6 дней
О сайте27 4 | С10-08597-8 1977 |
Фрагменты оратории для солистов, хора и оркестра (на немецком языке) Гедре Каукайте (сопрано) Альгирдас Чиплис (тенор) Вильнюсский хор мальчиков "Ажуолюкас" Гедре Лукшайте (клавесин) Симфонический оркестр Литовской государственной филармонии |
Г. Ф. ГЕНДЕЛЬ (1685 -1759): «Иуда Маккавей», фрагменты из оратории (на немецком яз.) Увертюра; Восемь хоров (№ I, 4, 7, 10, 19, 21, 25. 26); Ария (сопрано) (№ 38); Хор (№ 39); Ария (тенор) и хор (№ 43); Четыре хора (№ 49, 56, 58, 62); Заключительный хор (№ 66). Г. Каукайте (сопрано), А. Чиплис (тенор), Вильнюсский хор мальчиков «Ажуолюкас», худ. рук. Г. Перельштейнас, симф. орк. Литовской гос. филармонии/Ю. Домаркас. Г. Лукшайте (клавесин) |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок. Зак. 879—Д—1540— |
«Мне было бы грустно, если бы я только доставлял людям удовольствие. Моя цель — сделать их лучшими». Эти слова Георга Фридриха Генделя ярко характеризуют эстетическую направленность его бессмертного творчества, проникнутого высоким гражданским пафосом. Перу Генделя принадлежат многочисленные оперы и кантаты, оркестровые концерты и клавирные сюиты. Но, пожалуй, самая замечательная область его наследия — многочисленные оратории, в которых наиболее рельефно выступают присущие его музыке черты монументальной героики. Жанр оратории — крупного циклического произведения для хора, солистов и оркестра — возник на рубеже XVI и XVII веков и обязан своим названием так называемым «ораториям»— римским молельням, предназначенным для собраний верующих в свободное от богослужений время. Сюжеты ораторий обычно заимствовались из Библии. Если первая известная оратория — «Представление о душе и теле» Эмилио дель Кавальери — еще содержала сценическое действие, то позже театральный элемент исчез вовсе. Выдающимися мастерами оратории были Джакомо Кариссими, Алессандро Страделла, Алессандро Скарлатти. Однако наивысшего расцвета этот жанр достиг в творчестве Генделя. Композитору принадлежат 32 оратории, подавляющее большинство которых было создано в Англии, где он обрел вторую родину. Среди них есть произведения на сюжеты античной мифологии («Ацис, Галатея и Полифем», «Геркулес»), оратория на лирико-философский текст Мильтона «L'Allegro, И Pensieroso ed II Moderato», но центральное место принадлежит библейским сюжетам («Мессия», «Саул», «Валтасар», «Соломон» и др.), что во многом было обусловлено исторической обстановкой. Революционные взрывы, потрясшие Англию в XVII веке, отголоски которых были ощутимы и во времена Генделя, проходили под знаком религиозного движения против прокатолических кругов, на которые опирались изгнанные из страны последние представители королевской династии Стюартов. Образы героев библейских преданий служили для народа символами борьбы против тиранов и поработителей. Так же трактованы они и в генделевских ораториях, исполнявшихся, как правило, в театрах, а не в церквах, и не раз подвергавшихся нападкам со стороны реакционного духовенства. Главный герой ораторий Генделя — народ. Этим обусловлена ведущая роль хоров, где воплощены наиболее значительные узловые моменты развития действия. Непревзойденный мастер хорового письма, Гендель, широко применяя разнообразные полифонические приемы, как бы развертывает перед слушателями монументальные полотна, воссоздающие массовые сцены в характерном для композитора «плакатном» стиле. Образы конкретных персонажей ораторий раскрыты в сольных номерах — речитативах и ариях, с необычайной выразительностью передающих душевное состояние героя. Пластичная по рисунку вокальная партия всегда отличается четкостью декламации, гибкостью и характерностью передачи различных нюансов текста. Действенную роль в ораториях выполняет оркестр, вступающий в разнообразные сочетания с партиями голосов. Звучанию генделевского оркестра присущи плотность и красочность, колоритная и яркая трактовка солирующих партий. Все эти черты в полной мере свойственны «Иуде Маккавею»— одной из лучших ораторий Генделя, написанной на либретто Т. Морелла, завершенной летом 1746 года и впервые исполненной 1 апреля 1747 года в лондонском театре Ковент-Гарден с громадным успехом. Английский народ праздновал победу над вторгшимися в страну мятежными армиями принца Карла-Эдуарда Стюарта (на эти события Гендель ранее откликнулся патриотическими «Гимном добровольцам» и «Ораторией на случай»). Библейский сюжет, повествующий о победе народа древней Иудеи под предводительством Иуды Маккавея над иноземными завоевателями, перекликался с окончательной победой над реакционной кликой Стюартов. Триумф новой оратории делает Генделя национальной гордостью Англии. Драматические события произведения воплощены в шестидесяти шести развернутых хоровых, сольных и ансамблевых номерах. Повествование ведется от лица народа, иногда поручаясь его предводителям (Иуде Маккавею, Симону). Три части оратории насыщены яркими контрастами, отличаются богатством образов, пронизаны четкой линией драматургического развития, словно предвещающей бетховенскую идею «через борьбу к победе». На этой пластинке представлен ряд фрагментов оратории «Иуда Маккавей». Произведение открывается увертюрой во французском стиле. За суровым вступительным Largo с упругой пунктирной ритмикой следует быстрая и энергичная фуга. Та же сдержанная суровая патетика отличает хоры № 1 и 4, повествующие о горестной судьбе порабощенного народа. Напряженность и экспрессия сближает их с хорами Баха, что особенно ощутимо в № 4, где прием нисходящего хроматического остинатного баса вызывает в памяти Crucifixus из баховской Мессы си минор. Иной колорит господствует в хоре № 7. Полный светлей надежды начальный хорал сменяется актижной подвижной фугой с характерной «броской» интонацией темы. Хоры № 10 и 19 — призывы к борьбе против тиранов. Воинственные фанфарные мотивы, мощное праздничное звучание почти зримо изображают картину шествия восставшего народа. В трехголосном хоре № 21 появляются интонации, близкие фуге из увертюры, но окрашенные в светлые мажорные тона. Прозрачная полифонизированная фактура, стройная миниатюрная старосонатная композиция придают музыке особое изящество и очарование. Завершающий первую часть оратории хор № 25 — величавый торжественный гимн. Сложная полифоническая музыкальная ткань с развитым голосоведением и каноническими имитациями чередуется с аккордовыми хоральными эпизодами. Хор № 26, открывающий вторую часть, — одна из основных драматических кульминаций произведения. Это грандиозная сцена битвы, воплощенная с поразительным мастерством и вдохновением. Краткие резкие возгласы, сопровождаемые бурлящим оркестровым фоном, сменяются тревожным фугато, впоследствии сливаясь в едином, бушующем и грозном звучании. Ария сопрано № 38 и следующий за ней без перерыва хор № 39 на ту же тему— оплакивание поражения армий восставших. Скорбные, словно застывшие мелодические фразы, мерное движение остинатной фигуры в басу как бы воссоздают картину траурного шествия. Ария и хор № 43 — призыв Иуды Маккавея к битве, подхватываемый народом. Солисту и хору поручены здесь лишь краткие фразы, выразительно оттеняемые мощными трубными сигналами оркестра. Завершающий вторую часть хор № 49 содержит два контрастных раздела — полное сурового драматизма Andante и торжественную двойную фугу с совместной экспозицией обеих тем — величавой, хорального склада и более подвижной, фигурированной. Третья часть оратории посвящена триумфу народа-победителя. № 56 — хор юношей и девушек. Незатейливая мелодика, гомофонный склад, куплетная форма сближают его с простым народным напевом. На тему этого хора Бетховен написал цикл вариаций для виолончели и фортепиано. Победный хор № 58 отличается сочетанием жанровой маршевой основы и сложной полифонической разработки, блестящей оркестровкой, расцвеченной нарядным звучанием труб и литавр. Хор № 62 — последний из драматических номеров оратории. Он построен в виде фуги, основанной на сложных и многообразных сочетаниях проведений темы в прямом и обращенном движении. Венчает произведение великолепный заключительный хор № 66 («Аллилуйя»), полный безудержного ликования. Подобно знаменитой «Аллилуйе» из оратории «Мессия», это один из дальних предвестников «гимна радости» в финале бетхо-венской Девятой симфонии, с которым его роднит и четкая народно-песенная основа. Народный артист Литовской ССР, лауреат республиканской премии дирижер Юозас Домаркас родился в 1936 году в Литве. Учился в Кл.айпедском музыкальном училище и в Вильнюсской консерватории. В 1960 году Ю. Домаркас поступил в Ленинградскую консерваторию на факультет симфонического и оперного дирижирования в класс профессора И. Мусина. Впервые как дирижер дебютировал в 1961 году в Ленинграде. В 1964 году Ю. Домаркас, еще будучи дипломником Ленинградской консерватории, был назначен главным дирижером симфонического оркестра Литовской филармонии. Ю. Домаркас часто получает приглашения дирижировать оркестрами Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина, Риги, Минска, Тбилиси и других городов нашей страны. Постоянно выступает за рубежом — в Польше, Чехословакии, Румынии, ГДР, Югославии, Мексике. Советская и зарубежная пресса отмечает масштабность дарования молодого дирижера, культуру и зрелость его музыкального мышления, большой такт и исполнительскую инициативу, склонность к монументальности и эмоциональности, тонкий вкус и верное чувство стиля исполняемых произведений. Кроме концертной деятельности Ю. Домаркас ведет педагогическую работу в Вильнюсской консерватории. |
I сторона Первая часть 1. Увертюра — 4.40 2. Хор (№ 1) — 5.09 3. Хор (№ 4) — 4.00 4. Хор (№ 7) — 2.00 5. Хор (№ 10) — 1.04 6. Хор (№ 19) — 0.53 7. Хор (№ 21) — 1.52 8. Хор (№ 25) — 3.45 II сторона Вторая часть 9. Хор (№ 26) — 3.32 10. Ария (сопрано) (№ 38) Хор (№ 39) — 8.40 11. Ария (тенор) и хор (№ 43) — 2.05 12. Хор (№ 49) — 3.30 Третья часть 13. Хор (№ 56) — 2.03 14. Хор (№ 58) — 2.12 15. Хор (№ 62) — 2.14 16. Заключительный хор (№ 66) — 2.01 Гедре Каукайте, сопрано Альгирдас Чиплис, тенор ВИЛЬНЮССКИЙ ХОР МАЛЬЧИКОВ «АЖУОЛЮКАС» Художественный руководитель Германас Перельштейнас Гедре Лукшайте, клавесин СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЛИТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ Дирижер Юозас Домаркас Звукорежиссер И. Вепринцев. Редактор И. Чумакова |