5 дней
О сайте23 8 | С10 24019 000, С10 24021 008 (2 пл.) 1986, дата записи: 1983 |
Первая пластинка Сторона 1 24 каприса: № 1 ми мажор № 2 си минор № 3 ми минор № 4 до минор № 5 ля минор № 7 ля минор Сторона 2 № 6 соль минор № 8 ми-бемоль мажор № 9 ми мажор «Охота» № 10 соль минор № 11 до мажор № 12 ля-бемоль мажор № 13 си-бемоль мажор Запись Всесоюзного радио 1983 г. Вторая пластинка № 14 ми бемоль мажор; № 15 ми минор; № 16 соль минор; № 17 ми бемоль мажор; № 18 до мажор; № 19 ми бемоль мажор; № 20 ре мажор; № 21 ля мажор; № 22 фа мажор; № 23 си бемоль мажор; № 24 ля минор Интродукция и вариации на тему арии «Как сердце замирает» из оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» для скрипки соло Запись 1983 г. Звукорежиссёр М.Кожухова Редактор И.Слепнев Художник Ю.Лоев Фото В.Плотникова На лицевой стороне конверта: С.Коненков. Паганини |
ЛЗГ, разворот, правая сторона «Скрипка в руках Паганини — это больше не инструмент Тартини и Виотти; это нечто совершенно иное, имеющее другие цели», — писал бельгийский музыковед и композитор Франсуа-Жозеф Фетис после концертов великого итальянского скрипача в Париже. В то время это осознавалось немногими. Если Шуман, незадолго до Фетиса, провозгласил, что «Паганини — это поворотный пункт виртуозности», то большинство музыкантов, примыкавших к классической школе,, «не прияли» искусство Паганини. Теперь никто не может оспаривать того, что Паганини произвел подлинную революцию, явившуюся результатом нового понимания творческих задач, стоящих перед музыкантом-исполнителем. Искусство Паганини завершает процесс кристаллизации в музыкальном исполнительстве новых стилистических элементов, особенно бурно протекавший в первой четверти XIX столетия. Эти годы знаменуют собой исторический период формирования нового поколения исполнителей, вершиной творчества которых явится искусство «великого виртуоза романтизма». В чем же сущность революции, произведенной Паганини? Чем отличалось в общественно-художественном смысле понимание им природы и способа использования скрипки от понимания этого его предшественниками? Паганини расширил и углубил круг музыкальных образов, свойстаен-ных скрипичному искусству, и тем самым расширил сферу общественного воздействия скрипичного исполнительства. Смело вводя новые технические приемы, обогащая выразительные средства инструмента, Паганини пришел к новой колористической трактовке скрипки, освободившей скрипичную игру от последних остатков влияния эстетики церковного стиля. Паганини явился первым гениальным колористом в истории инструментального исполнительства. Колористическая трактовка скрипки Паганини основана на полнозвучном использовании всего ее диапазона, самых высоких регистров, разнообразных видов двойных нот, аккордов, двойных флажолетов, пиццикато, игры на перестроенной струне Соль, ударных отскакивающих и летучих штрихов, глиссандо, вибрации, хроматизации пассажей. За исключением двойных флажолетов, которые Паганини ввел в скрипичную игру несколько позднее, его приемы получили законченное воплощение в цикле «Двадцать четыре каприса для скрипки соло» — этой энциклопедии романтической инструментальной техники. Как известно, «Каприсы» были созданы Паганини в 1801—1806 годах под влиянием произведений аналогичной формы Локателли. Последние представляли собой своеобразные каденции для скрипки соло к первым и третьим частям концертов для скрипки с оркестром, изданных в 1733 году под названием «Искусство скрипки». Паганини художественно смелее и шире подошел к разрешению задачи, поставленной Локателли, дал музыкально законченное воплощение тому, что для Локателли являлось лишь техническими формулами. В скрипичной литературе «Каприсам» Паганини по своей значимости могут быть противопоставлены лишь Сонаты и Партиты для скрипки соло И. С. Баха. Бах и Паганини различными путями разрешили задачу выявления художественных возможностей скрипки как самостоятельного, не опирающегося на сопровождение инструмента. При этом первый исходил из полифонической, второй — из гомофонной трактовки скрипки. «Dedicati agii artisti» («Посвящается артистам») — так гласит подзаголовок на титульном листе первого издания «Двадцати четырех каприсов». Этим Паганини указал, что в своем произведении он обращается к зрелым художникам, мастерам скрипичного искусства. И, конечно, меньше всего оправданна точка зрения на «Каприсы» как на инструктивное сочинение или как на набор кунст-штюков, цель которых — развитие виртуозной техники скрипача. Подобное мнение, распространенное среди музыкантов, мешает скрипачам увидеть за внешне блестящей фактурой музыкальное содержание, дававшее Шуману основание говорить, что великий скрипач занимает «первое место среди итальянских композиторов». В «Каприсах» каждая страница изумляет богатством творческой фантазии, технической выдумки. Новизна мелодики с ее смелыми ходами, неожиданные модуляции, обилие хроматизмов, острых гармонических сочетаний, импульсивность и характерность ритмики, темпов — все это элементы нового музыкального языка. В этом произведении Паганини выступает как революционер в искусстве, совершивший переворот в технике инструментальной игры, беспредельно расширивший ее выразительные возможности. Многие произведения Паганини для скрипки написаны в вариационной форме, в жанре так называемого «сочинения на заданную тему». Для одних вариаций темой служат оперные мелодии, охотно заимствуемые им у близкого по духу и связям Россини, для других — народно-песенные и танцевальные мотивы. В этом сказалась демократическая направленность его исполнительского искусства. На данной тематической основе Паганини разворачивает вереницы вариаций, которые он импровизировал в значительно большем количестве на эстраде, в процессе исполнения, чем фиксировал на бумаге. Отличаясь своеобразием построения, они состоят обычно из вступления, часто лирического характера, арии и вариаций, нередко с кодой. Это как бы род оперно-драматической сцены, преломленной в инструментальном звучании. Отсюда яркая театральность, стремительность и непринужденность эмоциональных переходов, картинность изложения, типичные для вариационного стиля письма Паганини. Ряд вариационных циклов Паганини представляют своего рода исполнительские фельетоны, написанные на «злободневные» оперные темы дня. Часть из них утеряла значение с уходом породившей их эпохи. Но лучшие из них, такие, как «Моисей», «Ведьма», «Сердечный трепет», «Венецианский карнавал», остаются и по сей день яркими художественными документами нового романтического стиля. По книге И. Ямпольского «Никколо Паганини», М., Гос. муз. издательство, 1961 г. Сергей Стадлер родился в 1962 году в Ленинграде в семье музыкантов. Рано проявившаяся музыкальная одаренность побудила родителей начать занятия с сыном: сначала на фортепиано, а затем на скрипке. Вскоре Сергей поступил в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории в класс профессора Б. Сергеева — ученика М. Полякина. Большим событием в жизни молодого скрипача стала встреча с выдающимся музыкантом и педагогом М. Вайманом, общение с которым Стадлер считает ярчайшим событием своей творческой жизни. Еще в школьные годы Стадлер стал победителем Международного конкурса «Концертино-Прага», лауреатом международных конкурсов имени Ж. Тибо в Париже, имени Я. Сибелиуса в Хельсинки 1982 год принес студенту второго курса Ленинградской консерватории золотую медаль Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. Педагогами Сергея в это время были профессор Б. Гутников, а затем выдающийся советский скрипач Л. Коган. В настоящее время Стадлер преподает в Ленинградской консерватории, совмещая работу с учебой в аспирантуре Московской консерватории под руководством В. Третьякова. За выдающиеся заслуги в области исполнительского искусства скрипач удостоен премии Ленинского комсомола. Начав концертировать в юном возрасте, Стадлер ныне поражает слушателей виртуозным размахом, необыкновенным артистизмом и глубиной интерпретаций. Его гастроли с большим успехом проходят во многих крупных городах Советского Союза и за рубежом, где он выступает с сольными программами или в сопровождении ведущих симфонических оркестров. Скрипач обладает огромным репертуаром: все сочинения для скрипки Баха, в том числе Шесть сонат и партит для скрипки соло, подготовленные Стадлером к 300-летнему юбилею И. С. Баха; цикл русских скрипичных концертов, концерты Бетховена, Брамса, Сибелиуса, Берио, Вьетана, Шпора, Бруха; циклы испанской, итальянской, венской скрипичной музыки; сонаты Шуберта, Брамса, Бетховена, Шумана, цикл сонат Моцарта, сыгранный с сестрой — пианисткой Юлией Стадлер в Ленинграде, Москве, Вильнюсе. Большое внимание уделяет скрипач советской музыке. Он является первым исполнителем некоторых сочинений В. Салманова, С. Слонимского, Б. Тищенко, целого ряда посвященных ему произведений советских композиторов. К 200-летию со дня рождения Никколо Паганини Сергей Стадлер подготовил несколько программ, центральной из которых явилось исполнение в один вечер Двадцати четырех каприсов для скрипки соло. С этой программой скрипач выступал в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны и за рубежом, получив многочисленные отзывы международной прессы. «Программа Сергея Стадлера (Большой зал Московской консерватории, фестиваль «Русская зима») свидетельствовала о незаурядной отваге молодого скрипача. Шутка ли — все Двадцать четыре каприса Паганини! Предшественники единичны: Л. Коган, В. Пикайзен, Р. Риччи. Оценивая исполнение Каприсов, можно смело сказать: артист осуществил свой замысел на очень высоком профессиональном уровне. Стабильность интонации, безукоризненность штриховой техники, в особенности блистательное, всегда активное стаккато, отлично «выточенный» пунктирный штрих — все это в равной мере привлекало в исполнении Каприсов» («Советская музыка»). «Поразительно, что 20-летний советский виртуоз с невиданной легкостью и блеском сыграл все Двадцать четыре каприса в одном концерте, ошеломив потрясенную публику сыгранными на «бис» труднейшими «Вариациями на тему Паизиелло» (Греция). «Сергею Стадлеру удалось постигнуть то богатство поэзии, то необъятное море страстей, ту глубину чувств, которые заключены в музыке великого Паганини» («Советская культура»). Двадцать четыре каприса и «Вариации на тему Паизиелло» Н. Паганини записаны Сергеем Стадлером на скрипке работы Антонио Страдивари. |
Апрелевский заво, 1991 зак. 898, тираж 5800 Цена 2-63 |