6 дней
О сайте9 2 | А10 00195 001 1986, дата записи: 1985 г. |
П. Чайковский (1840 — 1893) Сюита № 3 соль мажор, соч. 55 Сторона 1 1. Elegie. Andantino molto cantabile — 11.37 2. Valse melancolique. Allegro moderato — 6.09 3. Scherzo. Presto — 4.51 Сторона 2 4. Thema con variazioni. Andante con moto — 19.27 Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ Звукорежиссер С. Пазухин. Редактор Л. Абелян Запись 1985 г. (цифровая) см. компакт-диск SUCD 10 00104 |
Выходила также в 1987 г. составе комплекта из 4-х пластинок "П. Чайковский: Сюиты № 1-4" |
А10-00195-6. П.Чайковский. Сюита № 3 соль мажор, соч. 55 Музыкальное творчество народов СССР. Антология. Русская классическая музыка 01 01.Elégie. Andantino cantabile 02.Valse melancolique. Allegro moderato 03.Scherzo. Presto 02 04.Thema con variazioni. Andante con moto Государственный академический симфонический оркестр СССР Дирижёр Евгений Светланов Звукорежиссёр С.Пазухин Редактор Л.Абелян На лицевой стороне конверта: В.Бялыницкий-Бируля. Задумчивые дни осени Оформление художника Б.Белова ВСГ. Запись 1985 |
Весной 1884 года П. И. Чайковский задумал написать новую симфонию. Однако в процессе работы он пришел к выводу, что его замысел может быть лучше воплощен в другом жанре. Так появилась Третья сюита, сочинявшаяся в Каменке в апреле — мае 1884 года. В Третьей сюите композитор обобщил опыт, накопленный в двух предшествующих партитурах, и создал одно из популярнейших своих произведений. Премьера Третьей сюиты, состоявшаяся под управлением Ганса фон Бюлова в Петербурге 12 января 1885 года, сопровождалась исключительным успехом, глубоко взволновавшим композитора. В письме к Н. Ф. фон Мекк он писал: «Подобного торжества я еще никогда не испытывал; я видел, что вся масса публики была потрясена и благодарна мне. Эти мгновения есть лучшие мгновения жизни артиста. Ради них стоит жить и трудиться». Такой же успех сопровождал и все последующие исполнения сюиты, сам композитор неоднократно выступал с нею в России и за границей. Такое отношение публики объясняется высокими художественными достоинствами произведения, обладающего к тому же качеством общедоступности, легкости восприятия. По своему содержанию это самая значительная из всех сюит Чайковского, приближающаяся к симфонии. Об этом свидетельствуют и углубленность образного содержания, и широта развития музыкальных мыслей, и сама форма, напоминающая о традиционной четырехчастной симфонии. Чайковский находится в сфере лирического высказывания, то ясного и светлого, то углубленного в печальные размышления, но всегда идущего от сердца, что пробуждает живейший отклик среди слушателей. Если добавить, что в сюите проявилось во всей своей полноте мелодическое дарование ее автора, что ее оркестровая палитра особенно богата (известно, что Чайковский в период работы над партитурой сюиты придавал этому важнейшее значение, добиваясь особой яркости и разнообразия звучания), то можно оценить значение Третьей сюиты как одного из этапных произведений в творчестве Чайковского, непосредственно соприкасающегося с его исканиями в симфонической, концертной и балетной музыке. Первая часть, «Элегия», написана в сонатной форме, что само по себе необычно для сюиты. Она отличается масштабностью, полнотой высказывания содержания, в основе спокойно-лирического, но оттененного эмоциональными нарастаниями. Светла и задумчива первая тема, появляющаяся у первых скрипок в сопровождении подголоска вторых скрипок и альтов. Она развита композитором широко и свободно. Вторая тема также напевная, но более эмоциональная, что подчеркивается ее разработкой. В репризе утверждается спокойно-лирическое настроение. Элегия отмечена широтой мелодического дыхания и проникновенностью выражения чувства, проникнутого мягкостью задумчивой грусти. Вторая часть, «Меланхолический вальс»,— истинный шедевр, выделяющийся среди многочисленных произведений Чайковского в этом жанре. Он исполнен строгой сосредоточенности печального чувства, точно омраченного какими-то воспоминаниями. Уже с первых тактов, где на фоне монотонного, навязчиво повторяющегося колыхания басов звучит грустно отрешенная тема альтов, слушатель вступает в мир широко развернутого печального повествования, проходя.. через различные фазы напряженности, вплоть до заключительного эпизода с его окончательным утверждением грустной покорности судьбе. Третья часть, «Скерцо», сразу переключает в в другую сферу настроений — оно полно жизне ности и веселья, проносится как светлый хоровод образов, сменяющих друг друга с той легкостью и непринужденностью, которые увлекают в свой неудержимый бег. Первая тема — бойкая и живая тарантелла; она точно отголосок народного праздника. В сред^-возникает неожиданный контраст: танец сменяется миниатюрным маршем, удивляющим фантастичностью юмора. Друг композитора критик Г. А. Ларош услышал в нем «шутливую лилипутскую солдатчину». Музыка Скерцо блистательно оркестрована. Сюита завершается «Темой с вариациями». Чайковский неоднократно обращался к этой форме и здесь снова блеснул мастерством и самостоятельностью ее трактовки. Из простой темы, в которой явственно но слышатся русские интонации, вырастают двенадцать вариаций, каждая из которых вносит новые штрихи в общую картину. В первых вариациях композитор еще близок теме, далее она преображается то в энергичное фугато, то в тарантеллу, то в хорал, то в протяжную русскую песню (вариации 5—8). Двенадцатая вариация — эффектный полонез, завершающий эту часть и всю сюиту. Третья сюита Чайковского записана Евгением Светлановым и Государственным академическим симфоническим оркестром СССР, еще раз подтвердившими свое глубокое понимание стиля и характера Чайковского, как и других классиков русской музыки. И. Мартынов, заслуженный деятель искусств РСФСР |