6 дней
О сайте6 | С60 29649 003 1990, дата записи: 1989 |
Сторона 1 ТРИ РУССКИЕ ПЕСНИ (исполняются без перерыва) — 24.16 Сторона 2 ТРИ РУССКИЕ ПЕСНИ (окончание) — 5.03 ОДИН ДЕНЬ БАТЮШКИ ТЕРЕНТИЯ — 12.44 Вячеслав Гайворонский, труба (1, 2), вокал (1) Владимир Волков, контрабас (1, 2), вокал (1), шумы (1) Звукорежиссер В. Динов. Редактор Т. Маркелова. Художник С. Волков. Фото А. Забрина Аннотация А. Кан «Русские песни» — второй альбом джазового дуэта Гайворонский — Волков. За десять лет совместной работы ленинградские музыканты — несмотря на скудость имеющихся в их распоряжении изобразительных средств: труба и контрабас — всего два одноголосных инструмента — создали целую серию разнообразных по духу и музыкальному содержанию программ. Каждая из них, при оригинальности композиторского мышления и языка Вячеслава Гайворонского, вдохновлена великим музыкальным наследием прошлого. Это и джазовая классика — цикл пьес под общим названием «В поисках стандарта», и Восток — джазовая интерпретация индийских раг и японских скульптурных миниатюр нэцкэ, и первый альбом на фирме «Мелодия» — «Аванс прошлому», основанный на европейской классической музыке. «Русские песни», как явствует из названия, — обращение к русскому фольклору. Судьба русского музыкального фольклора трагична. Питая, с одной стороны, духовную, церковную музыку, с другой — профессиональную, композиторскую, русская народная песня за последние десятилетия стремительно утрачивает (если уже не утратила) среду обитания, утрачивает импульс для внутреннего развития, сохраняясь лишь в музейных формах. Профессиональная музыка, обогащаясь фольклорными элементами, развивается все же по своим законам, а ансамбли народной музыки в лучшем случае консервируют, а то и профанируют то, что удалось найти и собрать. Огромный, но мало реализованный потенциал народного искусства, ощущение своего культурного долга перед фольклором и заставили джазовых музыкантов Вячеслава Гайворонского и Владимира Волкова создать свои «Русские песни». Я не оговорился — именно создать. Ибо музыканты пошли не по привычному пути интерпретации народной мелодии. Они попытались воссоздать характерное для народной музыки эмоционально-психологическое состояние, не опираясь при этом на конкретную песню, а используя лишь лад, определенные интонации, ритмические связи, присущие русской песне. Обратите внимание: «Русские песни» не имеют названий. Гайворонский и Волков сознательно уходят и уводят слушателя от конкретики той или иной народной песни или мелодии. Первая песня — плач. Форма, издавна существующая в русском фольклоре. Тон задается очень острым тревожным начальным аккордом. Труба и контрабас разделили свои функции в этой пьесе так же, как делили их плакальщицы: первая (труба) монотонным повторением одной и той же фразы вяжет определенный орнаментальный узор. Однако чем дальше, тем больше трансформируются интонации и тембр, обретая грязные призвучия, близкие человеческому голосу. Контрабас же выполняет роль второго голоса, исполняющего собственно плач. Эмоциональное нагнетание достигает сверхэкспрессии, переходя просто в истерику. Заключают пьесу короткие, гулкие как удары колокола пиццикато контрабаса. Вторая песня — плясовая. Навеяна песня древним славянским ритуалом «Колосок», описание которого В. Гайворонский встретил у известного исследователя русского фольклора Е. В. Аничкова. Обычно пляс — простое чувство и простая ритмическая музыкальная формула. Здесь же все несколько необычно, странно. Сложный, непривычно асимметричный ритм вносит колкость, угловатость, а выкрики, топот ног делают радость граничащей с ожесточением. Единство состояния нарушено. Гармония наступает в третьей песне. Если первые две песни — плач и плясовая — так или иначе отражают земные чувства и состояния человека, то эта обращена к некоей высшей ипостаси сущего. Статичный, почти неподвижный контрабас, на его фоне голоса — то ли это птицы, то ли голоса природы. Вячеслав Гайворонский так говорит о «Русских песнях»: «Мы попытались своими слабыми силами оживить генетический культурный код. Это не интерпретация, но и не создание. Поэтому мы отказываемся от авторства. Этой музыкой мы возвращаем лишь тысячную, миллионную долю своего долга. Как любой фольклор, она безличностна. Но личностное начало ее отвергается не во имя коллективного (как это часто бывает в джазе — А. К.), а во имя чего-то большего, внеличностного...» «Русские песни» замышлялись как попытка серьезного идейно-художественного осмысления музыкального прошлого народа. Впервые они были исполнены в 1988 году. А за два года до этого как эскиз на подступах к теме был написан «Один день батюшки Терентия». Терентий — полуанекдотический персонаж фольклорных сатирических баллад шутливого содержания, бытовавших в северных русских областях в конце XIX — начале XX века. Сюжетов с Терентием множество, и В. Гайворонский не побоялся сделать пьесу чисто иллюстративной, сюжетной, не претендуя еще на тот уровень обобщения, который достигнут в «Русских песнях», являя еще одну грань дуэта Гайворонский — Волков. А. Кан |