2 дня
О сайте17 2 | С60—06407-8 1975 |
Сторона 1: Ритм Бакинец Со временем в ногу Характер Ночной прелюд В Москве Сторона 2: На репетиции Март месяц Восемнадцатого числа Севиль Сколько возможностей Неожиданно Вагиф Мустафа-заде, фортепиано, электроорган Звукорежиссер Р. Рагимов. Редактор К. Симонян Бывает так — слушаешь музыку и чувствуешь себя старателем, нашедшим самородок. Именно такое ощущение не покидает тебя, когда слушаешь азербайджанского пианиста Вагифа Мустафа-заде. Причем слово «азербайджанский» написано тут не для того, чтобы указать на «географию» пианиста. Нет, здесь разговор шире и глубже: представляя творчество В. Мустафа-заде, без него нам не обойтись. Точно так же, как, скажем, в советской симфонической музыке есть своя самобытная ветвь — азербайджанский симфонизм, так в советском джазе плодотворно и самостоятельно развивается джаз азербайджанский. Ссылаясь на публикации, хотелось бы привести два высказывания. «Мустафа-заде — пианист экстракласса, которому трудно найти равных в джазе. Это самый лиричный пианист, которого я слышал». А слышал автор вышеприведенных строк очень много и многих, ибо слова эти принадлежат известному американскому музыканту и критику В. Коноверу. «Его музыка удивительно современна, и в то же время от нее веет таинствами древних кавказских мелодий, воспетых поэтами не одного поколения. Это сказка, рассказанная Шехерезадой в 1002-ю ночь». Столь красивые слова обратил к В. Мустафа-заде известный шведский джазовый пианист Б. Юханссон. Оба — и американец, и швед — слышали Мустафа-заде на джазовом фестивале в Таллине. Говорят, что сейчас джаз переживает свой подлинный ренессанс — он актуален, потому что постоянно находится в интересном поиске новых форм, а соответственно и мелодического, ритмического и гармонического содержания. Но очевидно и то, что джаз вчерашний и сегодняшний не одно и то же. Дело не в моде, здесь меньше всего в почете ее капризы, — джаз ныне стал гармонически сложнее, ритмически сложнее, лаконичнее, современнее, но от этого отнюдь не стал менее эмоциональным. Свидетельством всему этому является искусство Вагифа Мустафа-заде. На этой пластинке все мелодии принадлежат перу самого пианиста. Среди названий два истинно восточных — «Бакинец», «Севиль». Мустафа-заде давно, еще с первых шагов в джазе, влекла восточная музыка, мелодии родного края. Поразительна была образность джазового языка пианиста, музыка его начинала принимать зримые черты, становилась узнаваемой: вот это Каспийское море, это суровые азербайджанские горы, это родной многоязыкий Баку. Однако это не были просто море или просто город, — это были именно его море, его город. И без этого чувства принадлежности к своему дому нельзя представить себе творчество В. Мустафа-заде. Иногда, слушая его музыку, думается, что он писал бы хорошие стихи. И раньше пианист и композитор бережно, с осторожным любопытством импровизировал на темы азербайджанских народных мелодий. Но если раньше его больше влекли экзотика и пряность мугама (образцы народной азербайджанской музыки), то сейчас Мустафа-заде стал богаче использовать многообразный характер народных мелодий — их образность, их сложнейший ладовый строй. Наверное, именно это придает игре Мустафа-заде самобытность, ведь в джазе немало протоптанных дорог, и остаться оригинальным, найти свое лицо, не прослыть подражателем — тоже искусство, и, кстати, достаточно трудное. Недаром В. Мустафа-заде называют основоположником азербайджанского джаза. Игра его поражает умением использовать азербайджанский колорит в любой манере. Знатоки джазовой музыки считают, что Мустафа-заде не только пианист экстракласса, но и один из ведущих композиторов. Да, пианист играет и сочиняет в разных «манерах»— и традиционный, и лирический, и свободный джаз, но все-таки главная нота Мустафа-заде — лирическая. Его глубина и проникновенность удивляют и радуют прежде всего отсутствием пессимизма, его грусть одета в светлые краски, как природа его родного края. Искусство Мустафа-заде глубоко самобытно. Это проявляется в оригинальных и интересных композициях и в виртуозном мастерстве пианиста. «Севиль» — так назвал Вагиф Мустафа-заде одну из своих тем, которую вы услышите на этой пластинке. Посвящена она вокально-инструментальному ансамблю «Севиль» Азербайджанского радио и телевидения, художественным руководителем которого является сегодня Вагиф Мустафа-заде. АОЛЗ, 1976 г. |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-73 |
Бывает так — слушаешь музыку и чувствуешь себя старателем, нашедшим самородок. Именно такое ощущение не покидает тебя, когда слушаешь азербайджанского пианиста Вагифа Мустафа-заде. Причем слово «азербайджанский» написано тут не для того, чтобы указать на «географию» пианиста. Нет, здесь разговор шире и глубже: представляя творчество В. Мустафа-заде, без него нам не обойтись. Точно так же, как, скажем, в советской симфонической музыке есть своя самобытная ветвь — азербайджанский симфонизм, так в советском джазе плодотворно и самостоятельно развивается джа азербайджанский. Ссылаясь на публикации, хотелось бы привести два высказывания. «Мустафа-заде — пианист экстракласса, которому трудно найти равных в джазе. Это самый лиричный пианист, которого я слышал». А слышал автор вышеприведенных строк очень много и многих,. иьо слова эти принадлежат известному американскому музыканту и критику В. Коноверу. «Его музыка удивительно современна, и в то же время от нее веет таинствами древних кавказские лодий, воспетых поэтами но одного поколения. Это сказка, рассказанная Шехерезадой в 1002-ю hi Столь красивые слова обратил к В. Мустафа-заде известный шведский джазовый пианист Б. Юханссон. Оба — и американец, и швед — слышали Мустаф заде на джазовом фестивале в Таллине. Говорят, что сейчас джаз переживает свой подлинный ренессанс — он актуален, потому что постоянно находится в интересном поиске новых форм, а соответственно и мелодического, ритмического к гармонического содержания. Но очевидно и то. что джаз вчерашний и сегодняшний не одно и то иве. Д< ло не в моде, здесь меньше всего в почете ее капризы,— джаз ныне стал гармонически сложнее, ритмически сложпее, лаконичнее, современнее, но от этого отнюдь не стал менее эмоциональным. Свидетельством всему этому является искусство Вагифа Мустафа-заде. На этой пластинке все мелодии принадлежат перу самого пианиста. Среди названий два истинно восточных—«Бакинец», «Севиль». Мустафа-заде давно, еще с первых шагов в джазе, влекла восточная музыка, мелодии родного края. Поразительна была образность джазового языка пианиста, музыка его начинала принимать зримые черты, становилась узнаваемой: вот это — Каспийское море, это — суровые азербайджанские горы, это — родной многоязыкий Баку. Однако это не были просто море или просто город, — это были именно его море, его город. И без этого чувства принадлежности к своему дому нельзя представить себе творчество В. Мустафа-заде. Иногда, слушая его музыку, думается, что он писал бы хорошие стихи. И раньше пиапист и композитор бережно, с осторожным любопытством иирови-зировал на темы азербайджанских народпых мелодий. Но если раньше его больше влекли экзотика и пряность мугама (образцы народной азербайджанской музыки), то сейчас Мустафа-заде стал богаче использовать многообразный характер народных мелодий— их образность, их сложнейший ладовый строй. Наверное, именно это придает игре Мустафа-заде самобытиость, ведь в джазе немало протоптанных дорог, и остаться оригинальным, найти свое лицо, не прослыть подражателем — тоже искусство, и, кстати, достаточно трудное. Недаром В. Мустафа-заде называют основоположником азербайджанского джаза. Игра его поражает умением использовать азербайджанский колорит в любой манере. Знатоки джазовой музыки считают, что Мустафа-заде не только пианист экстракласса, но и один из ведущих композиторов. Да, пианист играет и сочиняет в разных «манерах» — это и традиционный, и лирический, и свободный джаз, но все-таки главная нота Мустафа-заде — лирическая. Его глубина и проникновенность удивляют и радуют прежде всего отсутствием пессимизма, его грусть одета в светлые краски, как природа его родного края. Искусство Мустафа-заде глубоко самобытно. Это проявляется в оригинальных и интересных композициях и в виртуозном мастерстве пианиста. «Севиль» — так назвал Вагиф Мустафа-заде одну из своих тем, которую вы услышите на этой пластинке. Посвящена она вокально-инструментальному ансамблю «Севиль» Азербайджанского радио и телевидения, художественным руководителем которого является сегодня Вагиф Мустафа-заде. |