Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
7
5
5 участников имеют этот альбом
С10 19633 000
1983, дата записи: 1981
admin / 2012-09-14 08:28:45 / Редакция № 7: 2021-02-05 20:37:06
Изображение
Сторона 1
Jesus Christus, unser Heiland, BWV 665 — 4.20
Jesus Chrislus, unser Heiland (alio modo), BWV 666 — 3.30
Komm, Gott Schopfer, heiliger Geist, BWV 667 — 2.49
Wenn wir in hochsten Hoten sein, BWV 668 — 4.08

Сторона 2
Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 645 — 4.17
Wo soil ich fliehen hin, BWV 646 — 2.00
Wer nur den lieben Gott lasst walten, BWV 647 — 2.59
Meine Seele erhebet den Herren, BWV 648 — 2.17
Ach bleib' bei uns, Herr Jesu Christ, BWV 649 — 2.43
Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter, BWV 650 — 3.39

Евгения Лисицина
Большой орган Рижского Домского собора

Звукорежиссер Я. Кулбергс.
Редактор А. Грива.
Художник Г. Грива
Alder / 2013-01-05 10:01:21 / Редакция № 4: 2022-12-20 01:40:29
Изображение
«Два великих художника, — писал И. Ф. Рохлиц в 1800 году во «Всеобщей музыкальной газете», — вдохнули в сознание детей своей эпохи новый дух и с почти подавляющим всемогуществом властвовали в современном им мире искусства. Возвышен, но суров, смел, а не изнежен, крепок, а не утончен был дух этих мужей и их творений. Микеланджело и Себастьян Бах — вот имена наших героев».
И, может быть, наиболее полно выражал себя Бах за органом, которым он владел в совершенстве. «В тех случаях, — читаем мы в книге И. Н. Форкеля о Бахе, — когда Иоганн Себастьян Бах садился за орган помимо церковных богослужений, о чем очень часто просили желавшие послушать его игру, он выбирал какучр-нибудь тему и проводил ее, используя во всех формах органнрй музыки таким образом, что она могла оставаться основной, есйи он даже играл непрерывно два часа или дольше. Сначала он на полном органе применял эту тему для прелюдии и фуги. Затем при проведении все той же темы его искусство проявлялось в регистровке на три, четыре голоса и т. д. Далее следовал хорал, вокруг мелодии которого разнообразно обвивалась первая тема в трех или четырех различных голосах. Наконец наступал финал, который исполнялся на полном органе в виде фуги, где преобладал либо только новый вариант первой темы, либо новая тема, либо же, смотря по характеру первой темы, добавлялись еще две другие. Это и есть, собственно говоря, то органное искусство, которое старый Рейнкен из Гамбурга уже в свое время полагал утраченным, но которое, как он сам убедился, не только еще жило в творчестве И. С. Баха, но и достигло его стараниями высшего совершенства». Известно, что Бах мог сымпровизировать на заданную тему шестиголосную фугу, как это он сделал при встрече с прусским королем Фридрихом II. Известно, что он ввел новую аппликатуру, используя все пальцы, что он ввел связную (легатную) игру, что он обладал замечательной ловкостью ног, исполняя будто бы на педали даже двойные трели. Но как играл свои органные сочинения этот «князь клавиристов», «немецкий Орфей», остается неизвестным. Мы не знаем даже, какие регистры использовал он в том или ином сочинении. Сохранились лишь отдельные указания в изданных пьесах. Но и эти сведения мало чем помогают, поскольку изменилось само звучание органов. Как пишет А. Швейцер, их теперь по-другому интонируют — слишком сильно либо слишком мягко (кстати, современники Баха жаловались на то, что органы Зильбермана, которые Бах высоко ценил, интонированы слабо), — изменился состав регистров. Мы знаем только, что Бах, очевидно, не был склонен к частой смене регистров, педаль усиливал язычковыми регистрами. Сравнительно редко использовал переход от мануала к мануалу для достижения динамических градаций между разделами сочинения. Судя по указаниям в ре-минорной токкате, он играл главные разделы на основном мануале и связующие (где обычно отсутствует педаль) на вспомогательном. Любил он язычковые регистры, амбушюры, колокольчики. «Бах, — сообщает Форкель, — играя, особым образом соединял различные голоса органа друг с другом, иначе говоря, особым образом регистровал. ...Звучание приобретало что-то новое, необычное, чего нельзя было достичь, используя регистры привычным способом». Таким образом, современным органистам приходится заново решать проблему регистровки, чтобы достичь необходимого равновесия и выразительности, чтобы орган заговорил свойственным ему языком. «Этот инструмент, — восторженно характеризовал его В. В. Стасов, — есть по преимуществу выразитель глубочайших и могущественнейших стремлений человеческого духа; ему в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий как будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру...» И этот голос вечности звучит в органных хоральных прелюдиях Баха.
Хоральные прелюдии, записанные на первой стороне грампластинки, завершают «Восемнадцать хоралов различного рода», BWV 651 — 688, которые созданы Бахом еще в Веймаре и Кётене и редактировались и перерабатывались в Лейпциге. Хорал "Jesus Christus, unser Heiland" ми минор, BWV 665 исполнен глубокой скорби и сосредоточенности, отрешенности и величественности. Мелодия хорала звучит в басу (педаль), на двух мануалах исполняется сопровождение. Каждой фразе хорала Предшествует двухголосное фугато в сопровождении третьего, контрапунктирующего голоса (собственно, хорал вступает как третье проведение темы фуги). Аккомпанирующие голоса меняют от раздела к разделу свои характер: то это мягкие «текучие» линии, то возгласы, то хроматизированные ниспадающие гаммы, то патетические всплески, вносящие разнообразие нюансов внутри одного господствующего настроения. Возможно, эта прелюдия была написана в лейпцигский период.
Другой вариант обработки этого же хорала, без педальной у клавиатуры, BWV 666, по настроению напоминаем предыдущий; каждая хоральная фраза (в верхнем голосе) предваряется либо
канонической имитацией на мотиве этой фразы (как в начале), либо ее полным проведением в одном из нижних голосов. А. Швейцер указывает здесь на сходство со стилем Д. Букстехуде.
"Komm, GotPSchopfer, heiliger Geist", BWV 667 — хорал (в миксолидийском соль мажоре), исполняемый весной. Бах создает в своей обработке (in Organo pleno) атмосферу, полную радости, приподнятости и торжественности. Мелодия хорала проходит дважды: сначала в верхнем голосе, затем в басу (педаль). А. Швейцер и здесь видит влияние Д. Букстехуде.
Последний хорал этого собрания "Wenn wir in hochsten Noten sein", BWV 668 слепой Бах диктовал своему ученику и зятю Альтниколю за несколько дней до смерти. В сохранившейся незавершенной рукописи на двадцать шестом такте запись оборвалась. Начав работу, Бах попросил Альтниколя сменить заглавие на начальные слова другого песнопения, которое исполнялось на ту же мелодию: "Vor deinen Thron tret ich hiermit" («Перед твоим троном предстаю я»), очевидно, желая конкретизировать свой замысел. Хорал воспроизведен в первом издании «Искусства фуги» как последнее сочинение композитора. По структуре эта прелюдия близка к предыдущей. Мелодия хорала проводится в верхнем голосе. Хорал выдержан в светлых умиротворенных тонах, лишь в последней каденции «набегает» тень гармонического мажора.
«Шесть хоралов различного рода», BWV 645 — 650 называют также «шюблеровскими» по имени издателя И. Г. Шюблера (г. Целла, Тюрингия), опубликовавшего их в 1747 году. Бах по-видимому, высоко ценил их, если включил в число очень немногих своих сочинений, выпущенных им при жизни в свет. Эти прелюдии являются переложением хоральных арий из кантат (BWV 140, ? 93, 10, 6, 137).
В ми-бемоль-мажорном хорале «Wachet auf, rult uns die Stimme» — BWV 645 для правой и левой рук предписаны восьмифутовые регистры, для педали — шестнадцатифутовый. Хоральная мелодия звучит в теноре. Остальные два голоса представляют собой в сущности самостоятельную пьесу с несколько «приплясывающими» ритмами в мелодии и строгим хоралообразным басом
В ми-минорной прелюдии "Wo soli ich fliehen hin" или "Auf meinen Lieben Gott", BWV 646 мелодия хорала помещена в педальной клавиатуре, но с предписанием четырехфутового регистра. Два других голоса на двух клавиатурах (первая—восьмифутовый регистр, вторая — шестнадцатифутовый), начинаясь октавной имитацией, далее «плетут» свободные арабески.
Хорал "Wer nur den lieben Gott lasst walten" до минор, BWV 647 изложен четырехголосно с проведением мелодии в педальной клавиатуре (четырехфутовый регистр). В начале каждого раздела два аккомпанирующих голоса построены как тема в ответ фуги. тогда как третий образует подвижный мелодизированный бас.
В короткой ре-минорной прелюдии "Meine Seele erhebet den Herren", BWV 648 хоральная мелодия из двух фраз проходит в верхнем голосе (с указанием «правая громко» — destra forte). Перед ее вступлением в начале прелюдии (в педали) одиноко звучит скорбная фраза с ниспадающими хроматическими интонациямия-«вздохами». Эта фраза проводится затем в сокращенном виде канонически (в квинту), ее интонации пронизывают последующее сопровождение хорала, и наконец она заключает всю прелюдию.
Хоральная прелюдия "Ach bleib' bei uns, Herr Jesu Christ" си бемоль мажор, BWV 649 — несколько токкатного склада. Мелодия хорала помещена в верхнем голосе и обрамлена сравнительно протяженным вступлением и заключением.
Аналогичного характера и структура соль-мажорного хорала "Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter", BWV 650. Его мелодия, помещенная в педали (четырехфутовый регистр), несколько украшена дополнительными нотами и трелями, что гармонирует с праздничным настроением этой исполняемой весной прелюдии.
Р. Венпелс

Активная концертная деятельность Евгении Лисициной началась еще в годы учебы в Латвийской государственной консерватории имени Я. Витолса, где она занималась по классу органа у профессора Н. Ванадзиньша. В 1968 году Е. Лисицина окончила консерваторию; тогда же ей была присуждена вторая премия на конкурсе органистов имени Чюрлениса в Вильнюсе. Концертируя в нашей стране и за рубежом (Англия, Польша, Финляндия), Е. Лисицина зарекомендовала себя музыкантом широкого диапазона: репертуар органистки включает как сочинения старых мастеров, так и новейшие композиции современных советских композиторов. Центральное место в ее программах отведено сочинениям И. С. Баха и М. Регера, представляющим собой как бы две вершины мировой органной музыки.
Органные сочинения И. С. Баха, записанные на этой пластинке, исполнены Лисициной на Большом органе Домского концертного зала в Риге. Инструмент был построен вюртембергской фирмой «Э. Ф. Валькер и Кo» и начал функционировать в 1884 году. Орган имеет четыре мануала и педальную клавиатуру, 6768 его труб образуют 127 регистров.

Рижский завод грампластинок
ua4pd / 2019-09-15 15:08:56 / Редакция № 1: 2022-12-20 01:40:08
Изображение
admin / 2013-09-14 21:39:49
Изображение
Апрелевский завод
ГОСТ 5289-88
сторона 1

Год выпуска 1990
YAR / 2015-10-21 03:04:18
Изображение
Апрелевский завод
ГОСТ 5289-88
сторона 2

Год выпуска 1990
YAR / 2015-10-21 03:04:36
Изображение
Рижский завод грампластинок
ua4pd / 2019-09-15 15:09:27
Изображение
Рижский завод грампластинок
ua4pd / 2019-09-15 15:09:44
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка