2 дня
О сайте4 | SUCD 10 00060 1990, дата записи: 6 февраля 1990 |
Э. ДЕНИСОВ. СИМФОНИЯ 1 1. Lento. Agitato—20.56 2 2. Tranquillo — 8.51 3 3. Agitato — 3.18 4 4. Adagio — 13.34 Общее время звучания — 46.47 Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер Геннадий Рождественский Запись из Большого зала Московской консерватории 6 февраля 1990 г. Звукорежиссер В. Копцов Редактор И. Слепнев Художник В. Байков Фото Б. Палатиика |
Перечень произведений Эдисона Денисова включает три оперы, балет, пьесы для оркестра («Живопись», «Колокола в тумане»), свыше десятка концертов для различных инструментов, вокальные циклы на стихи Пушкина, Блока, Баратынского и других поэтов, сочинения для нестандартных инструментальных составов («Романтическая музыка», «Три картины Пауля Клее», «Ода», «Силуэты» и др.). Вечные вопросы бытия, темы добра и зла, жизни и смерти, любви и одиночества неизменно присутствуют в его творчестве. Особенно яркое воплощение они получили в опере «Пена дней», балете «Исповедь», Реквиеме, в пушкинском и блоковском вокальных циклах. Эти сочинения стали главными этапами на пути к Симфонии для большого оркестра. Симфония написана по просьбе главного дирижера «Оркестра де Пари» Даниэля Баренбойма (ему же посвящена) к 20-летию оркестра. Сочинение было закончено в декабре 1987 года, премьера состоялась в Париже 2 марта 1988 года в зале «Плейль». В отличие от Шостаковича и Прокофьева, Денисов не моделирует внешние признаки сонатно-симфонического цикла XIX века, но сохраняет общие принципы композиции и драматургии, которые лежали в его основе. Конфликт определяет ставшая традиционной еще с симфоний Бетховена тема противоборства двух начал светлого и темного. В симфонии отсутствуют привычные в нашем понимании главная и побочная партии, экспозиция,разработка, реприза. Композитор мыслит иначе он сталкивает два полярных образа, как бы позволяя им самим найти выход из конфликта. Характеризуя эти контрастные образы, Денисов широко пользуется приемами тембровой драматургии. Медные духовые инструменты, низкие деревянные и ударные олицетворяют темное начало, струнные светлое. Две контрастные сферы характеризуются и различными интонационными средствами. С областью светлых образов связан комплекс особых, «денисовских» интонаций. Им свойственна необычайная гибкость, изломанность, хрупкость. В сфере негативных образов преобладают короткие отрывистые мотивы, резкие скачки, стаккатность (особенно в третьей части). Важную роль играют здесь штрихи и приемы звукоизвлечения. Помимо использования возможностей тембров и области драматургии, композитор применяет тембры и различные приемы игры как краску. Оркестровое письмо отличается особенной «живописностью», а иногда почти цветовой зримостью. Такой эффект достигается благодаря особому типу фактуры сверхмногоголосию, когда оркестровая ткань настолько насыщена, что создается некая звуковая микстура, в которой смешаны голоса и тембры. Симфония это итог большого периода в творчестве Эдисона Денисова. Она вобрала в себя наиболее существенные черты его стиля и принципов композиторского мышления. - Е. Купровская |