3 дня
О сайте14 | SUCD 10 00073 1990, дата записи: 1987 |
Д. ШОСТАКОВИЧ Прелюдии и фуги дли фортепиано, соч. 87 № 1—10 1 № 1 до мажор —5.32 2 № 2 ля минор — 2.24 3 № 3 соль мажор — 4.01 4 № 4 ми минор —8.48 5 № 5 ре мажор —3.36 6 № 6 си минор —9.33 7 № 7 ля мажор —3.29 8 № 8 фа-диез минор— 10.01 9 № 9 ми мажор —4.29 10 № 10 до-диез минор —7.33 Общее время звучания 59.26 Татьяна Николаева Запись 1987 г. Звукорежиссер Э. Шахназарян Редактор И. Слепнев Художник В. Барышников Фото А. Гершмана, В. Пищальникова |
24 прелюдии и фуги, соч. 87 Дмитрия Шостаковича были созданы в поразительно короткий срок – с октября 1950 года по март 1951-го. Они были задуманы автором как циклическое произведение (по образцу “Хорошо темперированного клавира” И.С. Баха). Толчком к его написанию послужила поездка Шостаковича в Лейпциг на торжества, посвященные 200-летию со дня смерти И.С. Баха, а также в качестве почетного члена жюри международного конкурса пианистов, в котором я принимала участие. Я предложила тогда жюри исполнить любую из 48 прелюдий и фуг Баха (по условиям конкурса нужна была одна). Мне была присуждена первая премия. По прошествии времени я все больше и больше ощущаю, что получила тогда еще одну, незримую, но не менее важную премию – творческую и человеческую дружбу с Д.Д. Шостаковичем, которая продолжалась более 25-ти лет, до дня его смерти. По возвращении из Лейпцига домой Шостакович тут же начал сочинять свои прелюдии и фуги. По его просьбе я каждый день звонила ему, и он звал меня к себе, чтобы поиграть написанное. Прелюдии и фуги, соч. 87 по праву заняли теперь свое достойнейшее место в жизни. Они стали классикой. Я очень горда тем, что была первым интерпретатором цикла, что исполняю его целиком в два вечера, как и было задумано автором. Прелюдии и фуги – глубочайшее произведение непревзойденного мастерства и величия. Это 24 шедевра, каждый со своим внутренним миром. Их нужно и можно сравнить с баховским циклом. Это новое слово в полифонии. При исполнении цикла целиком можно проследить его грандиозную драматургию. Амплитуда образов, характеров очень велика: от трагизма до юмора, от радости до гротеска. Каждый прошедший день удаляет нас от дней жизни Шостаковича, непосредственными свидетелями которой мы были. Но его музыка становится нам все ближе, понятнее и дороже. Исполняя Прелюдии и фуги уже много лет (премьера состоялась в Ленинграде в декабре 1952 года), я, к счастью, не потеряла свежести чувств. Каждое исполнение этого произведения для меня – большой праздник, крупное событие. И мне всегда кажется, что в зале, как и прежде, сидит требовательнейший автор их – великий Дмитрий Шостакович! Татьяна Николаева, народная артистка СССР, профессор |
24 прелюдии и фуги, соч. 87 Дмитрия Шостаковича были созданы в поразительно короткий срок – с октября 1950 года по март 1951-го. Они были задуманы автором как циклическое произведение (по образцу «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха). Толчком к его написанию послужила поездка Шостаковича в Лейпциг на торжества, посвященные 200-летию со дня смерти И.С. Баха, а также в качестве почетного члена жюри международного конкурса пианистов, в котором я принимала участие. Я предложила тогда жюри исполнить любую из 48 прелюдий и фуг Баха (по условиям конкурса нужна была одна). Мне была присуждена первая премия. По прошествии времени я все больше и больше ощущаю, что получила тогда еще одну, незримую, но не менее важную премию – творческую и человеческую дружбу с Д.Д. Шостаковичем, которая продолжалась более 25-ти лет, до дня его смерти. По возвращении из Лейпцига домой Шостакович тут же начал сочинять свои прелюдии и фуги. По его просьбе я каждый день звонила ему, и он звал меня к себе, чтобы поиграть написанное. Прелюдии и фуги, соч. 87 по праву заняли теперь свое достойнейшее место в жизни. Они стали классикой. Я очень горда тем, что была первым интерпретатором цикла, что исполняю его целиком в два вечера, как и было задумано автором. Прелюдии и фуги – глубочайшее произведение непревзойденного мастерства и величия. Это 24 шедевра, каждый со своим внутренним миром. Их нужно и можно сравнить с баховским циклом. Это новое слово в полифонии. При исполнении цикла целиком можно проследить его грандиозную драматургию. Амплитуда образов, характеров очень велика: от трагизма до юмора, от радости до гротеска. Каждый прошедший день удаляет нас от дней жизни Шостаковича, непосредственными свидетелями которой мы были. Но его музыка становится нам все ближе, понятнее и дороже. Исполняя Прелюдии и фуги уже много лет (премьера состоялась в Ленинграде в декабре 1952 года), я, к счастью, не потеряла свежести чувств. Каждое исполнение этого произведения для меня – большой праздник, крупное событие. И мне всегда кажется, что в зале, как и прежде, сидит требовательнейший автор их – великий Дмитрий Шостакович! - Татьяна Николаева, народная артистка СССР, профессор |