Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
6
5
5 участников имеют этот альбом
С 0675-6
1963
MPTL1112 / 2012-12-15 22:08:16 / Редакция № 3: 2016-03-26 07:27:44
ГАРРИ ГРОДБЕРГ
ОРГАН БОЛЬШОГО ЗАЛА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

I СТОРОНА
И. С. БАХ (1685-1750)
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА РЕ МИНОР, BWV 539 — 9.06
ПРЕЛЮДИЯ (ФАНТАЗИЯ) И ФУГА
СОЛЬ МИНОР, BWV 542 - 14.01

II СТОРОНА
С. ФРАНК (1822—1890)
ПАСТОРАЛЬ ЛЯ МАЖОР - 9.10
ХОРАЛ ЛЯ МИНОР —15.05

Выдающийся советский органист Гарри Грод-берг родился в литовском городе Клайпеде в 1929 г. С десятилетнего возраста начал заниматься музыкой.
В 1955 г. он окончил Московскую государственную консерваторию по двум специальностям — как пианист (класс профессора А. Б. Гольденвейзера) и органист (класс профессора А. Ф. Гедике).
Г. Гродберг является солистом Московской го¬сударственной филармонии. Концертный репертуар исполнителя включает органную музыку всех эпох, но главное место занимают в нем все органные сочинения Баха, представляющие гениальную по своим художественным достоинствам энциклопедию органного искусства.
Для исполнительской манеры Г. Гродберга характерно строгое, в духе органной классики, образное решение произведений, абсолютное владение всем диапазоном выразительных средств инструмента.
В творчестве одного из величайших музыкантов Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) сочинения для органа занимают значительное место. Замечательный органист, Бах писал органные сочинения самых различных жанров: концерты, сонаты, партиты (вариации), многочисленные хоральные обработки, фантазии, прелюдии и фуги.
Прелюдия и фуга ре минор (BWV 539) создана Бахом в первые годы жизни в Лейпциге (около 1724 — 1725 гг.). Фуга является переработкой части из сонаты для скрипки соло соль минор, прелюдия написана специально.
Небольшая по масштабам, предназначенная только для «мануалов» — без применения басовой педальной клавиатуры, прелюдия является как бы скромной «заставкой», предваряющей величественную, активную по тематизму фугу. В фугу внесено мало изменений по сравнению с оригиналом — добавлено несколько тактов, изменена тональность; даже неискушенный слушатель может угадать в этом органном произведении его скрипичное происхождение — оно чувствуется и в самом складе темы и в характере большинства пассажей.
Фантазия и фуга соль минор (BWV 542) выделяется среди других сочинений Баха монументальностью замысла, смелостью и новизной музыкального языка. Богатство и неожиданность модуляций приближают Фантазию к клавирной «Хроматической фантазии», написанной приблизительно в это же время (около 1720 г.).
Фантазия открывается выразительными, патети¬чески насыщенными речитативами, напоминающими страстную ораторскую речь. Над органным пунктом (выдержанный звук в басу) «надстраиваются» импровизационные пассажи, насыщенные декламационными элементами. Импровизацион¬ные эпизоды разделяются интермедиями ариозного характера—на фоне равномерных шагов баса единым потоком развивается контрапунктически насыщенная музыкальная ткань. Это чередование эпизодов создает четкую конструкцию; «кажущийся беспорядок» (по выражению биографа Баха Ф. Шпитты) организован в единое целое могучей рукой гения.
В фуге, в отличие от фантазии, гармоническое развитие протекает более плавным путем. Это одна из самых больших органных фуг Баха. Ритмическое богатство, разнообразие противосло¬жений (тематических образований, появляющихся одновременно с проведениями основной темы),
виртуозные проведения темы в педальном голосе (недаром в одной из старинных рукописей эта фуга была озаглавлена переписчиком как «наилучшая педальная пьеса господина Иоганна Себастьяна Баха») придают сочинению блестящий концертный характер.
Один из крупнейших французских композиторов, бельгиец по происхождению, Сезар Франк 1822—1890) в 13-летнем возрасте приехал в Париж и до конца жизни не расставался с этим городом. Блестящий органист и пианист, он еще в годы учения в Парижской консерватории поражал всех своим необыкновенным искусством им-провизации. «Сезар Франк не просто обладал талантом, но являлся подлинным гением импровизации», — писал о нем впоследствии его ученик Венсан д'Энди. Однажды импровизацию Франка слушал Ф. Лист, который после этого в восторге говорил, что так импровизировать, наверное, мог только сам великий Бах. Этот дар импровизации наложил яркий отпечаток на все творчество Франка, отличающееся приподнятостью чувств, непосредственностью выражения, яркими контрастами. В его произведениях классическая полифоническая техника соединяется с изощренной гармонией романтической эпохи.
Перу Франка принадлежат три оперы, симфония, целый ряд симфонических и камерных произведений, «Симфонические вариации» для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма
«Джинны» для фортепиано с оркестром, два крупных фортепианных произведения — «Прелюдия, хорал и фуга» и «Прелюдия, ария и финал» - и около 130 сочинений для органа.
Пастораль является четвертой пьесой из никла «Шесть пьес для органа», созданного в 1860 — 1862 гг. Изящество и тонкость отличают стиль этой пьесы, написанной в трехчастной форме. Первая, медленная часть построена на противо¬поставлении нежной жалобной мелодии и аккордовых построений. Вторая, более живая часть представляет собой вариационное развитие одной и той же попевки. В третьей части развивается материал первой.
Хорал ля МИНОР — последний из цикла «Три хорала для большого органа», написанного в 1890 г. Возвышенность настроения, проникновен¬ная лирика, доступность музыкального языка делают это произведение одним из самых попу-лярных в органной литературе.
Первая часть открывается моторным движением в характере токкаты. Каждое построение заканчивается вопросительной интонацией, усиленной мощными всплесками аккордов. Развитие (в котором большую роль играет импровизационный момент приводит к появлению хорала, изложенного равномерными аккордами, внешне бесстра-стного, но обладающего большой внутренней напряженностью. После двукратного изложения хорала и импровизационного эпизода наступает вторая часть. В ее основе лежит пленительная мелодия, построенная на пряных гармониях. В дальнейшем развитие этой мелодии чередуется с изложением хорала. Третья часть начинается очень тихо, затаенно. В отличие от первой, она вся построена на непрерывной пульсации; мелодия хорала здесь уже не противопоставляется всему остальному материалу, а включается в общее развитие. Произведение заканчивается на большом экстатическом подъеме.
Н. Копчевский

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК Зак. 15. Тир. 2160. Тип. завода
12.03.84 г. ЛФОП 1. 3. 2449—15000.
APT. 10-9. ЦЕНА 1 РУБ. 45 КОП.
MPTL1112 / 2012-12-15 22:08:16 / Редакция № 1: 2015-01-04 22:48:09
Изображение
ГАРРИ ГРОДБЕРГ
ОРГАН БОЛЬШОГО ЗАЛА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Сторона 1
И. С. БАХ (1685 - 1750)
Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539
Прелюдия (Фантазия) и фуга соль минор, BWV 542
Сторона 2
С. ФРАНК (1822 - 1890)
Пастораль ля мажор
Хорал ля минор


Моно-вариант: Д 012443-4
admin / 2013-04-06 22:05:11 / Редакция № 1: 2013-09-30 09:38:10
Изображение
admin / 2016-03-26 07:27:02
Изображение
admin / 2016-03-26 07:27:08
Изображение
ЛЗ, 73
admin / 2016-03-26 07:27:19
Изображение
admin / 2016-03-26 07:27:28
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка