощутимы бетховенские влияния. В крайних разделах, активных и стремительных, пронизанных «охотничьими» сигналами, заметны переклички со скерцо Второй симфонии Бетховена, а от музыки трио с его многократной перегармонизацией мотива духовых на фоне подвижного сопровождения струнных тянутся нити к аналогичному разделу бетховенской Пятнадцатой («Пасторальной») сонаты для фортепиано. Облик финала Серенады — Rondo. Allegro в рондо-сонатной форме — определяет энергичная упругая главная тема в характере быстрого марша. В побочной теме вновь чувствуются связи с немецкой и австрийской народной песенностью (родственная ей мелодия звучит в первой части Первой симфонии Малера). Музыка финала, полная праздничного блеска и жизнерадостности, органично и эффектно завершает Серенаду. * * * Искусство эстонского дирижера Неэме Ярви завоевало широкое признание публики и музыкальной общественности. Первым его наставником был старший брат, дирижер Валло Ярви. Неэме занимался в классах ударных инструментов и хорового дирижирования Таллинского музыкального училища, а затем в Ленинградской консерватории. Здесь его руководителем по классу оперно-симфонического дирижирования был профессор Н. Рабинович. Занятия не мешали Ярви проявить себя в практической работе. Еще подростком он выступил на концертной эстраде как ксилофонист, играл на ударных в симфоническом оркестре Эстонского радио. Дипломной работой Неэме Ярви явилась опера Бизе «Кармен», которой он с успехом дирижировал в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова. После окончания консерватории молодой дирижер совершенствовался в аспирантуре у замечательного советского дирижера Е. Мравинского и профессора Н. Рабиновича. В 1963 году, будучи аспирантом, Ярви получил приглашение возглавить сразу два коллектива — таллинский оперный театр «Эстония» и симфонический оркестр Эстонского радио. В репертуаре дирижера — оперы «Волшебная флейта», «Отелло», «Аида», «Трубадур», «Кармен», «Порги и Бесс», многие произведения симфонической музыки (симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Гайдна, Моцарта. Прокофьева, Шостаковича), а также сочинения эстонских композиторов. Неэме Ярви выступал во многих городах Советского Союза и за рубежом, в том числе в Финляндии, Англии. Швеции, Польше, Болгарии, Японии и др. «Его интерпретации выразительны, полны захватывающей динамичности», — отмечала финская газета «Турун саномат». «Он обладает яркой индивидуальной четкой и оригинальной манерой» — писала шведская газета «Свенска дагбладет». В 1971 году Неэме Ярви принял участие в Международном конкурсе дирижеров Академии Санта-Чечилия в Риме и получил первую премию. В том же году дирижеру было присвоено звание народного артиста Эстонской ССР. |