2 дня
О сайте4 | С60 29259 008 1990, дата записи: 1988 |
ПЯТЬ НОВЕЛЛ. Николай Левиновский Сюита для джаз-оркестра и солистов Пробуждение - 5.22 Вспоминая тот день - 7.00 Викторина - 7.31 В том же духе (на тему Ф. Хаббарда) - 8.20 Вот и всё - 9.37 Ансамбль "Мелодия" п/у Б. Фрумкина: Виктор Гусейнов, труба Сергей Гурбелошвили, саксофон Вячеслав Назаров, тромбон Николай Левиновский, фортепиано Виктор Двоскин, контрабас Александр Симоновский, ударные Запись 1988 г. Имя Николая Левиновского хорошо известно в нашей стране каждому, кто хоть сколько-нибудь интересуется джазом. Его дебют на советской джазовой сцене состоялся в конце 60-х годов, во времена, когда джазовая музыка еще была «запретным плодом». Уже в первых своих композиторских опытах Левиновский стремится высказаться по-своему, найти собственное звучание. Его «русские» композиции — «Звонили звоны», «Неваляшки», «Отдавали молоду» — прозвучали в те годы свежо и самобытно. Но подлинный успех пришел к Н. Левиновскому позднее, когда он создал свой знаменитый джаз-ансамбль «Аллегро». Именно в этом коллективе откристаллизовались черты его композиторского стиля, сложился его артистический «имидж» — соединение широкой распевности, идущей от русского мелоса, с острой джазовой моторикой. К какой бы области современного джаза ни обращался Н. Левиновский — будь то композиция для биг-бэнда или пьеса для камерного состава, музыка стиля «свинг» или джаз-рок,— эти свойства его музыки всегда проступают вполне определенно. С конца 70-х годов Н Левиновский активно записывается на грампластинки. Среди советских джазовых пианистов он одним из первых стал использовать в своей работе электронные клавишные инструменты, что явилось одной из причин успеха его записей. Другая не менее важная причина — это то, что партнерами Н. Левиновского в его ансамблях всегда являлись сильнейшие советские джазмены. Недаром критика назвала ансамбль «Аллегро» «ансамблем виртуозов». Новая работа Николая Левиновского — джазовая сюита «Пять новелл» — представляет его в несколько ином облике, отличном от его предыдущих записей. Насладившись в полной мере электроникой, Левиновский погружается здесь в атмосферу акустического джаза. Пять частей сюиты — пять небольших изящных пьес-рассказов, в каждом из которых особый образный строй, особый микросюжет. Оркестр в этих пьесах как бы распадается на два слоя. Главный слой — секстет джазовых солистов, ведущих свой рассказ и являющихся драматургической основой всей композиции. Второй слой оркестра — плотный «хор» медных инструментов, скрепляющий всю ткань сочинения, усиливающий звучание в кульминациях и придающий всей музыке мужественный, а местами даже суровый характер. «Пробуждение» воспринимается как гимн природе, радость светлого мироощущения, чистый взгляд на жизнь. Главная тема постепенно набирает силу, звучит стремительно и ярко, сменяется чередой коротких монологов-импровизаций и вырывается наконец к финалу, окончательно утверждающему светлые начала. Исповедальность, лиризм и легкая грусть отличают пьесу «Вспоминая тот день». Интонационно близкая русскому романсу, она по духу напоминает традиционную джазовую балладу. Прослушивается что-то очень личное... «Викторина» — пьеса-игра. В самом названии заключен намек на имена любимых партнеров Н. Левиновского, а композиция построена как приглашение поиграть, посоревноваться. Стремительная, «взлетающая» тема побуждает музыкантов к столь же стремительным импровизациям. Здесь солируют все, и каждый по-своему остроумен и находчив. Экспрессивная тема Ф. Хаббарда вдохновила Н. Левиновского на создание развернутой композиции «В том же духе». Здесь стихия конфликта, борьбы. Асимметричная структура, ритмические «сломы», острые гармонические комплексы — все работает на конфликт, который достигает апогея в средней части — своеобразном «бассо остинато» рояля, контрабаса и ударных. Это, пожалуй, психологическая кульминация всей сюиты, точку в которой ставит мощное тутти медных. «Вот и все». Философское осмысление жизни, подведение итогов — таким представляется содержание этой заключительной части сюиты. Скорбная, местами почти траурная тема лишь на миг пытается вырваться к свету... Но все напрасно. Трагический монолог тромбона только усиливает общую мрачную картину, и не спасает даже попытка рояля вернуться в прошлое... Угасает музыка финала, засыпает природа, кончена жизнь... В этой работе Николаю Левиновскому вновь повезло с партнерами. Он остановил свой выбор на джаз-ансамбле «Мелодия» — и не ошибся. Опытные профессионалы, возглавляемые Борисом Фрумкиным, весьма достойно справились со своей задачей. Оркестр звучит вдохновенно, ярко (медная группа, пожалуй, одна из лучших в Союзе), чувствуется, что музыканты верят в то, что исполняют, и делают это с радостью. Порадуемся же и мы вместе с ними. Юрий Саульский |