4 дня
О сайте8 2 | М10—38739-40 1976 |
А. РУБИНШТЕЙН. Романс Демона ("Демон", 2 д.); Эпиталама Виндекса ("Нерон", 1 д. ); П. ЧАЙКОВСКИЙ. Песенка Томского ("Пиковая дама", 3 д. ); Ария Роберта ("Иоланта"); С. ПОТОЦКИЙ. Ариозо Кленова ("Прорыв"); В. ЗОЛОТАРЕВ. Письмо Пушкина к декабристам ("Декабристы"); М. КРАСЕВ. Снежинки (сл. Д. Бедного); В. НЕБОЛЬСИН. Стенька Разин (сл. нар.), А. РУБИНШТЕЙН. Клубится волною кипучею Кур (сл. Мирза Шафи, пер. Ф. Боденштедта-П. Чайковского); П. ЧАЙКОВСКИЙ. Серенада Дон Жуана (сл. А. К. Толстого); Слеза дрожит (сл. А. К. Толстого); А. ДАРГОМЫЖСКИЙ. Оделась туманами Сиерра-Невада (сл. В. Широкова) Архивные записи Редактор И. Орлова. Реставрация Н. Морозова |
М10-38739-40. Владимир Политковский, баритон. Арии и романсы Из серии "200 лет Большому театру" 01 01.Романс Демона ("Демон", 2 д.) (А.Рубинштейн) 02.Эпиталама Виндекса ("Нерон", 1 д. ) (А.Рубинштейн) 03.Песенка Томского ("Пиковая дама", 3 д. ) (П.Чайковский) 04.Ария Роберта ("Иоланта") (П.Чайковский) 05.Ариозо Клёнова ("Прорыв") (С.Потоцкий) 06.Письмо Пушкина к декабристам ("Декабристы") (В.Золотарёв) 02 07.Снежинки (М.Красев – Д.Бедный) 08.Стенька Разин (В.Небольсин – нар.) 09.Клубится волною кипучею Кура (А.Рубинштейн – Мирза Шафи, пер. Ф.Боденштедта - П.Чайковского) 10.Серенада Дон Жуана (П.Чайковский – А.К.Толстой) 11.Слеза дрожит (П.Чайковский – А.К.Толстой) 12.Оделась туманами Сьерра-Невада (А.Даргомыжский – В.Широков) Архивные записи Реставрация Н.Морозова Редактор И.Орлова |
Заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Политковский принадлежит к плеяде выдающихся мастеров Большого театра, развивавших в своем творчестве лучшие традиции русского оперного искусства. Он родился в 1892 году в селе Маматовка Саратовской губернии. Отец Политковского обладал небольшим, но приятным голосом и благодаря огромному энтузиазму сумел создать любительский хор. С ним он разучивал не только простые напевы, но и довольно сложные произведения, вроде концертов Бортнянского. Спевки нередко проходили в доме Политковских, и будущий певец рос и воспитывался в атмосфере музыки. У него рано развился слух: уже в пяти-шестилетнем возрасте мальчик свободно вторил своей сестре. После переезда семьи в Царицын юноша стал солистом гимназического хора, часто посещал оперные спектакли гастролирующей труппы. Решив серьезно заняться пением, Политковский начал брать уроки у А. А. Серебрякова, опытного певца и педагога. Владимир Михайлович вспоминает: «Все меня удивляло и поражало в опере: и оркестр, и ансамбли, и пение с игрой одновременно... Я уже тогда сознавал, как много надо иметь данных и как много надо работать, чтобы стать хорошим оперным артистом. Конечно, я тогда и не помышлял об оперной сцене, однако занимался с Серебряковым охотно, а после посещения оперы — еще охотнее». В 1910 году Владимир Политковский поступает на юридический факультет Московского университета и одновременно готовится к приемным экзаменам в консерваторию. С успехом исполнив на прослушивании арию Агамемнона из оперы Глюка «Ифигения в Авлиде» и ряд романсов, он был принят в консерваторию и, по настоянию М. М. Ипполитова-Иванова, сразу же зачислен на стипендию. Окончив консерваторию по классу пения профессора Умберто Мазетти, Политковский в течение двух лет совершенствовался у другого выдающегося педагога— Максимилиана Полли. На оперной сцене певец дебютировал, еще будучи студентом последнего курса, а в 1918 году он был принят солистом в Новый театр в Москве. Работая здесь под руководством замечательного режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского, уделявшего много внимания сценической трактовке образа, Политковский подготовил и спел партию Товио в «Паяцах» Леонкавалло и все четыре баритоновые партии в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. Газета «Вечерние известия» отмечала: «Превосходный, сдержанный Тонио (Политковский) ничего общего не имеет с традиционным оперным злодеем». Это был первый успех молодого артиста. В феврале 1920 года Политковский был приглашен в труппу Большого театра, а уже 17 мая успешно выступил в партии князя Игоря в одноименной опере Бородина. В то время оркестр Большого театра возглавлял выдающийся дирижер В. И. Сук. Отметив необычайную музыкальность Политковского, он сразу стал приглашать его в свои спектакли — «Аиду», «Пиковую даму», «Снегурочку». Весной 1921 года Политковский исполнил партию Мефистофеля во всех четырех представлениях оратории Берлиоза «Осуждение Фауста» под руководством В. И. Сука на сцене Большого театра. Его партнерами здесь были К. Г. Держинская и А. М. Лабинский. Развитию музыкального вкуса певца способствовали и другие выдающиеся дирижеры, с которыми ему посчастливилось работать: Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, Л. П. Штейнберг, А. Ш. Мелик-Пашаев. Политковский вспоминает о них с благодарностью, особо выделяя дирижера и хормейстера У. И, Авранека, с которым он подготовил большинство оперных партий. Природа щедро одарила артиста великолепным голосом красивого тембра и широкого диапазона, исключительной музыкальностью, драматическим талантом, прекрасными внешними данными. Вокальное мастерство сочеталось у него с большим сценическим обаянием, а созданные им образы всегда были психологически правдивыми и впечатляющими. «В работе над образом я всегда шел от музыки, от раскрытия всех вокально-музыкальных возможностей,— говорит Владимир Михайлович. — Это, конечно, не исключало знакомства со всеми литературными источниками». Политковский с успехом пел партии лирического и драматического баритона и даже басовый репертуар. Это Томский в «Пиковой даме», Евгений Онегин, Демон, Грязной в «Царской невесте», Мизгирь в «Снегурочке», Риголетто, Яго в «Отелло», Эскамильо в «Кармен», Тель-рамунд в «Лоэнгрине», Ганс Сакс в «Мейстерзингерах»; это Борис Годунов, Владимир Галипкий в «Князе Игоре», Руслан, Мефистофель в «Фаусте». Вершиной вокального и актерского мастерства певца явилась труднейшая партия Иоканээна в опере Рихарда Штрауса «Саломея». «Великолепного, мощного Иоканазна дал талантливый Политковский. Мне лично никогда не приходилось видеть такого человечески убедительного образа гордого фанатика», — писал профессор Е. М. Браудо. А сам певец отмечал: «Партия Иоканаана в «Саломее», по общему признанию театра и критики, считалась одной из лучших моих партий». Политковскому принадлежит честь создания первого на сцене Большого театра образа советского человека. В 1930 году в премьере оперы Потоцкого «Прорыв» он исполнил роль Федора Кленова, коммуниста, председателя волисполкома. «Разнообразие ролей — эта черта Владимира Политковского до сих пор может считаться уникальной,— говорит народный артист СССР, профессор Б. А. Покровский.— Это разнообразие свидетельствует о широте художественных интересов, о больших возможностях певца, о его высоком профессионализме и мастерстве». 8 спектаклях Большого театра Политковский встречался со многими корифеями оперной сцены. «Я счастлив, что мне удалось быть партнером А. В. Неждановой, которая была моей Людмилой, Марфой, Джильдой, Снегурочкой, — вспоминал Владимир Михайлович, — что с Л. В. Собиновым я выступал в операх «Манон», «Дубровский», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин»; что мне, как Шелкалову, семь раз посчастливилось вести под руки Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова». За годы своей артистической деятельности, продолжавшейся 35 лет, Владимир Политковский исполнил более 40 партий, спел свыше 1700 оперных спектаклей. Он редко выступал в концертах, все силы отдавая оперному искусству, но был в числе первых певцов, выступавших по радио и телевидению. 3 января 1952 года состоялось последнее выступление Политковского на сцене Большого театре. Оставив оперную сцену, артист целиком посвятил себя педагогической деятельности. Сначала он преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, а затем в Московской консерватории, профессором которой являлся до 1957 года. Учеников своих он воспитывал в духе безграничной любви к театру, бережного, трепетного отношения к музыке, ответственности и аккуратности в работе. 9 апреля 1972 года коллектив Большого театра Союза ССР, музыкальная и театральная Москва тепло и торжественно отметили 80-летний юбилей Владимира Михайловича Политковского спектаклем «Тоска» Пуччини, в котором певец в свое время создал совершенный вокально-сценический образ барона Скарпиа. Искусство В. М. Политковского, традиции его исполнительского мастерства продолжают жить в стенах Большого театра, являются гордостью отечественной вокальной культуры. В. Зарубин |