2 дня
О сайте5 | М50-39475-6 1976 |
«Швамбрания» Инсценировка Бориса Тираспольского по повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» Действующие лица и исполнители: Лев (взрослый) - В. Абдулов; Лев (маленький) - Т. Курьянова; Ося (взрослый) - В. Иванов; Ося (маленький) - М. Корабельникова; Мама - Э. Кирилова; Папа - В. Якут; Митя - А. Леонтьев; Марфуша - Л. Ахеджакова; Земский - В. Гафт. В эпизодах - Б. Захарова, Н. Платонова, О. Громова, О. Каплан, В. Афанасьев, Ю. Дубов Режиссёр Б. Тираспольский |
Действующие лица и исполнители: Лев (взрослый) .... В. Абдулов Лев (маленький) ... Т. Курьянова Ося (взрослый) .... В. Иванов Ося (маленький) . М. Корабельникова Мама......Э. Кирилова Папа........В. Якут Митя......А. Леонтьев Марфуша . ... Л. Ахеджакова Земский.......В. Гафт В эпизодах — Б. Захарова, Н. Платонова, О. Громова, О. Каплан, В. Афанасьев, Ю. Дубов Режиссер Б. Тираспольский Христофор Колумб открыл Америку 11 октября 1492 года. «Земля!» — закричали матросы, уже собиравшиеся повернуть флотилию назад, к берегам Испании. И, посмотрев в подзорную трубу, адмирал увидел туманные очертания новой, неизвестной страны. Прошло время, и новооткрытый материк появился на всех географических картах. Так бывало всегда. И в существовании этих новых земель уже никто не сомневался. Каждый школьник снова и снова открывал для себя страны, материки, острова, уже изученные, названные, известные всему свету. А вот Лев Кассиль открыл «три страны, которых нет на карте»,— Швамбранию, Синегорию, Джунгахору. Это произошло уже в наше время, в его книгах «Кондуит и Швамбрания», «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы, Ваше высочество!» Нетрудно догадаться, что, раз этих стран нет на карте, раз ни на глобусе, ни в учебниках не встретишь таких названий, значит, писатель эти страны просто-напросто придумал. А вот для чего — это уже другой вопрос, и очень интересный! Но, прежде чем ответить на этот вопрос, придется подумать и еще кое о чем. Почему, например, из разных далеких и близких, но действительно существующих стран писателю присылали гербы и флаги Швамбрании, Синегории и Джунгахоры, писали письма, спрашивая, каким алфавитом пользуются швамбраны, почему существуют пионерские отряды «синегорцев», а маленький принц Дэлихьяр Сурамбук — «его высочество» — для множества людей вовсе не придуманный сказочный герой? И вот тут-то заключается ответ на вопрос, для чего же понадобилось писателю «придумывать» несуществующие страны. В своем «послании юным читателям» под очень понятным названием «Гербы и флаги мечты» он сам на этот вопрос и ответил. «Но разве я добивался когда-нибудь, — спрашивал он в свою очередь,— чтобы вам на школьный глобус нанесли очертания Швамбрании, Синегории и Джунгахоры? Нет, конечно. Я хотел лишь одного: пусть воображение ваше откликнется, заиграет и признает существование этих стран... Дорого мне то, что и далеко от нас люди честные и добрые понимают, почему мы, писатели, хотим поведать людям о своих мечтах, чувствах и мыслях, «открывать» страны, которые пока еще не нанесены на карты. А ведь я «открывал» страны, которых нет на свете, чтобы читатели мои еще крепче полюбили бы ту страну, дороже которой для меня на свете нет, — родную нашу Землю Советов! И все эти страны, флаги, карты, гербы, с которыми вы познакомились в книге моей, лишь мечтательное, иногда чуть-чуть озорное и насмешливое, а иной раз задумчивое эхо той всамделишной жизни, в которую вы, друзья, вступаете... Хочется мне, чтобы и наши с вами мечты, и игра в неведомые страны помогли вам лучше понять, почувствовать, что вам всего дороже в жизни. Так выше же флаги нашей мечты о счастье и справедливости на всем свете! Полный вперед! Так держать!» Эта мечта прошла вместе с писателем через всю его жизнь. Ей обязаны своим рождением его замечательные книги, которые, конечно же, все вы читали или собираетесь прочесть: «Вратарь республики», «Великое противостояние», «Ранний восход», «Черемыш, брат героя», «Улица младшего сына», «Ход Белой Королевы» и другие. Некоторые из кассилевских повестей и романов появились на свет тогда, когда вашим родителям было столько же лет, сколько сейчас вам. Во всяком случае, уж «Кондуит и Швамбранию», впервые ставшие известными в конце 20-х — начале 30-х годов, наверняка, с увлечением читали даже ваши бабушки и дедушки. Самому автору в 1928 году, когда «Кондуит» начал печататься, было всего-навсего 23 года, и тогда он вовсе не был известным детским писателем. Лев Кассиль собирался стать математиком, хотя мог бы стать и художником, и пианистом, — были у него такие, и немалые, способности. И все-таки... «Очень хотелось писать, — вспоминал он позже, — желанию этому противостоять не мог». В 20 лет Кассиль опубликовал свой первый рассказ, а спустя два-три года уже был московским корреспондентом больших газет, выходивших в Ташкенте и Новосибирске. В это время ему пришла мысль собрать свои впечатления о юных, детских, гимназических годах и рассказать советским детям об этом. Кассиль всегда был человеком отчаянно смелым. Поэтому он и решился с первыми главами своего «Кондуита» пойти на «совет» к любимому поэту — Владимиру Маяковскому. «...Я пришел к обитой клеенкой двери в Гендриковом переулке, что на Таганке. На двери была маленькая дощечка с именем великого Маяковского. Я взбежал по лестнице, а сердце от волнения скатилось вниз по ступенькам. Я позвонил, и мне открыли. Через эту дверь я вошел в литературу». Так впоследствии он рассказывал о начале своего писательского пути. Он стал писателем — детским писателем, одним из лучших детских советских писателей. Потому что Кассиль даже в автобиографической книге «Кондуит и Швамбрания» (сначала это были две самостоятельных повести, а уж потом они стали издаваться вместе) никогда не ставил задачи говорить «о себе самом» и только, как бы интересен ни был тот мальчишка, которого звали «девчачьим» именем: Лелька. Он говорил с юными читателями всегда обо всем и обо всех — о жизни, о нашей прекрасной стране, ее прошлом, ее настоящем и будущем. Он «начался как писатель» с «Кондуита», впервые полностью опубликованного на страницах журнала «Пионер» и сразу же ставшего любимым чтением советской детворы. Прошли годы — и книгу издали и теперь продолжают издавать во множестве зарубежных стран. Кассиль вел громадную переписку не только с пионерами Земли Советов, но и с ребятами и их родителями, с писателями, общественными деятелями разных стран света. В Чехословакии, Америке, странах Востока выходили книги с гербом «придуманной» девятилетним «Лелькой» и его младшим братишкой Оськой невиданной страны Швамбрании. Оказывается, двое маленьких рыцарей открыли эту великую страну не только для себя и не только потому, что уж очень им обоим надоела затхлая жизнь провинциального городка Покровска на Волге. «Повесть о необычайных приключениях двух рыцарей, в поисках справедливости открывших на материке Большого Зуба великое государство Швамбранское, с описанием удивительных событий, происшедших на блуждающих островах, а также о многом ином, изложенном бывшим швамбранским адмиралом Арделяром Кейсом...» (и это еще неполное название), с увлечением читается по сей день у нас и во всем мире, где изданы «Кондуит и Швамбрания», и не только потому, что живо, занимательно, с мягким, озорным юмором написана. А еще и потому, что события, казалось бы, давно ушедшие, забытые и для теперешней детворы просто не существующие (ну, кто, например, теперь знает, что школьный журнал, куда записывались все «преступления» гимназистов, назывался кондуитом, или кто такой надзиратель), — они, эти события, важны, интересны и никогда не перестанут волновать людей. Потому что повесть эта не просто литературное произведение, она еще имеет и историческую ценность. Вот как сам Кассиль объяснял основную тему и «задание» своей первой, такой смешной, веселой повести: «Я решил написать книгу, которая бы рассказала ребятам и взрослым о последних днях рухнувшей царской школы. Мне хотелось, чтобы книга рассказывала не только о гибели гимназии, но отражала бы неизбежность гибели всего царского режима». И эту сложную задачу «бывший швамбранский адмирал» выполнил блестяще. Его полное юмора и горечи, гнева и мужественной решительности «сражение» окончилось такой же великолепной победой, как и морские бои рыцарского адмирала с его верным «Джеком, Спутником Моряков» против врагов, пытавшихся осадить великое государство Справедливости. Именно поэтому мы подружились на всю жизнь с героями его первой книги, именно поэтому нам становятся понятны события дореволюционной поры, «сизая тоска» старой гимназии с молебнами, царскими днями, страшным кондуитом, педагогами-надзирателями, поэтому нам близки смелые ребята, изо всех сил воевавшие за справедливость, дороги люди революции, показанные живыми, интересными людьми. И когда книга кончается, мы вовсе не прощаемся с мечтой, рожденной ею, хотя «глобус полностью обернулся, и Швамбрании на нем не обнаружено». «Плавание продолжается, — словно бы говорит нам автор, — мы — в дальнем походе. Полный вперед! Так держать!» М. Бабаева |