6 дней
О сайте3 | С10 25281 001 1987, дата записи: 1985 |
Сторона 1 Я. Н. ГУММЕЛЬ (1778—1837) Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор 1. Allegro con spirito — 9.38 2. Andante 3. Rondo. Allegro — 8.13 Камерный оркестр Государственного академического Большого театра СССР Дирижер ЮРИЙ СИМОНОВ Сторона 2 А. АРУТЮНЯН (р. 1920) Тема с вариациями для трубы с оркестром— 17.30 Симфонический оркестр Чешского радио в Праге Дирижер ВАСИЛИИ СИНАЙСКИЙ Звукорежиссер Л. Бобова (1) Редактор И. Слепнев Художник С. Горшков. Фото Г. Прохорова |
Творческая деятельность выдающегося советского трубача, народного артиста РСФСР, профессора Тимофея Александровича Докшицера стала уникальным явлением нашего времени в области исполнительства на духовых инструментах. Диапазон его возможностей настолько широк, что ему в одинаковой степени подвластны и музыка старинных мастеров, и новейшие сочинения композиторов XX века. Пресса многих стран мира отмечала, что именно Докшицер раскрыл выразительные и виртуозные возможности инструмента, о которых ранее и не подозревали. Программа, представленная на этой пластинке, прекрасно демонстрирует самобытность и многообразие артистического дарования и художественных интересов музыканта, его неповторимую индивидуальность, а также неисчерпаемые художественные возможности трубы как концертного инструмента. Концерт Я. Н. Гуммеля, как и Концерт Й. Гайдна, относится к лучшим инструментальным сочинениям классического периода. Ян Непомук Гуммель (1778—1837) — ученик В. А. Моцарта, преемник Й. Гайдна на посту придворного композитора князей Эстергази. Его Концерт для трубы principale ми мажор был впервые исполнен в канун 1804 года знаменитым венским придворным трубачом-виртуозом Антоном Вейдингером (1767—1852), для которого семью годами раньше написал свой Концерт Й. Гайдн. Этим сочинением Гуммель напомнил в классическом стиле пышного барокко обычай исполнять серенады с трубой и литаврами во время королевских обедов. Появление такого тонкого, полного романтического обаяния и прелести сочинения как бы «воспевает освобождение инструмента, так долго бывшего ограниченным» (М. Расмуссен). В репертуаре трубачей Концерт Гуммеля появился только в 1950-е годы (его клавирный вариант был издан в 1957 году в Лейпциге). В Советском Союзе он был впервые исполнен Т. А. Докшицером в марте 1968 года в Минске и месяц спустя в Ташкенте. В следующем году Концерт исполнялся в ГДР, затем во время гастролей Докшицера на родине композитора — в Братиславе, а также в Польше, Канаде, Швейцарии и других странах. Трактовка Докшицера восхищает ажурной легкостью и изяществом, виртуозным применением разнообразнейших штриховых приемов, классические традиции исполнения старинной музыки сочетаются здесь с ярко индивидуальным их прочтением. «Играя классические произведения,— говорит Тимофей Александрович,— я получаю как музыкант большое удовлетворение. Именно в этой ясности, незамысловатости, строгости, я нахожу те эмоции, которых мне часто не хватает в современной музыке. Тут все просто, и в этой простоте вся мудрость и гениальность и, между прочим, трудность для исполнителя». Старинная музыка ставит перед исполнителями, и перед трубачами в особенности, много трудных задач. Чрезвычайно высокий регистр, необходимость особого инструментария, условность рукописей или различных редакций, обилие мелизмов, легкость и прозрачность фактуры требуют большой гибкости, пространственности мышления и глубокого проникновения в замысел сочинения. Играя музыку такого композитора, как Гуммель, легко сбиться на сентиментальность и вычурность, легко пойти по тому, что лежит на поверхности. Для Докшицера же таких проблем не существует. В его игре — подлинное постижение красоты, стройности и величия этой музыки. С первых же тактов Концерта захватывает фанфарно-полетная и предельно строгая тема главной партии. Галантная и возвышенная, полная моцартовской свежести побочная тема органично вливается в общее «моторное» движение первой части и создает неповторимую атмосферу праздничного музицирования. Тонкий лиризм и необыкновенная выразительность отличают исполнение второй части. В звуке трубы как бы слышны и светлая «акварельность» тембра скрипки, и сочное пение виолончелей, и виртуозный блеск деревянных — и все это труба, удивительный и универсальный инструмент в руках мастера. Докшицер играет вторую часть с насыщенным вибрато, завораживая филигранными трелями, особым «пропеванием» каждого звука. И наконец, легкое, стремительное и ажурное рондо, в котором блестящая техника не является лишь демонстрацией виртуозности, но подчинена общему художественному замыслу исполнителя. В отличие от записи Концерта, сделанной в 1968 году, на данной пластинке Докшицер не играет каденцию в первой части. Известно, что Гуммель сочинил ряд каденций для моцартовских фортепианных концертов. Тем более может показаться странным, что, обладая превосходным импровизационным чутьем, он не приготовил настоящей каденции в собственном виртуозном Концерте для трубы. Возможно, А. Вейдингер не разделял восхищения Гуммеля импровизационностью (Вейдингер принимал участие в корректировке сольной партии, которая была вписана Гуммелем в партитуру уже после исполнения Концерта). Так или иначе, но данная запись в этом отношении ближе к авторскому оригиналу. Как и Концерт Й. Гайдна, Концерт И. Гуммеля написан для особого инструмента, так называемой клапанной трубы (в отличие от натуральных труб эпохи барокко) строя in Е (гайдновский Концерт требует трубы in Es). Часто высказывается предположение, что именно Антон Вейдингер сконструировал ее. Однако хотя Вейдингер и имел славу «величайшего виртуоза всех времен на клапанной трубе», все же он не был ни ее конструктором, ни первым исполнителем на этом инструменте. Можно лишь предположить, что в соответствии с практикой того времени он помогал инструментальному мастеру в изготовлении такой трубы. Концерт Гуммеля написан в оригинале в ми мажоре, но в настоящее время транспонирован в тональность ми-бемоль мажор для удобства исполнения на современной трубе строя in В. В многообразном по жанрам и формам творчестве известного советского композитора Александра Григорьевича Арутюняна (р. 1920) сочинения для различных инструментов (в первую очередь духовых) занимают значительное место. Написанный в 1950 году его Концерт для трубы с оркестром до сих пор является одним из лучших произведений этого жанра, созданных советскими композиторами, и входит в мировой концертный репертуар трубачей. Вместе с Концертом широкой известностью пользуется «Концертное скерцо» для трубы и фортепиано. Тонкий знаток инструмента (в детстве Арутюнян сам играл на трубе), композитор и в других своих сочинениях открывает его новые выразительные и технические качества. «Тема с вариациями» для трубы с оркестром написана в 1984 году. Хотя Докшицер не является первым исполнителем этого произведения, но в процессе работы над ним он с одобрения автора сделал ряд важных изменений. Музыка вариаций, основанная на интонациях армянской народной песенности,— «по-восточному цветистая, по-западному мудрая, знающая скорбь без отчаяния, страсть без исступления, восторг, чуждый безудержности» (В. Брюсов). А. Селянин |