15 мин.
О сайте9 1 | С20—18303-04 1982, дата записи: 1981 г. |
Сторона 1 БОРИС ГЛЫБОВСКИЙ (р. 1935) ПРЕВРАЩЕНИЯ ПЕТРУШКИ, соч. 14 Сюита для оркестра русских народных инструментов 1. Дебют — 2.25 2. Идиллия — 4.40 3. Интермеццо — 1.53 4. Ожидание — 2.20 5. Бенефис — 4.17 СИМФОНИЯ для русского народного оркестра ми минор. Финал — 4.45 Сторона 2 ВЛАДИМИР САПОЖНИКОВ (р. 1945) ДИВЕРТИСМЕНТ 1. Кокетливый танец — 2.30 2. Лирическая сцена — 4.07 3. Кадриль — 2.33 ГЕННАДИЙ БЕЛОВ (р. 1939) ДЕВИЧЬИ ПЕСНИ (слова народные) 1. Роза моя червонная — 3.20 2. Шуточная — 2.03 3. Приворот — 3.47 4. Благословение — 3.30 Людмила Филатова, меццо-сопрано (4) Русский народный оркестр им. В. В. Андреева Дирижер ВЛАДИМИР ПОПОВ Звукорежиссер Ф. Гурджи * Редактор К. Иванова Художник 3. Столярова * Фото В. Барановского На лицевой стороне конверта фрагмент картины И. Гущина «Филимоновские игрушки» "Мелодия", 1982 Ленинградская студия грамзаписи. Запись 1981 г. Ленинградский завод грампластинок Зак. 153. Тир. 2050. Тип. завода Арт. 10-9. Цена 1 руб. 45 коп. |
В 1988 году старейший в нашей стране Русский народный оркестр им. В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио отметит свой столетний юбилей. Основанный замечательным виртуозом-балалаечником, композитором и дирижером Василием Васильевичем Андреевым, оркестр прошел большой и сложный путь развития от скромного ансамбля до большого современного оркестра. Основу коллектива, его фундамент составили русские национальные инструменты, — балалайки и домры, возрожденные и усовершенствованные В. В. Андреевым. Известный русский композитор Антон Рубинштейн писал Андрееву: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны... Трудно создать что-либо новое вообще, а в сфере музыки в особенности». И действительно, русские народные песни, пьесы Андреева, многие переложения русской и западной классической музыки приобрели новое оригинальное звучание в мягких, трепетных тембрах домр и балалаек. Своеобразный стиль оркестра привлек внимание крупных советских композиторов. Для этого коллектива созданы «Русская фантазия» А. Глазунова и «Итальянская симфония» С. Василенко. Это были первые опыты создания произведений специально для русского народного оркестра. Постепенно в состав оркестра включаются новые инструменты — гусли, ударные, в пятидесятые годы деревянные духовые и баяны. Они значительно обогатили тембровую палитру оркестра, расширили его динамические и выразительные возможности. Заметно повысился и общий уровень исполнительства, начинается модернизация репертуара и исполнительских средств. В этом очень большую помощь оказали оркестру ленинградские композиторы Б. Кравченко, Ю. Зарицкий, В. Бояшов, Б. Глыбовский, М. Матвеев и многие другие. В своих произведениях они сохранили народную основу музыки, но ввели новые для народного оркестра композиционные приемы, использовали более современный музыкальный язык. В программах большое место получили произведения крупной формы — увертюры, концерты для оркестра и солирующих инструментов, сюиты, симфонии. На этой пластинке представлены произведения ленинградских композиторов Б. Глыбовского, Г. Белова и В. Сапожникова, написанные для оркестра им. В. В. Андреева. Они различны по характеру, образному строю, выразительным средствам, масштабам и сложности формы. И такое разнообразие особенно ярко демонстрирует, сколь широка тембровая, звуковая и динамическая палитра народного оркестра, какими он обладает богатыми и еще не раскрытыми до конца ресурсами. Сюита Б. Глыбовского «Превращения Петрушки» написана в 1973 году. Всем известен персонаж народных кукольных представлений Петрушка — шут и весельчак. Правда, в восприятии современного художника образ Петрушки далеко не однозначен. Таков Петрушка в одноименном балете И. Стравинского. Сложность и противоречивость облика сказочного персонажа нашла отражение и в музыке сюиты Б. Глыбовского. В характере героя уживаются злость и добродушие, ироничность и теплота, открытая веселость, шутовство и поэтичность натуры. В сюите пять частей. В первой («Дебют») и третьей («Интермеццо») частях импульсивные смены состояния героя воплощены с помощью выразительных интонаций, резких динамических контрастов. В музыке подчеркнута кукольность образа — мелодии часто угловаты по ритмическому и мелодическому рисунку. Во второй части сюиты («Идиллия») теплое звучание струнных инструментов раскрывает иные черты героя — мягкость, добродушие, человечность. Музыка лирически взволнованна, ее развитие более цельно и протяженно. Короткая четвертая часть «Ожидание» несет в себе наиболее сильный образный контраст. Большое значение имеет первая тема — активно наступательного, угрожающего характера, с элементами гротесковости. Ее сменяют отрешенное звучание хорала струнных и завораживающие фразы баяна и флейты. Эта часть служит своеобразной подготовкой пятой части сюиты — идейного центра цикла. Пятая часть («Бенефис»), наиболее динамичная в развитии, сложна по композиции. Борьба героя с внешним злом выражается в столкновении разных тем. Большое значение приобретает оркестровка — умелое и художественно оправданное использование выразительных особенностей инструментов. Иной круг образов нашел выражение в цикле Г. Белова «Девичьи песни» для меццо-сопрано и русского народного оркестра на народные тексты (1979 г.). В сюите четыре части, объединенные темой любви. Это произведение также отличает сплав новизны и традиций. Народно-песенная мелодия сочетается с современными приемами музыкального развития. В первой песне цикла «Роза моя червонная» вы находим знакомое сопоставление образов природы и человеческих чувств, так часто применяемых в народной поэзии и песне. Музыка тонко передает все оттенки настроения. Полна задора и юмора «Шуточная», в которой автор пользуется всеми колористическими возможностями современного народного оркестра. Третья часть цикла — сцена-монолог «Приворот» — наиболее драматична. Немалую роль в нагнетании напряженности играет сложность гармонического языка, фактуры. Просветленно и ласково звучит «Благословение» — заключительная часть цикла. Прекрасные вокальные данные народной артистки РСФСР Людмилы Филатовой, ее тонкая музыкальность способствовали полному раскрытию образного характера этого произведения. Если в цикле Г. Белова господствует песенность, то в «Дивертисменте» для оркестра В. Сапожникова (1975 г.) основой служат танцевальные жанры, балетная музыка. Своеобразен «Кокетливый танец», очень интересна своим оркестровым колоритом «Кадриль». Близкая к фольклорному источнику, эта пьеса в то же время очень изобретательна по тематизму, ярка по краскам и интонациям. Интересные тембровые находки есть и в симфонии Б. Глыбовского. На пластинке прозвучит четвертая часть симфонии, наиболее часто исполняемая оркестром. Автор оригинально использует тембры ударных (маримба, бонги), свободную импровизацию на всех ударных инструментах. Достижения ленинградских композиторов в области музыки для народного оркестра привели к значительным творческим результатам. Русский народный оркестр им. В. В. Андреева (художественный руководитель Владимир Попов) — высокопрофессиональный коллектив, со своей исполнительской манерой, репертуаром, солистами — много и плодотворно работает, способствуя развитию советской музыкальной культуры. Л. Павловская |