2 дня
О сайте5 2 | M10-45079-007 1983 |
Сторона 1 С. ПРОКОФЬЕВ (1891—1953). Концерт для виолончели с оркестром ми минор, соч. 58 — 29.25 1. Andante. Росо meno mosso. Adagio 2. Allegro giusto 3. Tema (Allegro). Interludio I Variazioni 1—3. Interludio I Variazione 4. Reminiscenza. Coda (Poco piu sostenuto). Piu mosso Сторона 2 Д. МИЙО (1892—1974). Концерт № 1 для виолончели с оркестром 1. Nonchalant — 4.09 2. Grave — 6.35 3. Joyeux — 3.02 Лондонский оркестр «Филармония» Дирижер ВАЛЬТЕР ЗЮСКИНД Реставратор Т. Бадеян. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Белов Серия «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства» Часть III. Скрипка, альт, виолончель |
Внутренний конверт На концертах виолончелиста Яноша Старкера всегда царит атмосфера высокой духовности, отчего, по единодушному признанию критики самых разных стран, выступления артиста нередко становятся художественным событием первого ранга. Исполнительское искусство этого выдающегося мастера характеризуют благородство и строгость музыкального вкуса, гармоничное сочетание интеллекта и темпераментного эмоционального порыва, незаурядная художественная фантазия, облеченная в ясную, скульптурно высеченную форму, наконец, беспредельное техническое совершенство воплощения артистических замыслов. Янош Старкер родился 5 июля 1924 года в Будапеште. С семи лет начал обучаться игре на виолончели, а в пятнадцать успешно окончил Музыкальную академию имени Ф. Листа. Среди его учителей были такие превосходные музыканты, как Л. Вейнер и И. Вальдбауэр, воспитавшие в молодом виолончелисте любовь к камерной музыке и высокую ансамблевую культуру. Профессор же по классу виолончели А. Шиффер, в прошлом ученик прославленного виртуоза Д. Поппера, передал ему лучшие исполнительские традиции, открыл многие тайны и секреты профессионального «ремесла». С одиннадцати лет Старкер уже выступал в концертах, а в 1939 году успешно дебютировал в Будапеште, где его имя приобрело определенную известность в музыкальных кругах. Творческая деятельность виолончелиста, прерванная второй мировой войной, продолжилась с 1945 года, когда он стал концертмейстером групп виолончелей сразу в двух оркестрах — Будапештской оперы и Филармонии. Вскоре состоялся ряд концертов Старкера в различных городах Европы. Их успех окрылил молодого музыканта, мечтавшего посвятить себя сольному исполнительству. В 1948 году он приехал в США, где работал в оркестрах Далласа, Нью-Йорка, Чикаго, а также выступал с различными симфоническими коллективами страны как солист. В 1958 году Старкер наконец решился полностью посвятить себя концерхной и педагогической деятельности. Участие в различных музыкальных фестивалях в Вене, Праге, Эдинбурге и других городах, гастроли в странах Америки, Европы, Азии окончательно утвердили за ним славу одного из лучших виолончелистов нашего времени. В 1958 году музыкант был приглашен на должность профессора в блумингтонский университет штата Индиана и с энтузиазмом принялся за работу. С молодых лет увлекаясь педагогикой, он считает воспитание артистической смены очень важным и ответственным делом. Старкер стремится к передаче лучших исполнительских традиций также и на летних курсах "мастерства в разных странах, и а своей работе (с 1975 года) в Высшей музыкальной школе г. Эссена. «Иногда мне кажется, — говорит он, — что по темпераменту я скорее педагог, чем концертирующий артист. По-моему, преподавать важней, чем играть концерты, потому что то, что я делаю как педагог, воздействует на поколения». Несомненно, педагогическая работа для такого серьезного музыканта, как Старкер, является очень важной творческой лабораторией. Все это так или иначе оттачивает искусство самого мастера, вносит в него новые живительные импульсы. Репертуар Старкера богат и разнообразен. Виолончелист играет сольные сюиты Баха, сонату Кодая, которую в свое время показывал автору, гамбовые сонаты Баха в ансамбле с клавесином, выступает в сонатных дуэтах, в трио, исполняет в сопровождении оркестра концерты Боккерини, Гайда, Дворжака, Шумана, Лало, Сен-Санса, Мийо, Прокофьева, Меннина и других композиторов. В его программе есть и пьесы малой формы, в которых артист умеет передать тонкость эмоционально-психологических оттенков, красоту инструментального колорита, проявляя при этом подлинное мастерство художественного перевоплощения. Сила воздействия интерпретаций Старкера объясняется прежде всего их большой интеллектуальной и эмоциональной содержательностью. Звук его инструмента, сильный, теплый, певучий и вместе с тем очень чистый и сфокусированный, обладает исключительно широкой шкалой выразительности. Например, в произведениях Боккерини, Гайдна, Моцарта он пленяет праздничной красотой, изяществом, грацией, искренней непосредственностью. В концерте же Прокофьева (соч. 58), исполнение которого является одной из вершин искусства Старкера, звук передает большую волевую напряженность, динамику развития продолжительных эмоциональных линий,, резкие контрасты состояний и чувств, драматический накал страстей. Артист добивается здесь исключительной глубины воплощения разноплановых образов. Особо следует отметить ритм Старкера: живой, пульсирующий, он передает то взволнованно-учащенное, то мерное, плавно-величественное дыхание музыки. При всей строгости стиля, отчетливости манеры виолончелисту свойственны пластичность фразы, динамическая гибкость, плавность и певучесть легато. После одного из концертов Старкера на фестивале «Пражская весна» (1969) критик М. Хршель писал: «Очень важно, что его личность при исполнении стоит в тени, служа музыке; при этом создается впечатление, что играть на виолончели очень легко. А это всегда признак совершенства. От такого концерта в памяти остается только музыка с ее красотой, спокойствием и взволнованностью». В. Руденко |