6 дней
О сайте4 1 | А10 00341 001 1988, дата записи: 11 декабря 1987 г. |
Сторона 1 Кантата “Jauchzet Gottr in allen Landen”, BWV 51 (И. С. Бах). На немецком языке 1. Jauchzet Gott in allen Landen (Aria) 2. Wir beten zu den Tempel an (Recitativo) 3. Höchster, mache deine Güte (Aria) 4. Sei Lob und Preis mit Ehren (Choral) 5. Alleluja (Aria) Беатрис Пара – сопрано Сторона 2 Кантата “Non sa che sia dolore”, BWV 209 (И. С. Бах). На итальянском языке 1. Sinfonia 2. Non sa che sia dolore (Recitativo) 3. Parti pur, e con dolore (Aria) 4. Tuo saver al tempo e l’età contrasta (Recitativo) 5. Ricetti gramezza e pavento (Aria) Галина Писаренко – сопрано Литовский камерный оркестр, дирижер Саулюс Сондецкис. Запись с концерта в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 11 декабря 1987 года Звукорежиссер Э. Шахназарян Редактор И. Слепнев Художник А. Третьяков. Фото А. Ратникова Запись 1987 г. (цифровая) РЗ, 1988 2008 1000 |
«Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1987 году проводятся в седьмой раз. За этой, пока еще скромной датой стоит большое и новое для московской художественной жизни дело, теперь уже имеющее свою традицию. «Декабрьские вечера» — это не просто концерты и не просто выставки в музее, приуроченные к декабрю. Это единственное в своем роде содружество пластических искусств и музыки на основе специально подготовленной к каждому сезону программы. Тематический диапазон «Декабрьских вечеров» весьма обширен. Он предполагает все мировое музыкальное и изобразительное искусство. Так состоялись вечера, посвященные русской музыке XIX — начала XX века, монографические циклы музыки Моцарта, Чайковского. С большим интересом были прослушаны концерты редко исполняемой у нас английской музыки и музыки XX столетия, программа, посвященная творчеству композиторов-романтиков: Шуберту, Шуману, Шопену. Как правило, в концерты часто включаются редко исполняемые, специально разучиваемые для «вечеров» произведения. Программу «Декабрьских вечеров» нынешнего года составляет музыка Иоганна Себастьяна Баха. Художественные выставки к «Декабрьским вечерам» не ставят своей целью «проиллюстрировать» музыку. Это в достаточной степени свободные аналогии, если угодно, импровизации на заданную тему. Программа музыки XX столетия сопровождалась монографической выставкой книжной графики Матисса, для музыки Моцарта была создана «интерьер-ная» выставка, ставящая целью создать соответствующую времени художественную среду. Английской музыке соответствовали выставки портретов интеллектуальной и художественной элиты Англии и гравюры Хогарта, русской музыке — изображение мира музыки в русской живописи. Ограничивающим началом в осуществлении замыслов устроителей являются, пожалуй, только пространственные возможности музея. Но и они оказались гораздо шире, чем нам казалось поначалу. Торжественный, нарядный «Белый зал», задуманный его создателями профессором И. В. Цветаевым и архитектором Р. И. Клейном как «Зал русской славы», удобен и для домашнего музицирования и для воплощения монументальной фрески-коллажа, какой явилась нам «Буря» Шекспира. В спектакле приняли участие 70 музыкантов, драматических артистов и певцов. В «Белом зале» прекрасно прозвучали не только романсы Метнера, но и оперы Бриттена. «Декабрьские вечера» — это и содружество единомышленников — музыкантов и искусствоведов. Его возглавляет выдающийся пианист нашего времени, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Святослав Рихтер. Его ближайшие помощники — замечательные советские музыканты: Г. Писаренко, Н. Гутман, О. Каган, Ю. Башмет, Квартет имени А. Бородина в составе М. Копельмана, А. Абраменкова, Д. Шебалина, В. Берлинского, художник Б. Мес-серер, искусствовед И. Прусс. Их постоянное участие в «вечерах» — верная гарантия высокого художественного качества. Неоценимую помощь всем участникам оказывают советы и консультации народной артистки РСФСР профессора Н. Дорлиак. Исключительное значение для уровня «Декабрьских вечеров» имели выступления в них таких мастеров мирового класса, как И. Архипова, И. Богачева, Э. Вирсаладзе, Е. Нестеренко, М. Пальм, А. Лазарев, В. Третьяков. Неоценима творческая помощь «Декабрьским вечерам» крупнейшего оперного режиссера наших дней Б. Покровского, участвовавшего в создании опер Бриттена и предоставившего для их исполнения лучших певцов своего театра. «Декабрьские вечера» изначально тяготеют к синтезу искусств. Поэтому здесь состоялась незабываемая постановка А. Эфроса — «Буря» Шекспира с музыкой Перселла, где слились воедино музыка (много труда и вдохновения отдал ей дирижер Ю. Николаевский) и слово, где всех поразила А. Вертинская в ролях Просперо и Ариэля. Естественно и закономерно в программу «Декабрьских вечеров» вошло художественное слово — Шекспир, Байрон, Берне в исполнении С. Юрского. Ярким моментом программы, посвященной XX столетию, стал поэтический вечер с участием Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Л. Озерова. Наряду с собственными произведениями поэты читали стихи своих великих современников. «Декабрьские вечера» с самого начала приобрели международный характер. В них приняли участие артисты из Швейцарии, США и Великобритании, Венгерской Народной Республики, Югославии и Эквадора, Польской Народной Республики и Федеративной Республики Германии, Нидерландов и Германской Демократической Республики. Среди них певцы — Д. Рендалл, П. Шрайер, Р. Холл, Б. Парра, X. Янушевска; пианисты — Ю. Франц, К. Эшенбах, М. Перайя, 3. Кочиш. Известные высоким профессиональным уровнем своих участников, «Декабрьские вечера» широко открыты для талантливой молодежи. К участию в них приглашались В. Зива — дирижер, В. Напарин — солист Малого оперного театра в Ленинграде, Э. Курмангалиев—студент Института имени Гнесиных, Е. Кисин — ученик музыкальной школы при Институте имени Гнесиных, М. Ивашкин — ученик детской группы при Камерном музыкальном театре. Для выставок к «Декабрьским вечерам» предоставляли свои произведения наряду с крупнейшими советскими музеями — Ленинградским Эрмитажем, Третьяковской галереей, Русским музеем — Национальная портретная галерея, Музей Виктории и Альберта и Галерея Тейт в Лондоне, музеи Польши, Германской Демократической Республики, Франции. И, наконец, есть еще один постоянный участник «Декабрьских вечеров». Это их посетители. Музей гордится тем, что «Декабрьские вечера», как все имеющие признание культурные события, сумели за эти годы завоевать «свою» публику. Это, как правило, люди, бесконечно любящие искусство, посвящающие свое свободное время приобщению к прекрасному в его многообразных обличиях. Посещая «Декабрьские вечера», они получают возможность проявить себя и как зрители и как слушатели. Конечно, категория такого рода публики огромна в нашей стране. И очень большое дело делают Центральное телевидение и его редакция «Экран», выпустившие уже целую серию фильмов, своеобразный «сериал», посвященный «вечерам». Музыка и музыканты, произведения пластических искусств и публика — все вместе создали на «Декабрьских вечерах» удивительно вдохновенную, полную неиссякаемого энтузиазма и заинтересованности атмосферу. Мы будем сохранять ее и дальше. Перефразируя слова основателя музея профессора И. Цветаева, можно было бы сказать: идея «Декабрьских вечеров» «и двигается, и развивается, и получает успех выполнения только благодаря чистоте намерений и высоко поставленной цели». И. Антонова |