6 дней
О сайте7 2 | Д 031115-6 1971 |
Сцены и арии из опер: «Риголетто» (Дж. Верди): 1. Сцена Риголетто (1 д.); 2. Дуэт Джильды и Риголетто (1 д.); 3. Сцена и ария Риголетто (2 д.); 4. Дуэт Джильды и Риголетто (2 д.); 5. Финальный дуэт Джильды и Риголетто (3 д.). Джильда — Дж. Финци- Марини (2), Г. Парето (4), М. Гальвани (5). «Гамлет» (А. Тома): Дуэт Офелии и Гамлета (1 д.) —М. Гальвани (Офелия); Воззвание Гамлета (1 д.); Вакхическая песня Гамлета (2 д.); Монолог Гамлета (3 д.); Ариозо Гамлета (5 д.). На итальянском яз. Архивные записи 1907—1912 гг. |
Среди корифеев оперной сцены XX века имя баритона Титта Руффо — одно из самых блистательных. Вместе с Шаляпиным и Карузо он образовал «великую триаду», до сих пор непревзойденную и служащую для вокалистов недосягаемым образцом совершенства. Титта Руффо родился 9 июня 1877 года на севере Италии, в городе Пизе. Сын кузнеца и сам кузнец, он, по собственному признанию, «никогда не пользовался благом посещать школу, хотя бы даже начальные классы». В восемнадцать лет у Руффо открылся голос: певец был принят в консерваторию «Санта Чечи-лия» и зачислен в класс профессора Персикини. Однако вскоре он ушел с первого курса, повздорив со своим маэстро. Взяв несколько уроков пения у оперных артистов Спарапани и Казини, Руффо закончил на этом «официальное» образование. В 1898 году он заключил свой первый контракт— на исполнение партии Герольда в опере Вагнера «Лоэнгрин» в Римском театре Костанци. Успешно прошедший дебют решил судьбу молодого артиста. Прозорливые и опытные импресарио сразу почувствовали в нем оперную звезду первой величины и стали предлагать контракт за контрактом. Так началась артистическая карьера Титта Руффо, продолжавшаяся тридцать три года. Он господствовал на крупнейших оперных сценах всего мира, не зная соперников. Он щедро отдавал себя искусству, неутомимо переезжая из страны в страну, из города в город. Его восторженно встречали Рим и Милан, Париж и Лондон, Нью-Йорк и Чикаго, Лисабон и Мадрид, Буэнос-Айрес и Александрия, Гавана и Рио-де-Жанейро, Будапешт, Варшава, Бухарест... В течение трех сезонов— с 1904 по 1907 год — Титта Руффо гастролировал в России. С триумфальным успехом он пел в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Харькове. Он полюбил нашу страну и никогда не забывал, что именно здесь, в России, родилась его всесветная слава. Обладая феноменальным голосом, редким по силе и красоте тембра, Руффо был изумительным артистом и тонким художником, и его пение всегда гармонически сочеталось с образом, создаваемым на сцене. В этом смысле Титта Руффо гораздо ближе к нам, чем к своим предшественникам и современникам, — ближе по художественным устремлениям, по самому характеру своего творчества, так блестяще сочетавшего музыку и драматургию, пение и образ. Его человеческий облик был столь же прекрасен, как и артистический. Он никогда никому не завидовал, презирал интриги, ненавидел позерство и рекламную шумиху. Он был крайне скромен, отзывчив и бескорыстен. Он любил свой успех, который добывал тяжким трудом, но и всячески способствовал успеху партнеров. В репертуаре Титта Руффо к концу карьеры было пятьдесят девять (!) опер. И даже несмотря на такой громадный репертуар, он изо дня в день совершенствовал свое вокальное и- сценическое мастерство; В 1924 году Титта Руффо гастролировал в Колумбии. А в это время, по приказу Муссолини, в Риме был зверски убит депутат парламента, Генеральный секретарь Социалистической партии Италии Джакомо Маттеотти — муж младшей и любимой сестры Титта Руффо. Узнав о гибели родственника и друга, Титта Руффо, несказанно опечаленный, прерывает гастроли, отправляется в Рим и принимает участие в похоронах Маттеотти. Он не скрывает ненависти к фашистскому режиму и, преследуемый чернорубашечниками, покидает Италию и переезжает в Ниццу. Но фашисты и там не оставляют в покое певца. Дважды они покушаются на его жизнь, и лишь чудом артисту удается спастись. В Марселе, перед началом оперы «Севильский цирюльник», группа фашиствующих хулиганов прорвалась за кулисы, до полусмерти избила Титта Руффо и тяжело ранила его. В 1937 году Титта Руффо приехал в Рим, чтобы провести с семьей день своего 60-летия. Неожиданно в дом нагрянула полиция, арестовала его и заключила в тюрьму Реджина Чели. Когда под давлением мирового общественного мнения Титта Руффо был из тюрьмы освобожден, фашисты предложили ему любые почести и привилегии, склоняя к сотрудничеству с ними. Но гордый и честный артист отклонил все предложения. В 1943 году, узнав, что фашистский режим рухнул, а Муссолини арестован, певец, которому в то время было 65 лет, вышел ночью на балкон своего дома во Флоренции и с потрясающей мощью запел «Марсельезу». В 1949 году, в качестве председателя антифашистской ассоциации оперных артистов Италии, Титта Руффо приехал в Париж на первый Всемирный конгресс сторонников мира и с трибуны конгресса произнес пламенную речь. На заключительном заседании он был избран членом Всемирного Совета Мира. Умер Титта Руффо в ночь на 6 июля 1953 года от тяжелого приступа стенокардии. Похоронили его на знаменитом Монументальном кладбище в Милане. Поныне звучащее и восхищающее весь мир наследие Титта Руффо огромно: 139 арий и дуэтов, песен и романсов, напетых в период между 1905 и 1929 годами. На этой пластинке представлено исполнительское искусство Титта Руффо в двух наиболее любимых им операх — «Риголетто» Верди и «Гамлете» Тома. Пусть же эти записи, сделанные много лет назад, напомнят слушателям о том, каким великим певцом, артистом и гражданином был Титта Руффо. Ал. ЛЕСС |
01 01.Сцена Риголетто (Риголетто, 1 д.) (Дж.Верди) 02.Дуэт Джильды и Риголетто (Риголетто, 1 д.) (Дж.Верди) 03.Сцена и ария Риголетто (Риголетто, 2 д.) (Дж.Верди) 04.Дуэт Джильды и Риголетто (Риголетто, 2 д.) (Дж.Верди) 05.Финальный дуэт Джильды и Риголетто (Риголетто, 3 д.) (Дж.Верди) 02 06.Дуэт Офелии и Гамлета (Гамлет, 1 д.) (А.Тома) 07.Воззвание Гамлета (Гамлет, 1 д, ) (А.Тома) 08.Вакхическая песня Гамлета (Гамлет, 2 д.) (А.Тома) 09.Монолог Гамлета (Гамлет, 3 д) (А.Тома) 10.Ариозо Гамлета (Гамлет, 5 д.) (А.Тома) Джильда – Дж.Финци-Марьина (2), Г.Парето (4), М.Гальвани (5) Офелия – М.Гальвани, сопрано (6) Архивные записи 1908 (6-10), 1907-1912 (1-5) гг. |