6 дней
О сайте9 1 | С10 19631 006 1983, дата записи: 1981 |
Иоганн Себастьян БАХ (1685-1750) Хоралы для органа Сторона 1: 1. Fantasia super: Komm, heiliger Geist, Herre Gott, BWV 651 — 5:39 2. Komm, heiliger Geist, Herre Gott (alio modo), BWV 652 — 9:40 3. An Wasserflüssen Babylon, BWV 653 — 4:32 Сторона 2: 4. Schmücke dich, O liebe Seele, BWV 654 — 7:47 5. Trio super: Herr Jesu Christ, dich zu uns wend', BWV 655 — 3:29 6. O Lamm Gottes, unschuldig, BMV 656 — 7:36 Евгения ЛИСИЦИНА (большой орган Рижского Домского концертного зала) Звукорежиссёр Я. Кулбергс Редактор А. Грива Художник Г. Грива Рижская студия грамзаписи Запись 1981 года |
ЛЗГ Образ Иоганна Себастьяна Баха складывается из противоречивых черт. Но величие его музыки, разнообразной по складу и характеру, таково, что перед ним склонились музыканты самых различных направлений. К. Ф. Цельтер, глава Берлинской певческой академии, превосходно охарактеризовал Баха в письме к И. В. Гёте: «Бах считается величайшим мастером гармонии, и по праву. Но что он был величайшим поэтом, это мы еще почти не решаемся высказать, и тем не менее он относится к тем, кто, подобно твоему Шекспиру, высоко возносится над ребяческими театральными подмостками. Служитель церкви, он писал только для церкви, но писал не то, что называют церковным. Стиль его — баховский, как и все в нем. Изначальный элемент Баха — одиночество, и это ты однажды признал в нем. Он таков, к нему надо прислушиваться в тишине... Следовать за ним нужно, когда он играет на органе. Орган его настоящая душа, в которую он непосредственно вкладывает свое животворное дыхание. Его тема — это чувство, вот только что родившееся, словно искра, высеченная кремнем, нечто внезапно объявившееся вместе с первым случайно взятым звуком педали. И вот так он незаметно, постепенно увлекается, наконец забывает про все, уединяется, чувствует свое одиночество, и затем неисчерпаемый поток переходит в бесконечный океан. Примерно так передавал суть дела его старший сын Фридеман. «По сравнению с ним, — говорил он, — все мы дети». Немало его органных сочинений прекращаются, но не кончаются: у них не может быть конца». И Гёте отвечал Цельтеру, что, впервые узнав «великого мастера нашего искусства, подумал тогда: словно вечная гармония беседует сама с собой». Среди органных сочинений И. С. Баха особое место занимают хоральные прелюдии. Благодаря возможным образным ассоциациям, предоставляемым текстами песнопений, они открывают простор поэтической фантазии и лирическому самовыражению. Многочисленные (около девяноста) обработки хоралов Бах объединил в пять циклов, над которыми работал всю жизнь, тщательно шлифуя их, — известны, например, сохранившиеся в списках учеников более пятнадцати ранних вариантов хоральных прелюдий. «Восемнадцать хоралов различного рода», BWV 651 —688 (в большинстве своем для двух мануалов и педали) объединяют созданные в веймарский и кётенский периоды жизни Баха хоральные прелюдии, за редактированием которых композитора застала смерть. Среди них можно выделить прелюдии, отражающие освоение Бахом опыта своих предшественников или старших современников: прелюдии, фугированные в стиле И. Пахельбе-ля, колорированные в манере Г. Бёма и Я. А. Рейнке-на, свободные фантазии в духе Д. Букстехуде. Фантазия фа мажор на мелодию хорала "Komm, heiliger Geist, Herre Gott", BWV 651 написана для полного органа (in organo pleno). Хорал начинается с. восьмого такта (педаль). Над ним три голоса, сплетаясь в имитационных перекличках, образуют как бы самостоятельную по тематическому материалу пьесу, полную светлой радости и энергии. Тяжелая поступь хорала в басах придает величие этой картине весеннего обновления мира (хорал исполняется в мае). По словам А. Швейцера, в фантазии Бах следует манере Д. Букстехуде. Любопытно отметить, что если в заключительном хорале Кантаты, BWV 226 каждая фраза той же мелодии имеет новую гармонизацию, то в фантазии Бах, используя сходство отдельных фраз, дает повторное проведение материала мануальных регистров. На месте пауз между фразами хорала в хоровом изложении Бах помещает связующие интерлюдии. Четырехголосная соль-мажорная пьеса, BWV 652 (с подзаголовком alio modo — другой способ) на ту же тему, украшенную здесь трелями, вызывает в воображении образ безмятежно цветущей природы. Строение фантазии еще более свободно, чем предыдущей. Фразы хорала появляются в разных голосах и окружены имитациями, точными и свободными (иногда подобными доминантовым ответам фуги). В конце появляется новый тематический материал. Движение ускоряется, фигурации словно бы искрятся, наполняясь радостным ликованием. "An Wasserflussen Babylon", BWV 653 — четырехголосная пьеса в соль мажоре для двух мануалов и педали. Мелодия хорала, украшенная трелями, мордентами, добавочными нотами, проводится в среднем голосе — теноре, тогда как в верхнем голосе повторяется первая фраза хорала, чередующаяся с развивающими интермедиями и сопровождаемая контрапунктом с «текучим» ритмическим оборотом из той же первой фразы. А. Швейцер указывает на родство этой пьесы с пьесами Г. Бёма. Хоральную прелюдию "Schmucke dich, о liebe Seele" ми-бемоль мажор, BWV 654 А. Швейцар относит к группе мистических фантазий, где мелодия хорала как туманом окружена другими голосами, ее очертания расплываются в украшающих нотах. Эта пьеса особенно нравилась Ф. Мендельсону, который писал Р. Шуману, что если жизнь отнимет у него все, то одного этого хорала достаточно было бы, чтобы утешить его снова. Аккомпанирующий дуэт голосов, сопровождаемый басом (педаль), тематически самостоятелен, хотя опорные ноты верхнего из них идентичны с хоралом, начинающимся в одиннадцатом такте. Завуалированный элемент танцевальности способствует ощущению парения, неспешной, но непреодолимой устремленности. Трио на хоральную мелодию "Herr Jesu Christ, dich zu uns wend" соль мажор, BWV 655 — свободная фантазия, главный мотив лишь поначалу напоминает первый оборот хорала. Два верхних голоса «бегут» друг за другом, все время образуя канонические переклички в октаву или в другие интервалы. Только в репризе этой полной ликования пьесы в педали появляется хорал: поток музыки становится широким и мощным, словно река, вырвавшаяся из гор в долину. В ля-мажорном хорале "О Lamm Gottes, unschul-dig", BWV 656 мелодия его проводится три раза. Проведения эти обозначены как 1, 2, 3 Versus (стих, куплет). Хорал отличается светлым характером, но Бах драматизирует второе и третье его проведения. Мелодия, звучавшая в первом стихе в верхнем голосе, опускается во втором куплете в средний, в третьем, где впервые используется педаль, — в нижний голос: хорал звучит победно, всесокрушающе. Начало его третьего проведения сопровождается трехголосной канонической имитацией в квинту. Ф. В. Руст, учитывая эту драматическую сторону концепции, в предисловии к полному собранию сочинений Баха высказал предположение, что хорал мог быть создан в лейпцигский период. А. Швейцер склонен согласиться с ним. Р. Венпелс Активная концертная деятельность Евгении Лисициной началась еще в годы учебы в Латвийской государственной консерватории имени Я. Витолса, где она занималась по классу органа у профессора И. Ванадзиньша. В 1968 году Е. Лисицина окончила консерваторию; тогда же ей была присуждена вторая премия на конкурсе органистов имени Чюрлениса в Вильнюсе. Концертируя в нашей стране и за рубежом (Англия, Польша, Финляндия), Е. Лисицина зарекомендовала себя музыкантом широкого диапазона: репертуар органистки включает как сочинения старых мастеров, так и новейшие композиции современных советских композиторов. Центральное место в ее программах отведено сочинениям И. С. Баха и М. Регера, представляющим собой как бы две вершины мировой органной музыки. Органные сочинения И. С. Баха, записанные на этой пластинке, исполнены Лисициной на Большом органе Домского концертного зала в Риге. Инструмент был построен вюртембергской фирмой «Э. ф. Валькер и К°» и начал функционировать в 1884 году. Орган имеет четыре мануала и педальную клавиатуру, 6768 его труб образуют 127 регистров. |