2 дня
О сайте5 2 | С10-07639-40 1976 |
1. Речитатив и ария из кантаты № 57, BWV 57 № 2, 3; 2. Ария из кантаты № 186, BWV 186 № 8; 3. Ария и кантаты № 68, BWV 68 № 2; 4. Речитатив и ария из кантаты № 57, BWV 57 № 6, 7; 5. Ария из мессы ля мажор, BWV 234 № 8 6. Ария из кантаты № 208, BWV 208 № 9. На латинском (5) и немецком яз. Ансамбль солистов под упр. В. Спивакова |
На рубеже XVI и XVII веков в Италии, наряду с первыми образцами оперы (drama per musica), появляется еще один жанр вокальной музыки, так называемая cantata da camera (от итальянского cantare — петь). Этот жанр, значительно более скромный, чем опера (текст короткой драмы или истории в стихах пелся одним человеком под аккомпанемент одного инструмента), лишенный сценического действия и декораций, был, однако, очень популярен в то время. Музыка ранних кантат (как и первых опер) ограничивалась речитацией текста. Первым важным новшеством, сразу же расширившим выразительные возможности жанра, было появление арии. Уже в. произведениях Алессандро Скарлатти (1660—1725) функции речитатива и арии четко разграничиваются. Если речитатив содержал изложение сюжета и не разрабатывался мелодически, то ария, не внося ничего нового в повествование (текст арии, как правило, состоял из одной-двух повторяющихся фраз), являлась музыкальной основой произведения. Традиция передачи сюжетной канвы почти исключительно средствами речитатива сохраняется в опере вплоть до начала XX столетия. Зарождение оперы и кантаты совпадает по времени с появлением совершенно нового вида аккомпанемента, имевшего большое значение для развития названных жанров в течение XVII - XVIII веков. Речь идет о так называемом «Basso continuo» — «непрерывном басе», впервые употребленном композитором Лодовико Виадана в его «Ста духовных концертах», изданных в 1602 году. Постоянный гармонический фундамент произведения, создававшийся звучанием одного из полифонических инструментов — клавесина, органа, лютни, давал композитору возможность более свободно и уверенно трактовать вокальную партию. Вскоре инструментальные аккорды стали условно обозначаться цифрами, записанными под басовым голосом. Такая партия называлась «цифрованным басом», или иначе — «генерал-басом». Со временем партия continuo, первоначально очень простая, усложняется, становится все более интересной и разнообразной. Уже в кантатах Алессандро Скарлатти басовый голос, игравшийся обычно виолой да гамба, представляет значительные трудности для исполнения. Особое развитие кантата получила в творчестве Джакомо Кариссими (1605—1674). Он же первый использовал кантату в духовной музыке (cantata da chiesa). В 1609 году в Венецию приехал учиться великий немецкий композитор Генрих Шютц (1585—1672). В течение четырех лет его наставником был Джованни Габриели. Во время второго приезда Шютца в Италию он учится у Клаудио Монтеверди. Усвоенный Шютцем музыкальный язык обогатил немецкую музыку более гибкой и певучей мелодикой, смелой трактовкой инструментов (Дж. Габриели поручал оркестру не только аккомпанемент, но и небольшие самостоятельные инструментальные вступления, так называемые «sinfonia»), а также свойственным монтевердиевскому выразительному стилю драматизмом. Под воздействием новых веяний немецкий духовный мотет преобразовывается в кантату, в свою очередь достигшую вершины в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха. Среди дошедших до нас более двухсот кантат Баха мы встречаем как вполне традиционные, созданные на основе хоралов и представляющие собой как бы их разработку, так и кантаты нового типа — на тексты, сочиненные либреттистами (последнее, естественно, в первую очередь, относится к светским кантатам). В кантатах Баха мы встречаем исполнительский состав самого широкого диапазона. Некоторые из них написаны для одного голоса и минимального сопровождения — basso continuo. Иногда к басу присоединяется один струнный или духовой инструмент, сопровождающий вокальную партию в арии. Другие кантаты, кроме четырех солистов — сопрано, альта, тенора и баса, содержат в своей партитуре хор и оркестр, порой достигающий весьма внушительных размеров. В состав его, помимо струнных, клавесина и органа, входят также флейты, гобои, фаготы, трубы, литавры... И в светских и в духовных кантатах Бах постоянно использует форму арии da capo. Такая ария, популярная в то время как у себя на родине в Италии, так и в Германии и во Франции, имела трехчастную структуру, причем третья часть представляла собой точное повторение первой (da capo по-итальянски и означает: сначала). Именно в арии Бах вводит так называемый «облигатный», то есть обязательный, солирующий инструмент, который сопровождает голос. Роль такого «сопровождения» очень значительна, и облигатный инструмент, вернее — его партия, нисколько не уступает по выразительности сольной. На предлагаемом диске записаны шесть арий для сопрано в сопровождении continuo и облигатных инструментов: четыре — из духовных кантат, одна — из светской кантаты № 208 и одна — из Мессы ля мажор. . В арии «Die Armen will der Herr umarmen» из кантаты № 186 кроме клавесина и виолончели, составляющих continuo, есть еще партия облигатной скрипки. Кантата № 186 (на текст Франка) относится к лейпцигскому периоду жизни композитора. Ее партитура, как пишет Альберт Швейцер, «принадлежит к совершеннейшим чистовым рукописям Баха». В оригинале кантаты сопрано сопровождается двумя скрипками, а не одним инструментом, но практика исполнения кантат самим Бахом, что известно из воспоминаний современников, допускала не только замену группы скрипок (впрочем, иногда состоящей из трех инструментов) одной скрипкой, но и варьирование струнных и духовых. Это подтверждается и многочисленными версиями инструментальных концертов Баха, где скрипка заменяется клавесином, гобой — скрипкой и т. д. Так, в настоящей записи гобой заменяется скрипкой в инструментальном заключении арии «Mein glaubiges Herze, frohlcke, sing', scherze» из кантаты № 68, что вполне правомерно. В этой арии мы встречаемся также с довольно редким случаем облигатной виолончели. С удивительным, совершенным искусством Бах передает настроение радости и душевного ликования. Голос и струнный инструмент составляют неразрывное целое, и если в арии «Die Armen will der Herr umarmen» contimuo и скрипка с бесконечной нежностью обвивают сопрановый голос, то в арии из 68-й кантаты голоса виолончели и сопрано, объединяясь, рождают ощущение слитности двух человеческих сердец, бьющихся в унисон. Довольно необычно инструментальное заключение этой арии. Оно как бы развивает основную мелодическую фигурацию в незатейливом «фугато». Постепенно музыка растворяется в полифонических сплетениях и подголосках четырех инструментов... Ария «Ich wunschte mir den Tod» из кантаты № 57 по настроению полярно противоположна. Здесь проявляется столь свойственный духовным кантатам Баха мотив возвышенной скорби. Арию предваряет речитатив, сама же она начинается с инструментального вступления, в котором четыре струнных инструмента и клавесин уподоблены хору, горестными интонациями и вздохами подготавливающему вступление голоса. На пластинке записана еще одна ария из 57-й кантаты — «Ich ende behende mein irdisches Leben». Так же, как и предыдущая, она предваряется речитативом. В сопровождении кроме continuo участвует облигатная скрипка соло. Это типичная ария a capo, с ее как бы бесконечным развитием. Скрипка своими непрерывными фигурациями объединяет реплики голоса и сплетается с ним в мерном движении. Ария «Qui tollis peccata» из Мессы ля мажор,- написанной в Лейпциге предположительно в 1737—1738 годах, сопровождается двумя скрипками и виолончелью. И здесь исполнители следуют традиции, позволяющей заменять инструменты в баховских сочинениях (скрипки заменяют две флейты). Флейты заменены скрипками и в арии «Schafe konen sicher weiden» из светской «Охотничьей» кантаты № 208, написанной к 35-летию герцога Кристиана Саксен-Вейсенфельского. Автор текста Соломон Франк поручает богам греческой мифологии поздравлять знатного юбиляра. Записанная на этой пластинке ария богини стад Палес — чудесная лирическая пастораль, прозрачная по фактуре и выделяющаяся поразительной красотой и задушевностью мелодики. ЛЕВ МАРКИЗ. Эта пластинка записана во время гастролей в Советском Союзе (сезон 1974/75 г.) канадской певицы Гаэлин Габоры. Она окончила Венскую музыкальную академию у профессора Эрика Вербы. Имя Гаэлин Габоры известно во многих странах мира, где она гастролирует с неизменным успехом. «Блистательная канадская певица обладает исключительной красоты лирическим сопрано, звучащим как инструмент высочайшего класса; совершенное мастерство, глубокое проникновение в дух исполняемых ею произведений, естественность и обаяние позволяют причислить ее к выдающимся мастерам», — так характеризует Габору венская пресса. Партнерами певицы выступает группа молодых советских музыкантов, объединенных лауреатом IV Международного конкурса имени Чайковского скрипачом Владимиром Спиваковым. В целом ряде концертных программ (в том числе и выпущенных в грамзаписи) эти исполнители демонстрируют превосходные ансамблевые качества, глубокое и тонкое понимание музыки XVII - XVIII веков |