5 дней
О сайте14 4 | М60-38617-8 1976, дата записи: 1940-е |
1. Праздник струнных (Д.Розе) 2. Небо (обр. С.Воскресенского - русский текст С.Болотина, Т.Сикорской) 3. Приходи (Оливьери - С.Болотин) 4. Ослиная серенада (Р.Фримль - Н.Лабковский) 5. Вальс (В.Миронов) 6. Далеко-далеко (Г.Носов - А.Чуркин) 7. Краковяк (К.Мартынов) 8. Гитара (В.Миронов) 9. Песня из оперетты "Мариэтта" (В.Колло - В.Михайлов) 10. Буду ждать тебя (Б.Мокроусов - В.Харитонов) 11. Медленный фокстрот (Хендерсен) 12. К нам в Саратов (М.Фрадкин - Л.Ошанин) 13. Я иду при зореньке (Г.Носов - А.Чуркин) 14. Карусель (обр. Ю.Шахнова) Ефрем Флакс (2, 3, 4), Юрий Шахнов, аккордеон (5, 14), Анна Харитонова (6), Иван Морозов, гитара (8), Зоя Рождественская (12, 13), Леонид Кострица (10), Любовь Чернина (9) Записи 1940-х годов. История возникновения этого коллектива относится к 1939 году, когда молодой композитор и музыкант Николай Минх, уже успевший зарекомендовать себя как талантливый аранжировщик и первый в пашей стране аккордеонист популярного коллектива Леонида Утесова, по инициативе Ленинградского радиокомитета создал свой джаз-оркестр. Новый ансамбль, выступавший с исполнением танцевальной музыки, инструментальных пьес и песен советских композиторов, довольно быстро завоевал популярность, покорив слушателей мягкостью, лиричностью звучания, выразительностью оркестровок, отличной сыгранностью. В первые же дни Великой Отечественной войны музыканты джаз-оркестра Ленинградского радио явились и а мобилизационные пункты. Рядовыми они ушли в действующую армию, в отряды народного ополчения. Их бывший руководитель и дирижер, призванный в Школу младших лейтенантов, вскоре был назначен командиром взвода воинского подразделения, занявшего оборонительные рубежи на подступах к Ленинграду. В дни всенародной битвы с фашизмом искусство стало грозным оружием, нужным для фронта, для победы. Людям па войне необходима была песня, шутка; за эти годы на фронте выступали сотни актерских бригад. По распоряжению командования многие работники искусств, служившие в Армии, вернулись к своей довоенной профессии. Среди них и младший лейтенант Николай Минх, откомандированный в Театр Краснознаменного Балтийского флота. «Я принялся разыскивать в блокированном Ленинграде всех тех, с кем ранее работал, — рассказывает Николай Григорьевич, — и многих нашел в самых разных воинских частях. В итоге собрался большой оркестр. С января 1942 года мы начали выступать па флоте, и за годы войны сделали восемь концертпых программ». Возрожденному джаз-оркестру пришлось пережить все трудности, выпавшие в те грозные годы на долю ленинградцев. Но радость и энтузиазм, с которыми встречали воины выступления джаза, придавали музыкантам новые силы. Коллектив играл для моряков береговых подразделений, на больших и малых кораблях, в частях Ладожской флотилии и в Кронштадте, на фортах Финского залива и в самом Ленинграде — для «тыловиков» города-воина. Играли под вражескими обстрелами, рискуя жизнью, по пе было случая, чтобы объявленный концерт не состоялся. Выступление для частей, защищавших город в знаменитой Шлиссельбургской крепости, — один из таких концертов. «Никогда не забуду, — вспоминает Н. Минх, — как суровой зимой весь оркестр с инструментами и реквизитом, под артиллерийским гнем буквально полз по льду в Шлиссельбургскую крепость, в знаменитый «Орешек». Концерт, который ждали защитники крепости, состоялся вовремя». Лень Победы джаз-оркестр п/у Н. Минха встретил в Прибалтике, куда перебазировался вместе с частями действующей армии. 16 мая 1945 года вышел приказ командующего Краснознаменным Балтийским флотом адмирала Трибуца, в котором говорилось: Джаз-оркестр КБФ, созданный в первые дни Великой Отечественной войны, прошел большой творческий путь. Свыше 1200 концертов на кораблях, в частях и подразделениях флота, самоотверженная работа в дни блокады города Ленина завоевали Джаз-оркестру популярность и любовь флотского зрителя. Решением Народного Комиссара ВМФ адмирала флота тов. Кузнецова весь коллектив передается в ведение Ленинградского радиокомитета. Выношу благодарность и желаю талантливому коллективу и его художественному руководителю Н. Г. Минху дальнейшего творческого роста и выражаю уверенность, что джаз-оркестр, созданный и воспитанный Краснознаменным Балтийским флотом, не порвет связи с Балтикой и будет в дальнейшем обслуживать наших моряков». За самоотверженный труд в годы войны многие артисты джаз-оркестра были удостоены правительственных наград. По возвращении па радио у оркестра началась новая жизнь. Коллектив становится лабораторией легкой музыки и эстрадной песни ленинградских композиторов. Здесь родились и впервые прозвучали многие песни В. Соловьева-Седого, Г. Носова и других в исполнении талантливых солистов оркестра Зои Рождественской, Ефрема Флакса, Леонида Кострицы, Анны Харитоновой... В концертных выступлениях коллектива, которые проходили пе только у микрофона радиостудий, но и в концертных залах Ленинграда и в частях у подшефных моряков Балтфлота, ярко раскрылось мастерство музыкантов — скрипача М. Левина, трубача И. Атласа, тромбониста В. Ершова, саксофонистов В. Лебедева, А. Маршака, Н. Абрамова, пианиста С. Виноградова, ударника А. Козловского и аккордеониста Ю. Шахнева, чьи композиции пользовались неизменным успехом. В программу долгоиграющего диска включены песни и инструментальная музыка, исполненные джаз-оркестром под управлением Николая Минха в 1946—1948 годах. Записи были сделаны в зале Ленинградской филармонии бригадой московских звукотехников во главе со звукорежиссером Ильей Гродзенским. Несмотря на несовершенство аппаратуры (записи производились на два микрофона), «магнито-фильмы» джаз-оркестра под управлением Николая Мипха и сегодня представляют безусловный интерес: в них запечатлены нрекрасиая сыгранность коллектива, естественная нюансировка, подлинная ансамблевость исполнения. Г. Скороходов |