6 дней
О сайте12 | SUCD 10 00013 1990, дата записи: 1988 |
РАННЕЕ РУССКОЕ МНОГОГОЛОСИЕ 1. Приидите, поклонимся — 0.51 2. Единородный Сыне— 1.43 3. Трисвятое — 2.00 4. Достойно есть — 2.34 5. Причастный стих — 10.14 6. Видехом свет истинный 0.43 7. Да исполнятся уста моя — 1.19 8. Свете тихий — 2.03 9. Хвалите имя Господне — 3.45 10. Величание (Обиход) — 1.32 11. Достойно есть — 1.53 12. Возбранной воеводе— 1.23 13. Херувимская (знаменная) — 7.52 14. Евангельская стихира — 2.34 15. Царю Небесный знаменный распев— 1.35 16. От юности моея строчной демественный распев — 3.36 17. Богородице Дево, радуйся знаменный распев— 1.21 18. Се, Жених грядет в полу нощи знаменный распев— 1.56 19. Дал еси украшение церкви Твоей, Господи стихира Преподобному Сергию Радонежскому большой знаменный распев — 2.54 20. Да молчит всякая плоть человеча ин распев — 6.29 Общее время звучания — 58.17 Мужской хор сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата под управлением Анатолия Гринденко Запись 1988 г. Звукорежиссер В. Иванов Редактор Л. Абелян Оформление художника В. Иванова На лицевой стороне: Рисунок М. Кудрявцева На обороте: А. Рублев. Евхаристия |
Во всем великом многообразии духовного наследия Древней Руси богослужебное пение русской православной церкви занимает совершенно особое место и имеет свою особую судьбу. На протяжении долгого времени игнорировался сам факт его существования и древнерусская культура объявлялась «культурой великого молчания», культурой, проявившейся только в «молчаливых» видах искусства. В то время как произведения древнерусского зодчества и иконописи давно уже стали весомой и неотъемлемой частью мировой культуры, памятники древнего пения, представляя собою некую terra incognita, оставались недоступными не только для широкой публики, но и для большинства профессиональных музыкантов. Одним из первых на необходимость исследования этой области русской культуры еще в начале XIX века указал митрополит Евгений (Болховитинов), которого можно считать зачинателем науки о древнерусском пении. Деятельность блестящей плеяды ученых XIX века, среди которых протоиерей Дм. Разумовский, В. Металлов, И. Вознесенский, преосвященный Порфирий (Успенский) и многие другие, открыла пути к расшифровке певческих памятников XVII века. В советское время работа в этом направлении была продолжена такими крупными учеными, как М. Бражников, В. Беляев, Н. Успенский, Б. Карастоянов, чьими усилиями количество древних памятников, поддающихся расшифровке, значительно увеличилось, а также сделалась возможной расшифровка памятников, созданных ранее XVII века. Однако современные методы расшифровки точного нотного текста памятника не в состоянии восстаноовить манеру и стиль его исполнения. Вот почему в деле восстановления подлинного облика древнерусских певческих памятников вопросы интерпретации не менее важны, чем вопросы самого текста. По инициативе Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского, при Издательском отделе Московского Патриархата организована специальная певческая группа, задачей которой и является воссоздание древнерусской исполнительской системы. Воссоздание это ведется не только путем научно-теоретического исследования, но также и путем непосредственного погружения в живую литургическую практику (певческая группа участвует в богослужении, совершаемом в Московском храме Воскресения словущего). Думается, что именно на пересечении современных научных методов и следования богослужебной православной традиции может быть раскрыт секрет системы древнерусского церковного исполнительства. В. Мартынов |