8 дней
О сайте11 1 | С10 11951-2 1979 |
КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ГАРМОНИЯ» Киевской гос. филармонии, худ. рук. Олег Куд- ряшов. «Страницы старинной отечественной музыки»: 1. Пять пьес из Львовской табулатуры, 2. Три старинных танца и Allegro из Львовской табулатуры, 3. Семь пьес из Литовской табулатуры (неизвестные авторы XVI в.); 4. Дума про Хмельницкого та Барабаша (неизвестный автор XVII в.) — на украинском яз.; 5. Всегда есть во свете, 6. Почто мрачны глухи ночи, канты из рукописных сборников Гос. Исто- рического музея (неизвестный автор XVIII в.); 7—10. Старинные русские нар. песни: Круг куста, Уж я золото хороню, Помнишь ли меня, мой свет (из сборника Н. Львова и И. Прача); У речки птичье стадо я с утра стерегла (из сборника В. Трутовского). Обработки М. Скорика (1—3) и О. Кудряшова (4—10). Солисты: Валерий Буймистер — баритон (4—7); Анна Ярыш — сопрано (8—10) |
С10—11951-2 КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ГАРМОНИЯ» Киевской гос. филармонии, худ. рук. Олег Кудряшов. «Страницы старинной отечественной музыки»: 1. Пять пьес из Львовской табулатуры, 2. Три старинных танца и Allegro из Львовской табулатуры, 3. Семь пьес из Литовской табулатуры (неизвестные авторы XVI в.); 4. Дума про Хмельницкого та Барабаша (неизвестный автор XVII в.) — на украинском яз.; 5. Всегда есть во свете, 6. Почто мрачны глухи ночи, канты из рукописных сборников Гос. Исторического музея (неизвестный автор XVIII в.); 7—10. Старинные русские нар. песни: Круг куста, Уж я золото хороню, Помнишь ли меня, мой свет (из сборника Н. Львова и И. Прача); У речки птичье стадо я с утра стерегла (из сборника В. Трутовского). Обработки М. Скорика (1—3) и О. Кудряшова (4—10). Солисты: Валерий Буймистер — баритон (4—7); Анна Ярыш — сопрано (8—10) |
Камерный ансамбль «Гармония» создан в 1974 году. В его состав вошли ведущие солисты Киевской государственной филармонии. В репертуаре ансамбля представлена итальянская, немецкая, английская, французская, русская и украинская музыка XV — XVIII столетий. Многие из этих сочинений, не утратившие своей самобытности, художественной ценности, были возрождены к жизни после многих лет забвения и стали достоянием современного слушателя. Особый интерес представляют собой малоизвестные образцы старинной отечественной музыки. «Табулатуры» — сборники пьес для лютни и органа, получившие свое название от старинной цифровой или знаковой системы записи инструментальной музыки. В «Табулатурах», найденных несколько лет назад в архивах Львовского университета и в Вильнюсе, собраны пьесы танцевального, песенного, маршевого характера, разнообразные по настроению и образам. На основании системы записи и стиля музыки можно предположить, что создание этих сочинений относится к XVI столетию. Расшифровку, инструментовку и обработку львовской и литовской «Табулатур» осуществил украинский композитор Мирослав Скорик. Обработка не вносит изменений в музыкальный материал оригинала, но придает звучанию старинной музыки большее разнообразие и красочность. Думы — национально-самобытный эпический жанр украинского народного музыкального творчества. В старинных думах нашли отражение страницы истории украинского народа: его страдания под игом угнетателей, его героическая борьба с врагами. «Дума про Хмельницького та Барабаша» была записана Н. В. Лысенко от народного кобзаря Павла Братицы. В ней повествуется о событиях времен освободительной войны украинского народа против польской шляхты, о предательстве полкового писаря Барабаша, вступившего в сговор с врагами Украины; прославляется герой украинского народа Богдан Хмельницкий. Исполнитель думы вел обычно рассказ в форме взволнованно-патетической напевной речитации, аккомпанируя себе на кобзе или бандуре. Ансамбль «Гармония» и солист Валерий Буймистер стремятся сохранить особенности звучания старинной думы и манеры исполнения народного певца. Кант — один из наиболее популярных жанров музыкально-поэтического творчества, получивший широкое распространение в городском быту Украины и России в XVII- XVIII веках. Канты представляли собой трех- или четырехголосные песни куплетного строения, исполняемые вокальным ансамблем. Простота мелодики, четкость ритма, ясность формы сделали кант излюбленным жанром демократических кругов. Канты XVIII столетия «Всегда есть во свете фортуна пременна» и «Почто мрачны глухи ночи» взяты из рукописных сборников Государственного Исторического музея. Старинные песни, представленные на пластинке, заимствованы из первых печатных сборников русских народных песен, составленных В. Трутовским, Н. Львовым и И. Прачем. Они были обработаны составителями в характере и стиле бытового музицирования своего времени — конца XVIII столетия. Обработка, выполненная художественным руководителем ансамбля «Гармония» Олегом Кудряшовым, возрождает первоначальную идею песен, раскрывает их исконный характер, заложенный народными создателями, но несколько нивелированный более поздними наслоениями. Особенно интересны инструментовка и манера исполнения шуточных песен «У речки птичье стадо я с утра стерегла» и «Круг куста», воссоздающие стиль и дух народной скоморошины. С. Савчук |