4 часа
О сайте9 2 | Д 2741-2 1956 |
Поет Валерия Барсова (сопрано). Ария Снегурочки ("Снегурочка", пролог - Н. Римский-Корсаков); Две арии Марфы ("Царская невеста", 2 и 4 д. - Н. Римский-Корсаков); Дуэт Чио-Чио-Сан и Пинкертона ("Чио-Чио-Сан", 1 д. - Дж. Пуччини)- В. Барсова и Г. Нэлепп |
01 01.Ария Снегурочки ("Снегурочка", пролог) (Н.Римский-Корсаков) 02.Ария Марфы ("Царская невеста", 2 д.) (Н.Римский-Корсаков) 03.Ария Марфы ("Царская невеста", 4 д.) (Н.Римский-Корсаков) 02 04.Дуэт Чио-Чио-Сан и Пинкертона ("Мадам Баттерфляй", 1 д.) (Дж.Пуччини) Г.М.Нэлепп (4) Оркестр Большого театра СССР Дирижёр В.Небольсин |
НД-2741-2. Валерия Владимировна Барсова. К 75-летию со дня рождения Народная артистка СССР Валерия Владимировна Барсова — одна из блестящих представительниц советской вокальной культуры. Более четверти века она выступала на сцене Большого театра СССР и на концертной эстраде. Ее творчестзо внесло неоценимый вклад в развитие советского музыкального искусства. Валерия Владимировна родилась в Астрахани в семье типографского служащего. Еще девочкой начала играть на фортепиано, параллельно с гимназией училась в музыкальной школе. В 1909 году она поступила на фортепианное отделение Московской консерватории, где занималась у профессоров Ярсшевского, Кенемана и Островской. Тогда же Валерия Владимировна начала систематические занятия вокалом под руководством своей сестры, в будущем известного вокального педагога, профессора Марии Владимировны Владимировой. Весной 1917 года Валерия Владимировна выступила на сцене театра Зимина в партии Джильды, но дальнейшую ее работу в этой труппе прервала начавшаяся гражданская война. Лишь в 1919 году, уже окончив Московскую консерваторию, Барсова вновь начала петь на сцене — на этот раз в театре-студии Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Работа в студии под руководством известного режиссера Ф. Ф. Комис-саржевского явилась для молодой певицы отличной школой. Выступления в таких ответственных оперных партиях, как Констанца и Сюзанна («Похищение из сераля» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Олимпия, Джульетта и Антония («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Недда («Паяцы» Леонкавалло), миссис Форд («Виндзорские проказницы» Николаи), Розина («Севильский цирюльник» Россини), способствовали развитию вокальной и сценической техники, овладению творческими методами работы над образом. Когда летом 1920 года Барсовой пришлось спеть партию Розины в спектакле Московского театра «Эрмитаж» с участием Шаляпина, Федор Иванович с большим одобрением отозвался о своей молодой партнерше, которая продемонстрировала не только блестящую виртуозность, но и умение создавать характерный сценический образ. Пройдя вокальный курс консерватории в классе знаменитого профессора Умберто Мазетти, Валерия Владимировна, однако, не прерывала и систематических занятий с сестрой. Благодаря такому сочетанию ее пение приобрело ту абсолютную свободу, естественность, которые свойственны мастерам итальянского бель канто, и глубину, осмысленность, задушевную проникновенность, присущие лучшим представителям русской вокальной школы. Большую роль в творческой судьбе Валерии Владимировны сыграла встреча с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Работа под руководством замечательных мастеров русского театра (К. С. Станиславский возглавлял в те годы студию при Большом театре, Вл. И. Немирович-Данченко — студию Художественного театра, где Барсова спела партию Клеретты в оперетте Лекока «Дочь Анго») стала для артистки высшей школой актерского мастерства. В 1924 году на сцене филиала Большого театра была поставлена опера Россини «Севильский цирюльник», в которой с успехом выступили два молодых певца — Валерия Владимировна Барсова (Розина) и Александр Степанович Пирогов (Дон Базилио). С этого времени Барсова становится одной из самых популярных и любимых в нашей стране оперных певиц. Сергей Яковлевич Лемешев, вспоминая о годах работы в Большом театре, писал: «Естественно, что школой мастерства для меня являлось общение с моими замечательными партнершами по лирическому репертуару. Первой из них, и по хронологии, и по числу спетых вместе спектаклей, была Валерия Владимировна Барсова. Мы часто встречались с Валерией Владимировной в «Травиате», «Се-вильском цирюльнике», «Риголетто», «Снегурочке», «Ромео и Джульетте», «Богеме» (Барсова пела Мюзетту). Барсова владела всем, что необходимо было иметь певице ее ранга, — великолепным по тембру, сильным и звонким голосом полного диапазона, высоким певческим профессионализмом, редкой музыкальностью, ярким сценическим темпераментом. Но главное, что определяло ее как художника своего времени, — это редкое чувство правды, своеобразие индивидуального облика. В свои роли певица вносила столько собственной эмоциональной силы, что все ее образы были объединены яркой характерностью и жизнелюбием. Поэтому ее героини при всей исторической достоверности оказались связанными невидимыми нитями с характерами женщин наших дней. Вспомним ее Людмилу (в постановке 1937 года) — обаятельную, полную юного задора и нежного лиризма в первом акте и такую упорную, непримиримую, воле-вмо в садах Черномора! Или ее Антониду в «Иване Сусанине» (кстати, впервые на советской сцене спетую Барсовой в 1939 году)! Да вообще, можно ли назвать спектакль Большого театра, в котором была бы партия ее амплуа и в котором бы она не пела! И здесь мне хочется отметить важную черту ее творческого облика, которая имела огромное значение, — редкое, самозабвенное трудолюбие. Когда на премьере 22 июня 1941 года я увидел первый выход Барсовой — Джульетты, то был просто ошеломлен, — как она горела юным энтузиазмом своей героини! Я знал, что за всем этим—строгий режим, самоограничение, физическая культура и работа, работа, работа, и знал также, что моей Джульетте, как и всем нам, нелегко: ведь это был первый день войны... Валерия Владимировна была для всех нас, молодых певцов, ярчайшим примером строгой творческой дисциплины и придирчивого самоконтроля. Ее упорство, настойчивость в работе и поражали и восхищали...» Валерия Владимировна Барсова известна не только как выдающаяся оперная певица. Чрезвычайно разносторонне ее творчество в области камерного исполнительства. Концертные программы певицы охватывали самые различные периоды истории отечественной и мировой вокальной культуры: от старинных итальянских мастеров, немецких и французских классиков до современных зарубежных и советских композиторов. Барсова выступала во многих городах Советского Союза, успешно гастролировала в странах Европы и Азии. Валерия Владимировна Барсова — подлинно советский художник, неразрывно связанный с жизнью нашей страны. Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва, председатель Совета ЦДРИ и секции музыкального театра ВТО, член жюри многих смотров и конкурсов, профессор Московской консерватории — таковы сферы государственной, общественной и педагогической деятельности замечательной советской артистки, чье искусство получило поистине всенародное признание. Народная артистка СССР Валерия Владимировна Барсова удостоена высоких правительственных наград — орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, звания лауреата Государственных премий. Г. Поляновский (переиздание 1967) |