6 дней
О сайте32 9 | М60 44997 001 1983 |
1. Где б ни скитался я (А.Лерман, обработка Н.Игнатьева – В.Мятлев), 1932г. – 2:54 2. Морской блюз (обработка Н.Игнатьева), 1932г. – 4:31 3. Лимончики (обработка Л.Дидерихса – В.Лебедев-Кумач), 1934г. – 3:30 4. Контрабандисты (обработка О.Кандата – Э.Багрицкий), 1939г. – 3:00 5. Украинская рапсодия (И.Дунаевский), 1932г. – 4:08 6. Русская рапсодия (И.Дунаевский), 1932г. – 4:02 7. Джаз–болельщик (обработка Л.Дидерихса – В.Лебедев-Кумач), 1934г. – 3:35 8. Папочка и мышки (шуточная колыбельная) (обр. Л.Дидерихса – В.Лебедев-Кумач), 1933г. 9. Сердце красавицы (музыкальная шутка) (обработка И.Дунаевского), 1933г. – 3:12 10. Два парафраза (на темы оперных мелодий) (И.Дунаевский), 1933г. – 4:55 11. «Ваше прошлое!» (монолог грампластинки) (обработка Н.Игнатьева), 1931г. – 4:05 12. Счастливый путь (И.Дунаевский – В.Масс, Н.Эрдман), 1932г. – 2:40 Всесоюзная студия грамзаписи. Реставрация с пластинок 1930-х гг. |
М60 44997 001 ПАМЯТИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (1). Музыкальный магазин 1. Где б ни скитался я (А.Лерман, обработка Н.Игнатьева – В.Мятлев), 1932г. – 2:54 2. Морской блюз (обработка Н.Игнатьева), 1932г. – 4:31 3. Лимончики (обработка Л.Дидерихса – В.Лебедев-Кумач), 1934г. – 3:30 4. Контрабандисты (обработка О.Кандата – Э.Багрицкий), 1939г. – 3:00 5. Украинская рапсодия (И.Дунаевский), 1932г. – 4:08 6. Русская рапсодия (И.Дунаевский), 1932г. – 4:02 7. Джаз–болельщик (обработка Л.Дидерихса – В.Лебедев-Кумач), 1934г. – 3:35 8. Папочка и мышки (шуточная колыбельная) (обр. Л.Дидерихса – В.Лебедев-Кумач), 1933г. 9. Сердце красавицы (музыкальная шутка) (обработка И.Дунаевского), 1933г. – 3:12 10. Два парафраза (на темы оперных мелодий) (И.Дунаевский), 1933г. – 4:55 11. «Ваше прошлое!» (монолог грампластинки) (обработка Н.Игнатьева), 1931г. – 4:05 12. Счастливый путь (И.Дунаевский – В.Масс, Н.Эрдман), 1932г. – 2:40 Всесоюзная студия грамзаписи. Реставрация с пластинок 1930-х гг. |
Оборот конверта (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок) |
Оборот конверта (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок), лицевая сторона - см. фото от nikolai |
Оборот конверта (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок) |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-80 |
ВСГ. Реставрация с пластинок 1930-х гг. Реставратор Т.Павлова Редактор Г.Скороходов © "Мелодия", 1983 Три пластинки «Памяти Леонида Утесова» воскрешают страницы многогранного творчества замечательного певца, артиста, дирижера. Они дают возможность вновь услышать записи, сделанные четыре-пять десятилетий назад, в так называемую «домагнитофонную эру», — начиная с дебюта Утесова и Tea-джаза и кончая программами первых послевоенных лет. Переписанные с обычных пластинок, матриц, тонфильмов и кинопленки, не повторяя предыдущие издания, три новых долгоиграющих диска помогут воссоздать звуковой портрет Леонида Утесова — портрет, по словам И. Бабеля, «великолепного, заряженного электричеством парня, опьяненного жизнью, всегда готового к движению сердца и бурной борьбе со злом», портрет артиста, пропагандирующего «неутолимую и простодушную любовь к жизни, веселье, доброту, лукавство человека легкой души, охваченного жаждой веселости и познания». Первая пластинка серии, получившая название по поставленному в 1932 году в Tea-джазе одноактному спектаклю «Музыкальный магазин», включает записи произведений, входивших в программы конца 20-х — начала 30-х годов, — в ту пору, когда Утесов со своим оркестром делал на эстрадных подмостках первые, но далеко не робкие шаги. «Где б ни скитался я» — «тифлисский романс», как значилось на этикетках, впервые исполнен Утесовым во время дебюта Теа-джаза 8 марта 1929 года в праздничном концерте, проходившем на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Романс этот в те годы бытовал на эстраде, мелодия его иногда объявлялась грузинской народной, на пластинки его записала позже Тамара Церетели. В начале века под названием «Ах, это сон» романс был издан в Санкт-Петербурге с указанием: «музыка А. Лемана, стихи В. Мятлева». Для Утесова мелодию А. Лемана обработал контрабасист Николай Игнатьев, игравший в первом составе Теа-джаза: в 1929—1930 годах он был единственным аранжировщике м нового коллектива. Утесов напел этот романс в кабинете звукозаписи Музобъединения ВСНХ РСФСР в середине 1932 года. Записанный тогда же комплект из двенадцати песен, танцевальных пьес и джазовых рапсодий был первым представительным появлением Утесова и его ансамбля в грамзаписи. «Морской блюз» — первый обычный «гигант» Утесова и единственная его мелодекламация на английском языке. Как и все остальные произведения, записанные в середине 1932 года, «Морской блюз» исполнялся вторым составом Tea-джаза, сложившимся к этому времени следующим образом: Леонид Утесов — дирижер, скрипка, пение, конферанс, соло на джаз-флейте, Михаил Ветров, Яков Ханин — трубы, Валентин Ершов — тромбон, Николай Рукавишников, Орест Кандат, Изяслав Зелигман — альт-саксофоны, Аркадий Котлярский — тенор-саксофон, Юрий Капецкий — туба, Альберт Триллинг — скрипка, рояль, Николай Минх -— рояль, аккордеон, Борис Градский, Николай Виниченко — банджо, Зиновий Фрадкин, Николай Самошников — ударные. Вот джаз загремел, заиграли трубачи, Веселой дробью загремели барабаны. И стаи звуков завертелись, как бураны, И захотелось сразу танцевать!— этими словами Василия Лебедева-Кумача начинается песенка-фокстрот «Лимончики», впервые исполненная Утесовым в 1930 году. Это первое произведение о джазе для джаза. Кроме того, «Лимончики» явились одной из тех несен, с которых началось содружество поэта, работавшего в те годы в «Крокодиле», с руководителем быстро завоевавшего популярность эстрадного коллектива. В музыкальной обработке одного из лучших аранжировщиков утесовского ансамбля Леонида Дидерихса эта песенка-фокстрот была записана 26 февраля 1934 года. Уже в первой программе Tea-джаза Утесов представил слушателям один из любопытных жанров эстрады, ныне почти не встречающийся, — мелодекламацию. Но если обычно чтец-мелодекламатор выступал в сопровождении рояля или скрипки, то Утесов впервые прочел стихотворение Эдуарда Багрицкого «Контрабандисты» «под джаз», продемонстрировав тем самым почти безграничные возможности нового вида музыки. К сожалению, ранняя запись этого произведения до нас не дошла. Мы воспроизводим здесь более поздний вариант «Контрабандистов», прочитанный Утесовым (с небольшими сокращениями) 13 августа 1939 года. Мелодия У. Дональд-сона на этот раз была обработана Орестом Кандатом. Для второй программы оркестра Утесова «Джаз на повороте» (1930 год), знаменовавшей новые поиски коллектива в области репертуара, И. Дунаевский написал четыре песенно-оркестровых расподии. Две из них — «Украинская» и «Русская» — представлены с незначительными сокращениями на пластинке. Записи эти являются не только свидетельствами первого обращения И. Дунаевского к джазу, но и образцами первых обработок для джазового состава мелодий народов нашей страны. Веселые куплеты «Джаз-болельщик», герой которых стал жертвой «патефономании», украшали многие утесовские программы. Неоднократно записывались они и на пластинки. Здесь воспроизводится ранний вариант этого шуточного «симбиоза» танго с фокстротом (обработка Л. Дидерихса, стихи В. Лебедева-Кумача), записанный 25 марта 1934 года. Еще один пример мелодекламации, на этот раз сатирической, представлен песенкой «Папочка и мышки» (пеово-начальное название — «Кооперативная колыбельная»). Опубликованное на страницах «Крокодила» стихотворение В. Лебедева-Кумача было положено в джазе Утесова на мелодию из только что появившегося мультфильма «Три поросенка» (музыка Фрэнка Черчилла). Сатирическая направленность произведения блестяще подчеркнута оригинальной, прямо-таки язвительной аранжировкой Л. Дидерихса, в которую умело вводятся цитаты из знакомых произведений, характеризующих пристрастия героя. В нашу программу вошел один из пробных вариантов записи этой шуточной колыбельной, сделанный в декабре 1933 года. Следующие пять номеров исполнялись в одном из лучших спектаклей, поставленных в театрализованном оркестре Леонида Утесова, — «Музыкальный магазин», премьера которого состоялась в 1932 голу. Музыку к «джаз-клоунаде» Николая Эрдмана и Владимира Масса написал в ту пору страстно увлеченный джазом И. Дунаевский, который необычайно щедро насытил одноактную комедию песнями, танцевальными пьесами, оркестровыми фантазиями. В нашу программу вошли произведения из «Музыкального магазина», записанные на пластинки в 1932—1933 годах,— все, что были зафиксированы грамзаписью: пародия-шутка «Сердце красавицы», два парафраза на темы известных оперных мелодий, одна из первых песен И. Дунаевского «Счастливый путь», вспоследствии долгие годы служившая в качестве финальной в концертах Утесова. Слушатели получают возможность познакомиться с записью, сделанной специально для спектакля «Музыкальный магазин». Монолог «Ваше прошлое» в то время был диалогом: включив граммофон, Утесов фактически разговаривал сам с собой — из рупора звучал «голос его хозяина». Обвинительная «речь грампластинки», выдержанная в духе рап-мовской критики, отрицавшей эстрадные жанры вообще, была записана самим «обвиняемым». Спектакль «Музыкальный магазин» долго не сходил с афиш мюзик-холлов, где выступал в те годы Теа-джаз Утесова, а к 25-летию со дня премьеры был возобновлен. Г. Скороходов |
Лицевая сторона конверта. Выходила в составе комплекта из 3-х пластинок Ташкентского завода грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова |
Оборот конверта (Ташкентский завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова) |
Этикетка 2-ой стороны (Ташкентский завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова, ГОСТ 5289-80) |
ЛЗ Другое расположение текста Сторона 1 |
ЛЗ Другое расположение текста Сторона 2 |