5 дней
О сайте16 14 | М60 48819 008 1989, дата записи: 1930 гг. |
СТОРОНА 1: Признайся мне (А. Голд – П. Лещенко) Ванька, спой (М. Марьяновский) Черные глаза (О. Строк) Катя (О. Строк) Увяли грезы (В. Найкауско) Настя-ягодка (М. Марьяновский) Лошадки (Ямщик) (П. Лещенко) СТОРОНА 2: За гитарный перебор (Ю. Хаит – П. Григорьев) Два сердца (авторы неизвестны) Не плачь ты, мой бэби (Е. Роман – П. Лещенко) Студенточка (авторы неизвестны) Чубчик (обработка П. Лещенко) Мусенька родная (О. Строк) Играй, цыган (авторы неизвестны) Оркестр. Реставратор Е. Дойникова Редактор К. Тихонравов Оформление художника П. Шегеряна Мелодия, 1989. Всесоюзная студия грамзаписи Перепись с пластинок 1930-х гг. Когда во Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» началась работа над первой пластинкой широко известного в 1930-х годах за рубежом певца Петра Лещенко, составители рассчитывали на ее успех прежде всего у любителей старой эстрадной песни, у людей пожилого возраста, которым посчастливилось познакомиться с самобытным искусством артиста еще в «патефонном» звучании. Однако в хит-параде грамзаписей, постоянно проводящемся ТАСС и редакцией газеты «Комсомольская правда», ретро-пластинка «Поет Петр Лещенко» уверенно заняла в июне — июле 1988 года первое место, опередив по своей популярности новые диски многих отечественных и зарубежных вокально-инструментальных групп и ансамблей. Выяснилось, что искренние, легко запоминающиеся, решенные в старых танцевальных ритмах песенки 30-х годов о любви, верности, дружбе, встречах и расставаниях, разлуках и печалях, о теплоте простых человеческих отношений оказались созвучными чувствам и настроениям сегодняшних слушателей. Причем, практически, всех возрастов. Успеху пластинки способствовало, вне всякого сомнения, и очень личностное, трепетное отношение певца к каждой исполняемой вещи. Лещенко не только пел, но как бы внутренне «проживал» сюжеты тех же «Татьяны», «Марусечки» или «Марфуши», «В цирке» или «Не уходи». Вносил элементы драматизма, иронии, шутки, улыбки. Это редкий дар, им наделены немногие исполнители. И уже окончательно покорял слушателей сочный, красивый по тембру голос (высокий баритон), которым артист превосходно владел. Словом, возвращение из забвения певца, блиставшего более полувека назад на концертных площадках Западной Европы, пришлось по вкусу всем. На новой пластинке собраны произведения, напетые Петром Лещенко в середине 30-х годов. Большинство записей сделаны в Риге, в студии местной фирмы грампластинок «Беллаккорд Электро». С этим городом у артиста существовали давние и тесные связи. Уроженкой Риги была его первая жена, танцовщица Зинаида Закит. Здесь родился в 1931 году сын Игорь. Певец почти каждый год приезжал в столицу Латвии, давал концерты, делал грамзаписи. Но прежде всего Лещенко влекла на берега Даугавы возможность обновления и пополнения репертуара. Ведь тут жили его близкие друзья — Оскар Давыдович Строк и Марк Григорьевич Марьяновский, авторы множества исполнявшихся артистом песенок, танго и фокстротов. Эти одаренные люди (им принадлежали обычно и музыка, и тексты) сочиняли свои произведения «не вообще», а с точным адресом — специально для Петра Константиновича, с учетом его актерского темперамента и исполнительской манеры. Содружество оказалось плодотворным и счастливым. Такие шлягеры 30-х годов, как «Черные глаза», «Мое последнее танго», «Спи, мое сердце», «Мусенька родная» Оскара Строка, «Татьяна», «Вино любви», «Марфуша», «Дуня» Марка Марьяновского и другие, впервые были исполнены Петром Лещенко. С его «подачи» они звучали в концертах, с граммофонных пластинок. О. Д. Строк (1892, Даугавпилс — 1975, Рига), воспитанник Петербургской консерватории, начал композиторскую деятельность еще в дореволюционные годы. Сочинял романсы, вальсы, инструментальные пьесы. Большую популярность приобрел в 20—30-е годы песенками, написанными в ритмах модного тогда танго. Пресса заслуженно наградила его титулом «короля русского танго». Во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период писал песни для И. Юрьевой, К. Шульженко, Л. Утесова, В. Трошина. М. Г. Марьяновский (1889, Рига— 1944, концлагерь Бухенвальд) закончил политехникум в Петербурге, затем служил в одной из рижских технических фирм. Музыкой увлекался в часы досуга, хотя никакого специального образования не получил. Прекрасный мелодист, Марьяновский пользовался обычно помощью сына Александра, выпускника рижской музыкальной студии Маевского по классу рояля. Творческое содружество отца и сына, из которых первый сочинял мелодию, а второй писал партию фортепиано, привело к созданию множества песен, получивших широкое распространение. На обороте конверта пластинки групповая фотография, любезно предоставленная сыном О. Д. Строка, Евгением Оскаровичем, запечатлела Петра Лещенко с оркестром Герберта Шмидта (на снимке второй справа), который сопровождал концертные выступления артиста в Риге. По отзывам современников, этот небольшой коллектив (по существу, ансамбль — пять человек) отличался слаженностью звучания, абсолютным контактом с певцом и особым исполнительским «шиком», характерным для зарубежной эстрады 30-х годов. Некоторые произведения, представленные на этой пластинке («Студенточка», «Не плачь ты, мой бэби», «Два сердца», «Катя» и другие), записаны в Риге в 1936 — 1938 годах со студийным оркестром фирмы «Беллаккорд Электро» под управлением Сергея Алдьянова (Левинсона). Само понятие «студийный» предопределяло универсальность коллектива, возможность работать с любым исполнителем и, конечно же, высокий профессионализм. Всеми этими качествами в полной мере обладал оркестр Алдьянова, о чем можно судить по сохранившимся грамзаписям не только Петра Лещенко, но и таких известных рижских певцов, как Константин Сокольский, Петр Черкасский, Владимир Неплюев. Репертуар данной пластинки Лещенко интересен прежде всего тем, что дает возможность судить о разнообразии жанровой палитры артиста. Помимо непременных танго и фокстротов, звучат бытовые романсы и песенки, образцы «цыганщины» 20-х годов и даже «народная песня», как определен на этикетке старой пластинки жанр «Чубчика». Многие аранжировки вполне профессионально выполнены самим Петром Константиновичем. В отдельных записях звучит его гитара, которой он мастерски владел. В общем, перед нами целый пласт полузабытых мелодий, несомненно, ярких, запоминающихся, но почти не знакомых современным слушателям. Надеемся, они принесут радость всем, кому дорого и интересно искусство старой песенной эстрады, кто смог по достоинству оценить талант Петра Лещенко и очарование его песен. // Борис Метлицкий При подготовке второй пластинки П. Лещенко были использованы собрания пластинок В. Д. Абрамова, В. Д. Сафошкина (Москва), Центрального государственного архива звукозаписей СССР, а также фотоматериалы, предоставленные Е. Строком (Рига), Н. Невским (Иваново). Студия благодарит за оказанную помощь. конверт - Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок 1989 Зак. 270. Тираж 58500 |
Этикетка 1-ой стороны (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, год выпуска 1989) |
Этикетка 2-ой стороны (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, год выпуска 1989) |
Этикетка 1-ой стороны (Рижский ордена Знак Почета завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, выпуск 1989 г.) |
Этикетка 2-ой стороны (Рижский ордена Знак Почета завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, выпуск 1989 г.) |