6 дней
О сайте23 | Д 8451-2 1961 |
Д. ШОСТАКОВИЧ КОНЦЕРТ для скрипки с оркестром No. 1 ля минор, соч. 99 1. Nocturne 2. Scherzo 3. Passacaglia 4. Burlesque Л. КОГАН Симфонический оркестр Московской гос. филармонии Дирижер К. КОНДРАШИН Стерео-вариант: С 201-2 |
Концерт для скрипки с оркестром Д. Шостаковича написан в 1947 году. В 1955 году композитор создал его новую вторую редакцию. В этой редакции концерт был впервые исполнен 29 октября того же года в Ленинграде Давидом Ойстрахом, которому он и посвящен. Концерт неповторим по своеобразию и оригинальности содержания. Написан он в четырехчастной форме. “Ноктюрн”, “Скерцо”, “Пассакалия”, “Бурлеска” - так озаглавил композитор отдельные части. 1-я часть (Adagio ля минор) - своеобразный пролог, открывающийся выразительной спокойной мелодией. Её затаенный, грустный характер тонко передан в сумрачном, таинственно шелестящем унисонном звучании виолончелей и контрабасов. На фоне выдержанных басов солирующая скрипка начинает свое лирическое повествование, разворачивающееся на широком мелодическом дыхании. Музыкальную драматургию “Ноктюрна” композитор строит не на тематических контрастах (главная и побочная партии лишь взаимно дополняют друг друга), а на усложнении гармонической ткани, нарастании полифонического движения голосов. Постепенно динамическое напряжение рассеивается. Заканчивается “Ноктюрн” в просветленных поэтических тонах. Лирические раздумья первой части сменяет стремительное, полетное “Скерцо” (Allegro си бемоль минор). В вихреобразном круговом движении рельефно вырисовывается острая динамичность музыкальных образов, приобретающих порой зловещий оттенок, колючесть ритмов и гармоний, сложные полифонические сплетения. В непрекращающемся звуковом потоке скрипка соло выступает как “совершеннейший оркестровый голос”, состязающийся с другими солирующими оркестровыми голосами, в частности с деревянными духовыми инструментами. Движение внезапно прерывается гротескно-танцевальным эпизодом народно-бытового склада. Его запоминающийся ритмический рисунок и тонкие интонации иронии поглощаются непреодолимо разворачивающейся стихией движения. В дальнейшем развитии “Скерцо” большую роль играет характерный энергичный мотив (Con tutta forza), тематически связанный с одной из главных тем 10-й симфонии. 3-я часть - “Пассакалия” (Andante фа минор). Грозная, властная тема, порученная струнным и литаврам, сопровождаемая призывными драматическими возгласами валторн, сразу же вводит в круг эмоциональных образов этой части. Необычайно выразительна, как бы парящая над всей частью партия скрипки. Завершает концерт праздничная “Бурлеска” (Allegro con brio ля минор). Она буквально брызжет молодым весельем и задором, ослепляет блеском оркестровых красок. Музыка “Бурлески” отмечена ясно выраженными русскими национальными чертами. Основная тема пляса, открывающая финал, интонационно родственная тематизму предыдущих частей, сменяется плясовым эпизодом, веселым “скоморошьим” наигрышем. В новом красочном окружении появляется властная тема “Пассакалии”, как бы призывающая всех на народный праздник, картиной которого и завершается концерт. Партия скрипки в концерте Шостаковича лишена каких-либо внешних эстрадно-виртуозных атрибутов. Вместе с тем это труднейшее для скрипача произведение. Состав оркестра, без труб и тромбонов, с экономно разработанной в партитуре партией скрипок, дает возможность композитору рельефно очертить солирующую скрипку. Замечательный мастер оркестра Д. Шостакович использует инструментальные тембры в их выразительно-психологическом значении как одно из средств музыкальной драматургии. На этой пластинке концерт записан в исполнении выдающегося советского скрипача Леонида Когана. |