Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
4
1
1 участник имеет этот альбом
А10 00835 001, R10 00825-6 Русский диск
1991, дата записи: 1988 г.
admin / 2012-10-05 19:55:12 / Редакция № 6: 2021-12-11 12:56:41
Изображение
Л. ВАН БЕТХОВЕН
Сторона 1
ЛЕОНОРА № 3
Увертюра, соч. 72а — 13.33

СИМФОНИЯ № 7
ля мажор, соч. 92
1. Росо sostenuto. Vivace — 12.27
Сторона 2
2. Allegretto — 8.55
3. Presto — 7.31
4. Allegro con brio — 6.52

Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР
Дирижер Владимир Федосеев

Звукорежиссеры: Б. Жорников (1), В. Копцов (2). Редактор И. Слепнев
Запись 1988 г. (цифровая)

компакт-диск SUCD 10 00008
admin / 2012-10-05 19:58:10 / Редакция № 5: 2019-10-23 18:50:01
Изображение
admin / 2012-10-05 19:59:17
Изображение
admin / 2012-10-05 19:58:54
Имя дирижера Владимира Федосеева часто появляется на афишах концертных залов или оперных театров Италии и ФРГ, Австрии и Швеции, Франции, Бельгии, Японии, Норвегии, Дании, Англии, Югославии, Испании. Во множестве стран выпускаются пластинки и компакт-диски с записями исполненных под его руководством симфоний и опер, многие из которых завоевали международные премии. Так, «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова была удостоена приза «Золотой Орфей» Французской национальной академии грамзаписей. Шестая симфония Чайковского заняла второе место среди записей двадцати лучших оркестров мира (после оркестра западноберлинской филармонии п/у Г. Караяна) на Международном фестивале в Токио, «Борис Годунов» Мусоргского в авторской редакции отмечен мировой критикой как «запись историческая».

Значительную часть огромного репертуара Владимира Федосеева составляет русская музыка, но немаловажно, что, например, в Гамбурге и Мюнхене высоко оценивают его исполнение Бетховена, в Париже и Милане — Берлиоза. Проникнуть в дух западноевропейской музыки ему помогают естественность и глубина его природных музыкальных корней.

Он был приглашен для постановки оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» на 50-м юбилейном фестивале «Флорентийский май», на ежегодную серию оперных спектаклей «Престиж де ля мюзик» в парижском зале Плейель, где дирижировал «Снегурочкой» Римского-Корсакова, «Евгением Онегиным» Чайковского, «Борисом Годуновым» Мусоргского, осуществил постановки «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова в Милане («Ла Скала») и «Бориса Годунова» в Болонье. С 1974 года Федосеев руководит Большим симфоническим оркестром Гостелерадио СССР — первоклассным коллективом музыкантов со своим почерком, удивительно красивым звучанием струнной группы, виртуозной техникой, яркой выразительностью. Гастролируя во всем мире, участвуя в престижных международных фестивалях, оркестр не обходит в своей концертной деятельности и небольшие, но с многочисленными любителями музыки русские города — такие, как Киров, Тольятти, Магнитогорск. В 1990 году Большому симфоническому оркестру исполнилось шестьдесят лет. Его творчество, несомненно, одна из важных составных частей нашей культуры, олицетворяющая ее традиционную и новую славу.

Художник-творец, тонко чувствующий национальную природу искусства, всегда воплощает общечеловеческие идеалы. Широта души, стремление к всеобщей гармонии, способность к соучастию позволяют ему проникнуть в иные миры, культуру, сознание. В искусстве действует свой «закон всемирного тяготения».

В репертуаре Владимира Федосеева — «Торжественная месса», увертюры, концерты, все симфонии Бетховена. Дирижер сумел создать самобытные исполнительские концепции, которые всегда исходят из самой сути музыки гениального композитора, сообщают ей новое дыхание.

Примером отношения к Бетховену для Федосеева служит знаменитый немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер, а его собственные интерпретации могут являться образцом глубокого осмысления бетховенского творчества, стремления к адекватному воплощению композиторского замысла.

Сочинения Бетховена входят во многие гастрольные программы Федосеева. Вот, например, несколько рецензий из газет Австрии и ФРГ (1987 г.).

«Яркий, красочный оркестровый праздник устроил в зале Филармонии Большой симфонический оркестр Советского радио и телевидения. Это ансамбль мирового уровня, точность и красота звучания которого свидетельствуют о высокой музыкальности и тщательной работе. Владимир Федосеев — умный дирижер, способный скупыми жестами вызвать целую бурю чувств...

Удивительная сплоченность колоссального коллектива под началом Владимира Федосеева (не просто оживленно жестикулирующего «укротителя» оркестра, но равноправного партнера солистов), напряженная динамика, огромная духовная энергия исполнения не могут не впечатлять...

Когда завершилось исполнение увертюры Бетховена «Леонора № 3», в зале вспыхнули восторженные аплодисменты. Сильное и глубокое стремление Бетховена к свободе было передано русскими точно, темпераментно и мужественно. Столь звучного, величественного исполнения этой вещи мы не слышали давно. В интерпретации Федосеева на первый план вышел Бетховен-революционер, чей пламенный пафос может превратить концертную эстраду в ораторскую трибуну (восприятие Федосеевым музыки Бетховена сродни восприятию Ромена Роллана)...

Исполнение «Леоноры № 3» никого не оставило равнодушным. Оно раздвинуло границы привычных представлений о классической музыке. Масштабности интерпретации сопутствовало великолепное единство штрихов, дыхания, ритма, динамики. Огромный состав звучал как целостный организм. После напряженной сдержанности, эпической широты волны крещендо обрушивались почти со стихийной силой. Здесь — не просто патетика, но кипение страстей: пылают факелы, слышатся выкрики толпы, идет революция...»

Увертюра «Леонора № 3» написана для постановки оперы «Фиделио» в двухактной редакции (1806 год). Программность в этом сочинении подчинена логике музыкального развития, благодаря чему возникает большая, нежели в «Леоноре № 2», лаконичность и выразительность.

Девять симфоний Бетховена подобны девяти ступеням жизни, в них отражена эволюция духа.

Седьмую называли «апофеозом танца» (Рихард Вагнер), «оргией танца» (Ромен Роллан), «непостижимо радостной» (Михаил Глинка). В этом сочинении, созданном в 1812 году в Теплице, Бетховен выступает «в исступленном веселии и ярости, — как пишет Ромен Роллан, — с неожиданными контрастами, с озадачивающими грандиозными выходками, с титаническими вспышками...». И далее: «Нигде нет большей смелости и свободной мощи, чем в Седьмой симфонии» («Жизнь Бетховена»).

Да, в этой симфонии преобладают яркие тона, хотя вторая часть, своего рода траурный марш, вносит сумрачный оттенок, но даже и в ней сочетаются скорбь и свет.

Трактовка Федосеева во многом отличается от привычных, ставших почти каноническими. Слух улавливает новые голоса, в других исполнениях почти не различимые; буквально физически ощущаются динамизм и эмоциональная сила, которые одушевляют эту музыку. Как всегда у Федосеева и его оркестра, впечатляют певучий тон, изысканность и вместе с тем органичность фразировки, активный ритмический пульс, красочность роскошной оркестровой палитры.

В искусстве нет унификации замыслов и восприятий, но гуманизм истинного искусства понятен всем. Потому всюду слушатели с восторгом принимают творческие, художественные идеи Владимира Федосеева.

НАТАЛИЯ АЛЕКСЕЕВА
Shewww / 2025-03-22 23:37:46
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка